Конспект урока по литературному чтению Всемирный потоп в 4 классе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока

Предмет: Литературное чтение

Урок№ 54

Тема урока: Всемирный потоп.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование духовно-развитой личности ребёнка в процессе приобщения к мировой культуре на основе изучения библейских сказаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Задачи урока:

  • закрепление представления детей о грехе как о негативном поступке человека;

  • интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности на основе изучения библейских сказаний;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • расширять и обогащать словарный запас учащихся;

  • развивать речь, воображение, творческое мышление;

  • вызывать эмоциональный отклик, постижение авторского замысла;

  • привлекать учащихся к великому литературному творению - Библии.

Формирование УУД:

Личностные действия: приобщение к мировой культуре, проявление нравственно-этической ориентации.

Регулятивные действия: понимание и принимание учебной задачи, оценивание результатов своей деятельности и деятельности одноклассников, вырабатывание способности к волевой саморегуляции.

Познавательные действия: ориентация в тексте произведения, нахождение в тексте главного, составление плана, анализ содержания произведения, синтез прочитанного.

Коммуникативные действия: вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения, аргументируют свои высказывания, пересказывают прочитанное.

Оборудование: О.В.Кубасова «Литературное чтение 4 класс» 3часть, презентация по теме «Всемирный потоп»; мультфильм «Потоп», выставка библейской литературы.

Ход урока.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Приветствие. Здравствуйте, ребята!

Игра«Скажем «Здравствуйте!»»

Скажем «Здравствуйте!» руками. Скажем «Здравствуйте!» глазами. Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом. - К нам пришли гости. Мы рады знакомству. Поприветствуем гостей. Доброму гостю хозяин всегда рад!

Я уверена, что наше

сотрудничество будет полезным и приятным для всех. Пожалуйста, садитесь.

2.Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

А).

- С каким новым разделом литературного чтения мы познакомились на прошлом уроке?

( Слайд 2) -Как вы объясните название этого раздела?

(«В начале было Слово - и Слово было у Бога - и Слово было Бог»

От Иоанна

-Какую силу, какие знания необходимо иметь чтобы за семь дней создать Землю и мир на земле! Слово - это сам Бог, его знание и сила. Б). Игра. Соотнесите ключевые слова. (Слайд№3) - Как понять «благословил» и «освятил»? В). Обсуждение

- Найдите и прочитайте фрагменты где сказано:

-Как Бог сотворил человека? Какое ему дал имя?

- Почему Бог решил сотворить ему помощницу и как это сделал?

- А как вы понимаете мысль о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию? - Прочитайте каким был райский сад.

- А вот как описывается жизнь первых людей в раю в книге «Закон Божий»:

(зачитает Аня)

«Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всём у них был достаток и довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев… Бог создал людей так же, как и ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божьей».

- Среди Рая росли два особенных дерева, что это были за деревья? ( Слайд №4)

- Объясните значение слов «добро», «зло». (Слайд№5)

-Чего же лишились люди вкусив запретный плод?

(Возможности вкушать плоды жизни, а значит - бессмертия).

- Как вы думаете, а что приобрели они взамен утраченного?

Физкультпауза.

Ваня шёл, шёл, шёл

И ромашку нашёл.

Букет нарвал

И дальше пошагал …

Лена шла, шла, шла

И ромашку нашла.

«Слава Богу!» - прошептала

И дальше пошла.

- Кто из ребят в нашей физминутке поступил правильно?

3.Подготовка к восприятию.

Постановка цели и задач урока; мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Вернёмся к Библии.

Вот как об этой книге сказал великий русский писатель Ф.М.Достоевский

(Слайд №6)

- Как вы понимаете его слова «Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа его слово и всякого прекрасного восприятия»?

(Погибнет тот народ который не будет слышать Слово Божие.)

в наставление Бог дал им следующие 10 заповедей (Слайд№7), соблюдая которые человек мог спастись и спасти род свой.

- Но следовали ли советам люди проживающие тогда на земле?

Об этом мы узнаем познакомившись со следующим библейским сказанием.

«Всемирный потоп». (Слайд№8)

и я попрошу вас сформулировать цели и задачи нашего сегодняшнего урока


  • Продолжать изучение библейских сказаний,

  • Учиться находить главное в тексте,

  • Отвечать на вопросы,

  • Рассуждать о добре и зле,

  • Выразительно читать сказание,

  • Определять главную мысль.

4. Знакомство с текстом. Работа с ним.

А)Словарная работа.

Ковчег - окованный сундук для хранения, сбережения чего либо (старинный вид судна).

Пучина - морская бездна.

Масличный лист - лист от дерева маслины.

Ковыль - травянистое степное растение.

Б)Чтение детьми сказания «Всемирный потоп» вслух по абзацам, выделяя главное.

1часть.

- Живя на Земле, люди стали забывать заповеди Бога.(Найдите строки-подтверждения людского зла).

2часть.

-Выделите главное в этой части.

Видя великое зло, которое люди творили на Земле, Бог дал людям на исправление 120 лет, и сказал, что если они не исправятся, то по происшествии 120 лет Он истребит их с лица Земли. Но люди не исправились, а стали ещё хуже. Тогда Господь определил очистить Землю водою от нечестивого человеческого рода.

3,4части.

(Слайд№9)

- Кому и зачем пожелал сохранить жизнь Бог?

- Что для этого нужно было сделать Ною?

Ной начал строить ковчег когда ему было 500лет, когда закончил строительство ему было уже 600лет ( в те времена люди могли жить гораздо дольше не утрачивая физическую силу и здоровье).

Ной прожил 950 лет, он был последний достигший такой глубокой старости.

Размеры ковчега упомянуты в Библии:

Длина примерно -157м,

Ширина примерно - 26м,

Высота примерно - 15.7м.


5часть.

- Сколько лет Ной строил ковчег?

- Как вы думаете, за те 100 лет, пока Ной строил ковчег, люди интересовались, зачем он это делает?

-Конечно, на протяжении 100 лет Ной говорил людям, что если они не одумаются и не прекратят творить зло, Господь их истребит с лица земли. Бог дал людям такую долговременную отсрочку наказания для покаяния.

7 дней продолжалась "посадка" пассажиров в ковчег. (Слайд№10)

-Давайте представим это грандиозное шествие всех животных в ковчег. Могло ли оно остаться незамеченным для людей?

-Если бы люди одумались и захотели искренне покаяться, то отвратили бы от себя бедствие потопа.

Предполагание

- Раскаялись ли люди увидев такое необычное шествие?

6часть. (Слайд№11)

- Сколько дней и ночей лил дождь? Попробуем представить себе как это было?

Физкультпауза "эффект дождя"

По команде учителя все одновременно начинают хлопать подушечками пальцев друг об друга, потом пальцами, потом всей всей ладонью, т.е. звук должен нарастать. Затем же можно наоборот убавить звук, постепенно уменьшая площадь соприкосновения ладошек. Делать этот "эффект дождя" лучше всего с закрытыми глазами, дождаться тишины, а потом можно начать так:

"Представьте, дети, люди во времена Ноя не знали, что такое дождь. Они не верили словам Ноя, что Бог пошлет потоп на землю. Вдруг они услышали необычный звук, это были первые капли дождя...

- А теперь попробуем силой голоса передать весь ужас происходящего.

Работа в парах. Выразительное чтение . (по рядам)

1ряд - Как только Бог затворил за ним дверь…

2ряд - Когда хлынула вода…

3ряд - И скрылись в пучине…

Посоветуйтесь с соседом по парте каким тоном будете читать, где нужно сделать паузы и поставить логические ударения, потренируйтесь. Обратите внимание на силу голоса: Тихо, громко. - Чья пара готова?

- Удалось ли ….справиться с задачей?

Аналитическая беседа по иллюстрации картины И.К.Айвазовского «Всемирный потоп». (Слайд№ 12)

-Русский художник Иван Айвазовский использовал в своей картине библейский сюжет о всемирном потопе. С помощью света он привлекает внимание к самому важному в изображении, раскрывая его смысл: световые лучи как бы выхватывают из тьмы лица, выявляя их внутренний мир. (Слайд №13).

-Чьи фигуры изображены в центре картины?

-По каким строкам можно понять, что людям было страшно? Какие в сказании употреблены глаголы?

7часть. Выделите главное.

Предполагание

- Как Ною узнать, что земля уже обсохла, и можно самому выходить и выпускать всех животных?

8часть. Сбылось ли наше предположение? (Слайд № 14)

9часть.

- О чём повествует эта часть сказания?

10часть. Выделите главные строки этой части. (Слайд №15)

Ноев ковчег остановился на склоне горы Арарат. Араратские горы существуют не только в мифе. Они представляют собой два потухших вулкана, соединенных основаниями, между которыми простирается равнина в 20 км. Именно там находится огромное деревянное сооружение, похожее, по описанию очевидцев, на знаменитое древнее судно.

5. Итог урока. - Какова же главная мысль этого сказания? - Чему нас учит эта история? -Что нового и полезного для себя вы узнали? - Итак наш урок подошёл к концу. Хочется поблагодарить всех детей, которые помогали постичь сказание. А особенно…

6. Домашнее задание. Перечитать сказание, составить цитатный план и пользуясь планом, пересказать предание.
7. Рефлексия.

Заполните лист самооценки урока.


Лист самооценки урока

1. На уроке мне больше всего понравилось…___________________________

2. На уроке мне не понравилось… ____________________________________

3. Из урока мне запомнилось…_______________________________________

4. Мне захотелось узнать больше о…._________________________________

Спасибо за урок! Хорошего дня!

6


© 2010-2022