Конспект урока по окружающему миру Где зимуют птицы? (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Где зимуют птицы?»


Педагогическая цель: закрепить и расширить знания об особенностях птиц. Тип урока: комбинированный. Планируемые результаты (предметные): Научатся: различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц. Получат возможность научиться: выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя предоставленную информацию для получения новых знаний. Личностные результаты: внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, начальные навыки адаптации в динамично изменяющимся мире. Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвосхищать результат. Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зимующих видах птиц; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненого опыта, рассказов, сказок и т.д.) Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.


Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска; учебник «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков; таблицы с названием групп птиц (зимующие, осёдлые, кочующие, перелётные); фотографии синицы, скворца, воробья, ласточки, цапли, снегиря; маски птиц «Скворец», «Цапля»; презентация «Где зимуют птицы?».

Ход урока.


I. Организационный момент

Учитель: Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ну-ка, проверь, дружок. Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Много нового узнать.
Дети: Очень интересно Все то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем, И мир большой познаем!

II. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!

- Откуда же пришло наше письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано - Африка.

- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Лебедь).

- Это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена "Гадкий утенок". Вы, наверное, читали сказку или смотрели мультфильм "Гадкий утенок".

- Кому оно адресовано? (Нам, первоклассникам. МБОУ «Абрикосовская школа»). Давайте посмотрим, а что же внутри? (Открываю конверт)

- Письмо. А что же пишет нам Лебедь?

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я ,Лебедь из сказки Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок". Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.

Я знаю,что там, где вы живете, стоят морозы, а некоторые птички никуда не улетели.

Ребята, подскажите,

1. Какие птички улетели на зиму в теплые края и почему?

2. Какие птички остались зимовать в вашей местности?

3. Где они укрываются от мороза, чем питаются?

4. Помогаете ли вы им пережить холода?

Буду с нетерпением ждать ваш ответ.

Ваш друг - Лебедь

- Поиску ответов на эти серьезные вопросы мы и посвятим наш сегодняшний урок.
III. Актуализация знаний учащихся.
- Вспомните, каких животных учёные относят к птицам?
IV. Введение в тему. Постановка учебных задач
- С наступлением холодов меньше становится корма для животных и птиц. Давайте послушаем разговор скворца и цапли. 1) Постановка сценки «Скворец и цапля»
Цапля: -Здравствуй, скворушка! Скворец: -Что ты такая печальная, цапля? Цапля: - Ах голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик важно вышагивал, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький воробьишко болтал, что бывает зима и какой-то трескучей мороз. Может быть, это правда? Скворец: - Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут птицы, не бывает на Земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

- Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Потому что, они улетали на зимовку в другие страны).

- Кто может сказать, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

- Да, мы сегодня поговорим о птицах, и о том, как птицы готовятся к зиме.

- Давайте прочитаем тему нашего урока на стр.16 учебника.( Слайд 1)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
V. Работа над новым материалом

1) Знакомство с перелетными птицами

- Ребята, если сейчас выйти на улицу, мы увидим много птичек? А летом? Как вы думаете почему?

- Это потому, что всех птичек можно разделить на 2 большие группы: перелётные и зимующие. (Слайд 2)

- Лебедь спрашивает, какие птички улетели в теплые края?

- Как называют таких птичек?

Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.( Слайд 3-4)

- Посмотрите, наш друг Лебедь прислал нам диск с фотографиями, голосами и загадками перелетных птичек. Попробуем отгадать их.

(Показ слайдов. Звучит пение птичек).

1. Угадайте, что за птичка -

Темненькая невеличка

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка) (Слайд 5)

2. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей) (Слайд 6)

3. Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-розовый… (Скворец) (Слайд 7)

4. Длинногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них Лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль) (Слайд 8)

5. Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит. (Жаворонок) (Слайд 9)

6. Эта птичка не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, "зябкое", как говорят в народе, время. За то, что эта птица улетает и прилетает в зябкое время, и назвали ее ЗЯБЛИКОМ. (Слайд 10)

2) Работа по учебнику (стр.16)

- Наш друг Лебедь хотел бы, наверное, узнать, а хорошо ли вы запомнили его друзей перелетных птичек. Давайте откроем учебник на странице 16 и поставим красные фишки на кружочки около перелетных птичек.

VI. Физкультминутка


Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево.) Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем - Крылья сложили назад Наклонились и присели, Заниматься тихо сели.


VII. Работа над новым материалом (продолжение). 1) Причины перелета в теплые страны
- С приходом зимы жизнь в природе сильно изменилась. Можем ли мы сейчас, выйдя на улицу, услышать разнообразные песни птиц? Почему? - Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края. (Слайд 11) - Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений. (Слайд 12)
2) Места зимовок перелетных птиц
- Как вы думаете, а где зимуют перелетные птицы? - В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А ласточки, думали люди, никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в ил. Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.( Слайд 13)
3) Рассказ учителя. Работа с картой полушарий.
- Куда же летят птицы? (Слайд 14) Учёные выяснили, что ласточки улетают в Африку. Грачи - во Францию. А утки зимуют в Северной Америке. (Слайд 15) А узнали они это с помощью маленьких колец, которые они одевали на лапку птице. - Подумайте, как эти кольца могли помочь ученым? На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом. (Слайд 16-18)
4) Знакомство с зимующими птицами
- Итак, мы ответили на первый вопрос Лебедя? - Переходим ко второму вопросу. Какие птички остались зимовать в вашей местности? - Но некоторые птицы радуют нас своим присутствием, даже в лютую зиму. - Напомните мне, как называют таких птичек? (Слайд 19) - Я приготовила вам загадки и о зимующих птицах: (Показ слайдов с пением птичек.)
1. Всё хлопочет и вертится Всё свистит и суетится, Ей на месте не сидится, Называется … (синица). (Слайд 20) У синиц жёлтое брюшко, зеленоватая спинка, а на голове чёрная шапочка. За день синичка съедает столько же насекомых, сколько весит сама. А где же их взять зимой? Вот и прилетает она к жилью человека, где им зернышки или хлебные крошки перепадут. А ещё синичкам очень нравится несолёное сало.
2. В серой шубке перовой И в морозы он герой, Скачет, на лету резвится, Не орёл, а всё же птица. (Воробей) (Слайд 21) Воробьи зимой стараются держаться поближе к жилью человека. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.
3. Зимой на ветках яблоки: Скорее собери! И вдруг вспорхнули яблоки! Ведь это … (Снегири) (Слайд 22)
4. Кто стучит в лесу с утра? Отвечай-ка детвора, То: "Тук-тук", то:"Так, так, так!" Строит дом другим чудак, В красной шапочке приятель, Кто же он?- Конечно...(Дятел) (Слайд 23)
5. Хожу я ловко по стволам: Вверх и вниз, тут и там, Как настоящий акробат. Чищу все стволы подряд. (Поползень) (Слайд 24)
5) Практическая работа
Работа по учебнику с. 16. - Отметьте синими фишками зимующих птиц.
6) Помощь зимующим птицам
- Ребята, как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать для них кормушки) - Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить, устраивать для них кормушки. На балконе, в саду, в парке, в лесу - везде можно устроить для птиц столовую. (Слайд 25) - Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим арбузы, а вот семена выбрасываем. Между тем арбузные семена - хороший корм для синиц. Тыквенные и дынные тоже. Надо собирать их. Промывать и просушивать на бумаге, а потом хранить в сухом месте. Как можно больше заготавливать и обычных семечек - плодов подсолнечника, только не жареных, а сырых. Синицы их очень любят. (Слайд 26)
Чтение учащимся стихотворения «Покормите птиц зимой». (Слайд 27-28)
Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма Горсть зерна нужна, Горсть одна - и не страшна Будет им зима.
VIII. Физкультминутка
IX. Рефлексия
- Определите, какие птицы собрались в дальнюю дорогу в теплые края, и решите кроссворд.

Конспект урока по окружающему миру Где зимуют птицы? (1 класс) X. Итоги урока
- Наш урок подошёл к концу. И нам пора писать ответ нашему новому другу Лебедю. Здравствуй, лебедь! Пишут тебе первоклассники. Нас зовут …….. Мы рады помочь тебе! Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях, называют ….. Птиц, которые остались зимовать, называют …. Мы помогаем им …. С уважением, 1 класс - Подробнее узнать о жизни птиц вам помогут книги, стоящие на выставке "Пернатые друзья". Благодарю вас за хорошую работу (Слайд 29). Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете. - Оцените свою работу на уроке.


8

© 2010-2022