РОЛЬ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И. АЛТЫНСАРИНА И ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цябус Н.Н.,

учитель начальных классов

КГУ "Нагорненская основная школа акимата Тарановского района Костанайской области" Республика Казахстан


РОЛЬ ФИЛОСОФСКО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

И. АЛТЫНСАРИНА И ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ.


Ключевые слова: культурно-историческое наследие, инновационные технологии, народные традиции, культурные ценности, культурное наследие.
Аннотация статьи. С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единственная и неделимая функция. Учитель- это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.
На мой взгляд, профессия педагога - одна из сложнейших в этом мире. Чтобы быть успешным (по-настоящему, а не на бумаге) учителем, нужно, как мне кажется, в полной мере осознавать собственное несовершенство. Потому что велика вероятность почувствовать себя всесильным Богом, знающим гораздо больше, чем твои ученики. А это, как отмечали еще великие мудрецы древности, величайшее заблуждение. Обучение - это процесс взаимный. Ежесекундно учитель учит своих учеников, а те, в свою очередь, учат его. И только принимая это, можно добиться хороших результатов. Общество постоянно требует изменений, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности жизни как всего общества, в целом, так и конкретно, каждого человека. Учиться сегодня надо основательно, экономно, быстро[4]. Требования современного общества к учителю таковы, что учитель постоянно должен заниматься своим самообразованием, расширением границ своих возможностей. Обретение государственного суверенитета республикой Казахстан, процессы демократизации, которые разворачиваются в нашем обществе, ставят задачи по осмыслению истории и самого общества, и его новых социальных институтов. В нынешних условиях решается задача возвращения забытых и запрещенных в свое время явлений в духовной жизни народа. Актуальной проблемой современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, одним из компонентов которого является народная педагогика с ее богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения. Следует отметить, что в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения в духе патриотизма и интернационализма педагоги достаточно используют материалы по истории, культуре, просвещению Казахстана - те материалы, которые помогают формировать нравственные чувства, вырабатывают ценностные ориентации личности. А ведь очень важно показать молодежи, что принципы деятельности и актуальные проблемы современности имеют глубокие исторические корни в прогрессивных гуманистических идеях прошлого. В распространении этих идей большую роль сыграли казахские просветители XIX века, последовательные поборники просвещения, отстаивавшие гуманные принципы и идеалы общественного образования. Педагогические взгляды Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева сыграли положительную роль в истории развития образования, во многом они и поныне не утрачивают своего значения. Их учение представляет собой целостную и оригинальную педагогическую систему, в которой нашли отражение многие педагогические проблемы, были введены в употребление важнейшие научные понятия - общепедагогические, дидактические и методические: наглядность в преподавании, опыт и наблюдение, целенаправленность обучения, воспитывающее обучение, формы классной и внеклассной работы. Особое внимание казахские просветители уделяли специфике различных компонентов воспитания: нравственного, физического и трудового именно на базе народных традиций. Неоценимо значение одного из наиболее ярких представителей педагогической мысли Казахстана Ибрая Алтынсарина, в духовном, культурном и экономическом развитии нашего народа. Литературное наследие Алтынсарина включает в себя переводы, стихотворения, рассказы, басни, этнографические очерки и казахские сказки, записанные и обработанные им. Тематика его произведений разнообразна. Алтынсарина по праву называют основоположником казахской детской литературы. Переводы Ибрая Алтынсарина положили начало басенному жанру в казахской художественной литературе, способствовали становлению казахского литературного языка. Басни И.А.Крылова, переложенные на казахский язык Алтынсариным, были предназначены прежде всего для детей школьного возраста и стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения. В "Хрестоматию", написанную Алтынсариным, вошли также его переводы Л.Н.Толстого, К.Ушинского, В.Даля и других русских писателей и поэтов. Так как моя педагогическая деятельность основывается на работе в начальном звене, я понимаю уникальность и ценность творчества Алтынсарина в обучении младших школьников. Ребята создают прекрасные проекты на уроках познания мира, для подтверждения слов матери, из произведения "Клочок ваты":"...бесполезных вещей на свете нет, зря они валяться на земле не будут." Ибрай Алтынсарин был идейным выразителем нового прогрессивного течения, направленного против отсталости и консерватизма. В условиях Казахстана Ибрай Алтынсарин стал первым глашатаем педагогических идей Ушинского. Вот его принципы: Конец учения - знание. Учиться - иглой рыть колодец. Ученый идет вперед, неученый назад. Учись до самой смерти. Ученый против течения поплывет. Грамотный человек не умрет, а безграмотный не может жить[2]. Педагог-энтузиазист Ибрай Алтынсарин свою практическую деятельность сочетал с широкой пропагандой идей просвещения, культуры, прогресса, приобщения казахского народа к культуре и науке русского народа. Он страстно желал видеть казахский народ в ряду цивилизованных народов. По мнению Ибрая Алтынсарина, для достижения этой цели, прежде всего, необходима коренная перестройка всего уклада патриархально-родового строя. Образование он рассматривал не как самоцель, а как средство и как оружие, необходимое для молодежи в активной борьбе за преобразование социальной среды. Образовательные задачи Алтынсарин связывает с потребностями жизни, с потребностями народных масс. Он считает, что школа должна давать реальные знания, которые бы обеспечивали достижения цели умственного развития и нравственного усовершенствования личности обучаемого. Также ученый считает, что задача школы настолько многогранна, что порою в его указаниях учителям стираются обычные границы школьно-учебного процесса и внеклассной работы. «Для экономического роста казахского народа, в видах упрочнения и придания им (то есть школам) еще большей, нежели теперь, основательности», необходимо повысить уровень даваемых школой знаний. «Надо давать хорошее образование, учить, как попало, нельзя». «Учебная книга должна быть проникнута духом науки»[3]. То есть, взгляды Алтынсарина, высказанные более века назад, созвучны идеям нынешнего образовательного процесса. На уроках по развитию речи я использую метод, предложенный Алтынсариным, состоящий из трех стадий: 1 стадия- развитие устной речи на основе подбора первоначальных слов; работа над произношением слов; 2 стадия - осмысление логического материала, усвоение грамматических форм подобранных слов, а затем 3 стадия- написание сочинений. Рекомендуемые просветителем первоначальные приемы обучения разговорной речи, упражнения по письму, методы изучения грамматики русского языка представляют несомненный интерес для современного учителя русского языка. Алтынсаринский метод объяснительного чтения, привлечение предметов наглядности и фактов жизни, необходимость анализа и выводов- непременный элемент уроков литературы. В 21 веке духовность человека, его творческий интеллект, открытость инновациям расцениваются как основной капитал общества. В соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Казахстан создаются благоприятные условия для реализации компетентностного подхода в образовании в целях достижения человеком вершин личностного и профессионального роста. Вместе с тем становится очевидным, что современная система Республики Казахстан ориентируется на развитие нравственности и духовности. Большое значение придаётся: гармонизации общечеловеческих, национальных, этнокультурных, личностных ценностей; развитию целостного мировоззрения; гражданского сознания; жизненных навыков; творческой активности учащихся. Творчество Ы. Алтынсарина является богатейшим материалом для проведения уроков самопознания. Исследуя принципы историзма, нельзя рассматривать жизнь и деятельность Ибрая Алтынсарина в отрыве от его времени. Просвещение мыслилось им как составная часть прогресса, без которого было невозможно развитие всей нации. Развитие образованности не могли идти без создания собственной печати и книгоиздания. В силу того, что еще не существовало периодики на казахском языке, Алтынсарину приходилось писать на русском.. Перечитывая труды просветителя, необходимо отметить одно из важнейших качеств публицистики - непосредственное обращение к читателю, которому предлагаются воззрения на актуальные события, причем тот может как разделять, так и иметь на них собственную точку зрения. Большинство статей, вышедших из под его пера, являют собой нравственно-педагогическую оценку актуальной действительности. Не зря исследователи творчества Алтынсарина сравнивают его с заслугами Ломоносова для России[1]. Значение творчества Ибрая Алтынсарина в истории казахской литературы огромно. Видный просветитель и педагог, поэт и переводчик, создатель первых образцов казахской реалистической прозы, Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей.

Литература: 1. Алтынсарин И. Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1969.1. Т.1. 2. Алтынсарин, И.Собр. соч. в 3-х томах: Т.1. - Алма-Ата, 1975. - 359 с 3. Алтынсарин, И. Собр. Соч. в 3-х томах: Т.2. - Алма-Ата, 1975. 4. Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. - А, 2007.


© 2010-2022