Рабочая программа учебного курса Изобразительное искусство

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»


Согласовано:

заместитель директора

_________/__________________/

«______» ____________201___г.


Рабочая программа учебного предмета (курса)



Изобразительное искусство

(наименование учебного предмета)

Начальное общее образование, 3 класс

(уровень образования, класс)

2014 - 2015г.г.

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы

Изобразительное искусство. Программа: 1 - 4 классы

(наименование программы)

В.С. Кузин

(автор программы)

Киселёва Светлана Викторовна

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу учебного предмета (курса)



Югорск 2014г.

1.Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего, основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса. Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» составлена на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы разработанной В.С. Кузиным. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Основные задачи:
  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В основу программы положены:
  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»
  • система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
  • система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  • направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса. Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. В основу программы положены: - единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся; - яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства; -система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии; - соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников: - направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира. Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, Рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности учащихся, На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения. Рисование с натуры (рисунок и живопись) пред­полагает работу учащихся в классе. Они рассматри­вают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевы­ми красками, пером и кистью, углем, пастелью, во­сковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование на темы - это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершен­ствуются и закрепляются навыки грамотного изо­бражения предметов, передачи пропорций, кон­структивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета. Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народно­го декоративно-прикладного искусства, изучают про­стейшие приемы народной росписи, выполняют ра­боты на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и т.д.), создают декоративные композиции каранда­шом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, тка­ни, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу). Лепка. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмыс­ливаются пластические особенности формы, разви­вается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигу­рок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Уча­щиеся знакомятся с элементарными приемами рабо­ты различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - конструктивный и пластический способы лепки). Беседы об изобразительном искусстве направ­лены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мас­теров. На уроках изобразительного искусства уча­щиеся знакомятся с особенностями художественно­го творчества, учатся понимать содержание картин.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. На изучение курса «Изобразительное искусство» отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч. 1 четверть - 9 часов 2 четверть - 7 часов 3 четверть - 10 часов

  1. четверть - 8 часов.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Значимость курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты: - становление гуманистических и демократиче­ских ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к лю­дям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов; - развитие самостоятельности и личной ответст­венности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных спо­собностей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослы­ми и сверстниками; - формирование установки на безопасный, здо­ровый образ жизни, наличие мотивации к творче­скому труду, работе на результат, бережному отно­шению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью понимать цели и зада­чи учебной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческо­го и поискового характера; -формирование умения планировать, контроли­ровать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы дости­жения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способнос­ти конструктивно действовать даже в ситуациях не­успеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для ре­шения художественных и познавательных задач; -овладение логическими действиями сравне­ния, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; -формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятель­ность.

Предметные результаты: - формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека; - формирование основ художественной культу­ры, потребности в художественном творчестве и в об­щении с искусством; - овладение практически ми умениями и навы­ками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; - овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художест­венной деятельности (рисунке, живописи, скульпту­ре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятель­ности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности вырази­тельного художественного образа.

6.Содержание учебного предмета, курса. Рисование с натуры Рисование с натуры различных объектов действительности с передачей объема - трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций, строения, общего пространственного расположения объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет», «вливания цвета в цвет». Рисование листьев деревьев, насекомых, машин, игрушек, цветов, натюрмортов. Рисование на темы, по памяти и представлению Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни, исторических, фантастических сюжетов, иллюстрирование литературных произведений. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Использование цвета как ведущего элемента тематической композиции. Декоративная работа Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Городец), изготовлением набивных платков (Павловский Посад). Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстера). Упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав. Выполнение эскизов предметов, в украшениях которых применяются декоративные мотивы, используемые народными мастерами. Графический дизайн в исполнении поздравительных открыток и карнавальных масок. Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.

Лепка Лепка фигуры человека, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению. Лепка тематиче­ских композиций по темам сюжетов быта и труда че­ловека - «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. п.



7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№ раздела, урока




Раздел программы. Темы уроков раздела.

Даты уроков

Параграф, пункт и.д. учебника, учебного пособия




Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

«И снова осень к нам пришла» (8 часов)

1

«Прощаемся с теплым летом»

С.10-11

Владение навыками выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы.

2

Рисование с натуры осенних листьев сложной формы

С.20 Развитие навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев.

3

Рисование с натуры веток с осенней окраской

С.21

Развитие навыков наблюдательности при изучении формы, строения и цветовой окраски листьев

4

Декоративное рисование. Выполнение эскиза росписи игрушки-матрешки.


Развитие первичных навыков рисования по памяти и воображению

5

Аппликация «Русская матрешка в осеннем уборе»

с.14-15

Развитие навыков наблюдательности и внимания, логического мышления

6

Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода

С.18-19

Развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком

7

Декоративное рисование «Мы осенью готовимся к зиме»

С.36-37

Совершенствование навыков согласования цвета и рисунка узора с формой

8

Беседа «Сказка в произведениях русских художников»

С.54-57

Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к декоративно-оформительской графике

«В мире сказок» (8 часов)

9

Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

С.102-105

Развитие навыков композиционного мышления и воображения.

10

Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка»

Развитие навыков рисования по воображению.

11

Рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка»

Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к изобразительному искусству

12

Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве»

С.74-77

Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления.

Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру

13

Рисование с натуры игрушек-сказочных человечков.

С.106-107

Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления.

Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам

14

Декоративная работа «Сказочный букет»


Развитие умения выполнять простейшие приемы кистевой росписи в изображении декоративных цветов.

15

Декоративная работа «Готовим наряд для сказочной елки»

Развитие фантазии, наблюдательности и внимания. Воспитание умения восхищаться красотой вокруг нас

Развитие эмоциональных ощущений неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека. Воспитание интереса к декоративно-оформительской деятельности

16

Декоративная работа «Мы готовимся к встрече Нового

года - праздника радости и сказок»

С.60-61

«Труд и отдых людей зимой и весной». (10 часов)

17

Рисование с натуры по памяти и по представлению «Труд людей зимой и весной»

Развитие чувства гордости за славный труд своих родных и близких. Воспитание любви к Родине

18

Декоративное рисование «Орнамент в круге»

С.52-53

Формирование у детей навыков последовательной работы над орнаментом.

19

Рисование с натуры «Орудия труда человека»

Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к труду, аккуратности

20

Рисование с натуры «Веселые игрушки»

Развитие творческого воображения; систематизация знаний о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы по дереву.

21

Лепка фигурок по мотивам народных сказок

С.44-45

Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания.

22

Беседа на тему «Красота в умелых руках»

С.64-67

Воспитание уважения к мастерам, творящим такие произведения искусства и мастерам края (нашей местности)

23

Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке

С.88-89

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Формирование умений выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета.

24

Рисование с натуры и по памяти. Домашние животные

С.42-43

Развитие умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к животным

25

Лепка животных с натуры и по памяти

С.44

Умение применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания.

26

Иллюстрирование стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

С.90-93

Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к весенней природе

«В каждом рисунке солнце». (8 часов)

27

Беседа на тему: «Большое космическое путешествие»

С.96-97

Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов.

Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания

29

Тематическое рисование «Полет на другую планету»

Формирование умения составлять композиции; развитие фантазии, творческого воображения.

Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов

29

Рисование с натуры «Ветка вербы»

С.108-109

Развитие способностей выражать чувство восхищения от красоты родной природы

30

Декоративное рисование «Цветочный хоровод»

Развитие зрительной памяти, наблюдательности и внимания. Воспитание интереса к изобразительному искусству

31

Беседа «Весна в произведениях русских художников»

С.122

Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления.

Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы

32

Рисование с натуры весенних цветов

Развитие умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления.

Воспитание умения восхищаться неповторимой красотой родной природы

33

Весенняя сказка цветов

Аппликация

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.

34

Тематическое рисование «Пусть всегда будет солнце»

С.120-123

Развитие фантазии, творческого воображения; формирование умения составлять композиции.

Воспитание чувства гордости за свою Родину

8.Описание материально­- технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

Назначение, описание

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по предмету



1.2

1. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011. - 224 с. ISBN 978-5-393-00553-5


1

В сборник включены программы начального общего образования, разработанные на основе методологии системы развивающего обучения Л.В. Занкова и в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Каждая программа включает содержательную часть, планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные), вариант тематического планирования и рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного процесса.

1.3

Рабочая программа по учебному предмету

1

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 3-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения для УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»

1.4

Кузин, В. С.

Изобразительное искусство. 3 кл. : учебник / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - 15-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2013. - 125, ил. ISBN 978-5-358-11617-7

15

Учебник написан в соответствии с рабочей программой «Изобразительное искусство» для 1-4 классов. Для развития творческих способностей детей.

1.5

С.П. Ломов

Изобразительное искусство. 3-4 кл. Методическое пособие к учебникам В. С. Кузина, - М. : Дрофа, 2011. - 202, с

ISBN 978-5-358-09009-5

1

Методические рекомендации общего характера помогут грамотно и интересно построить преподавание изобразительного искусства в 3-4 классах.

1.6

Л.М. Садкова

Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э. И. Кубышкиной / авт.-сост. Л.М. Сладкова. - Волгоград: Учитель, 2008. 255 с. ISBN 978-5-7057-0822-2

1

Поурочно-тематическое планирование предназначено для работы по программе В.С. Кузина в 3 классе.

2.

Демонстрационные учебные пособия

2.1 Таблицы по стандартам

-

-

2.2. Плакаты методические

-

-

2.3 Портреты выдающихся деятелей

-

-

3

Экранно-звуковые пособия

3.1 Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам по учебному предмету

-

-

3.2. Аудиозаписи, видеозаписи.

-

-

4

Технические средства обучения

Интерактивная доска

Компьютер

Документ камера

Фоторамка

1

1

1

1

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

5

Учебно-практические и учебно-лабораторное оборудование


-

-

-



© 2010-2022