Необитаемый остров Психологическая игра для младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Необитаемый остров

Психологическая игра для младших школьников

Цели:
- зарождение интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру другого;
- формирование представлений о своих возможностях, способностях;
- формирование конструктивного поведения в различных ситуациях;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение групповой сплоченности.
Материалы: колокольчик, пронумерованные карточки с названиями птиц, животных, насекомых (по числу участников), карта, повязка на глаза, карточки для упражнения «Я - наоборот», бумага, карандаши.

ЧАСТЬ I. ПРОГУЛКА ПО МОРЮ

Ведущий. Сегодня я приглашаю вас на прогулку по морю. Необычную прогулку по Волшебному морю Страны сказок. Прекрасное парусное судно ожидает нас, покачиваясь на мягких волнах. Мы поднимаемся по трапу, подгоняемые криками чаек и ласковым ветерком.

Релаксационное упражнение
«Спокойное место для размышлений»

Ведущий. Волшебное море Страны сказок - море необыкновенное. Оно обладает даром предвидения. Теперь я хочу, чтобы вы некоторое время поразмышляли и придумали вопрос, на который вам очень хочется узнать ответ.
У всех есть такие вопросы? Кто уже придумал такой вопрос, поднимите руку. Я хочу показать вам, каким образом вы сами с помощью Волшебного моря сможете ответить, полностью или частично, на свой вопрос.
Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.
Если вы хорошенько прислушаетесь, то можете услышать, как волны мягко накатываются на берег. Быть может, сначала шум моря слышится где-то далеко, однако постепенно шорох накатывающейся на берег волны становится все громче и громче. Затем волна откатывается обратно... Потом снова бросается на берег и снова отступает...
Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы. И подобно тому как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать ваш ум спокойным и ясным.
Солнце клонится к закату и окрашивает небо в золотые, красные, розовые и сиреневые тона. Вы чувствуете тепло вечернего солнца всей своей кожей и, бросая взгляд на воду, видите играющие на волнах блики.
Наберите всей грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя высоко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая во встречном потоке воздуха. Вы чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно.
Воспользуемся спокойствием и тишиной моря, чтобы задать себе важный вопрос. Найдите для своего вопроса простые и ясные слова. И пока вы будете тихо произносить свой вопрос, смотрите в морскую даль и будьте готовы к тому, что море даст какой-нибудь ответ.
Возможно, вы услышите этот ответ сквозь шум прибоя... Возможно, море покажет какую-нибудь картину, какой-то образ... Возможно, каждый из вас ощутит в себе какое-то чувство, которое поможет найти правильный ответ... Может быть и так, что море просто подскажет новые слова, чтобы вы смогли четко и ясно сформулировать свой вопрос (пауза 30 секунд).
В любом случае теперь вы знакомы с этим тихим и спокойным местом в глубине души. И вы можете возвращаться сюда в любое время, когда захотите обдумать что-то важное.
Сейчас надо попрощаться с этим местом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежими и бодрыми.
Теперь пусть каждый возьмет листок бумаги и нарисует картину. Можно нарисовать то место у моря, где вы сейчас были, или то чувство, которое испытали, или свой вопрос, или полученный ответ. Нарисуйте то, что хотите (на рисунок дается 10 минут).

Анализ упражнения

- Получил ли ты какой-нибудь ответ на свой вопрос?
- Изменился ли твой вопрос?
- Как ты чувствуешь себя сейчас?

Упражнение «Звучащая сила»

Ведущий. Между тем погода на море поменялась. Небо заволокли серые свинцовые тучи, поднялся резкий холодный ветер. Вспышки молнии озарили небосвод, раскаты грома потрясают наше суденышко. Спустилась непроглядная тьма.
На минутку встаньте со своего места и превратитесь в этот сильный и бодрый ветер, несущий наш парусник. Сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. На этот раз выдохните со звуком «Ууу». А теперь постарайтесь произнести этот звук так, чтобы он был похож на порывистый ветер: то повышая, то понижая голос. И уже через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы... (пауза 30 секунд). Садитесь.
Прячась от бушующего шторма, мы спустились в каюту. Но и здесь нет спасения. Сильнейшая качка не позволяет нам обрести спокойствие.

Упражнение «Толкалки»

Ведущий. Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору.
Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-нибудь мебель. Если вам надоест или вы устанете, крикните: «Стоп!» Когда «Стоп!» крикну я, все должны остановиться.
Ну что, готовы? Внимание! Приготовились! Начали!
Пусть сначала дети пару раз потренируются. Когда они немного освоятся с игрой и в группе воцарится более открытая атмосфера, вы можете попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.

Ведущий. Всю ночь нас носило по беснующемуся морю. Лишь к рассвету волны замедлили свой бег. Но бурная ночь не прошла бесследно. Наше судно пришло в полную негодность. Чудо, что оно еще держится на воде. Разорванные паруса, поломанные мачты, трюмы, полные воды...
На наше счастье на горизонте появилась земля. Попутный ветер несет нас прямо к ней. Вот перед нами предстал чудесный остров. Оказавшись на берегу, мы бросились на горячий песок, обрадованные, что наконец обрели почву под ногами.
Однако счастье длилось недолго, потому что мы поняли, что оказались на... необитаемом острове.

(Продолжение следует)


Необитаемый остров Психологическая игра для младших школьников




ИГРОТЕКА


Необитаемый остров

Психологическая игра для младших школьников

ЧАСТЬ II. НА ОСТРОВЕ

Упражнение «Стряхни»

Ведущий. Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств.
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начинайте стряхивать ладони, локти и плечи. При этом представьте себе, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе - слетают с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки...
Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились (30-60 секунд).

Новое знакомство

Ведущий. Придя в себя и немного приободрившись, мы, изрядно проголодавшиеся, отправились в глубь острова в поисках чего-нибудь съестного.
Не пройдя и ста метров, мы увидели удивительную картину. Невдалеке, на пригорке, росли чудесные деревья: на одном свешивались бутылочки лимонада, на другом - вкусные пирожные, на третьем - бутерброды с сыром и колбасой. Ослепленные удачей, мы бросились вперед, но когда нам оставалось уже два шага до намеченной цели, все вокруг исчезло. Разочарованные, мы застыли в недоумении.
Неожиданно раздался тоненький голосок: «Ну что, будем знакомиться? Я - Лимонадикус Обыкновенный. И все, что вы сейчас видели, - отнюдь не иллюзия и не мираж. Мы действительно существуем. Ведь вы, надеюсь, не забыли, что находитесь в Стране сказок? А полакомиться нашими плодами вы, конечно, сможете, только сначала решите задачу».

Аналитические задачи

1. Сове, Ослику и Винни-Пуху подарили три воздушных шарика - большой зеленый, большой синий и маленький зеленый. Как они разделят между собой эти шарики, если Сове и Ослику нравятся большие шарики, а Ослик и Винни-Пух любят зеленые шарики?
2. Три девочки - Аня, Катя и Марина - занимаются в трех различных кружках: вышивки, танцев и хорового пения. Катя не знакома с девочкой, занимающейся танцами. Аня часто ходит в гости к девочке, занимающейся вышивкой. Подружка Кати, Марина, хочет в следующем году добавить к своим увлечениям занятия пением. Кто из девочек чем занимается?
Детям младшего возраста можно предложить отгадать загадки.

Ведущий. Молодцы! Вы отлично справились с заданием и заслужили угощение. Какое кому дерево по вкусу?
Основательно подкрепившись и набравшись свежих сил, мы решили обследовать остров. И здесь наши мнения разделились: одни предлагали отправиться в глубь острова, а другие - идти вдоль берега. Начался спор.

Упражнение «Да и Нет»

Ведущий. Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш голос. Скорее тихо, скорее громко, скорее средне?
Сейчас вам нужно будет использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами.
Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто - слово «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться.
Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда.
Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите при этом внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого гама и шума.

Начиная эту игру, имейте в виду, что на некоторое время в классе будет очень шумно.

Ведущий. Определившись с направлением, мы отправились в путь. В походе прошел весь день. А когда солнце клонилось к закату, мы решили подыскать место для ночлега. В конце концов мы наткнулись на уютную пещерку, где и остановились.

ЧАСТЬ III.
В ПЛЕНУ У ЗЛОГО ВИЗАРДА

Ведущий. На утро нас разбудил непонятный шум. Открыв глаза, мы обнаружили, что окружены вооруженными людьми, облаченными в странные одежды и говорившими на неизвестном языке. Знаками они приказали нам следовать за ними по извилистым коридорам пещеры.
И вскоре перед нами предстало необычайное зрелище. Это был настоящий подземный город. Мы шли по угрюмым грязным улочкам, пока не уткнулись в огромные каменные двери, которые отворились лишь после того, как наши стражники произнесли заклинание.
- Добро пожаловать в наше подземное царство мрака, - произнес металлический голос, заставивший нас вздрогнуть.
Обладатель этого голоса сидел на высоком троне, укутавшись в черный плащ.
- Давненько у нас не было гостей. Что ж, располагайтесь как можно удобнее. Ведь по законам моей страны человек, однажды попавший сюда, уже не имеет права вернуться назад, в свой мир. Проводите гостей в их покои.

В этом месте прервите сказку. Дайте детям возможность продолжить, предположить, чем закончится это приключение. Без комментариев и оценок. А после того как школьники выскажут свое мнение, продолжите сказку.

Ведущий. Отчаяние охватило нас. Мы сидели, не в состоянии вымолвить ни слова, в комнате, освещаемой лишь тусклой свечой, куда нас привели стражники. Как вдруг перед нашими глазами появилось розовое облачко, из которого вышло прекрасное создание.
- Тсс, не пугайтесь. Я пришла, чтобы помочь вам бежать. Я - фея Рада из Страны сказок. К сожалению, здесь, вблизи Злого Визарда, я не могу находиться долго. Но кое-что я все же успею сделать. Сейчас я превращу вас в насекомых, птиц и зверей. В этом обличье вам будет легче бежать. Остальное зависит лишь от вас. Приготовились?! Динь-дили-динь! - голос Рады растаял звоном колокольчика.
И мы, чувствуя себя непривычно в другом виде, бросились на поиски спасительного выхода.
Через несколько часов мы, уставшие от бега по извилистым коридорам, но довольные, что справились сами со столь опасным приключением, грелись в лучах послеполуденного солнца.
Лишь одно нас угнетало - мы не могли вернуть свой настоящий облик. Мы перепробовали все возможные заклинания, но результата не было. И, когда положение уже казалось безвыходным, на нас снизошло озарение. Мы поняли, как нам справиться с проблемой.

Упражнение «Пантомима»

Ведущий. Сейчас вы получите карточки с названием того существа, в которого вас превратила фея Рада. Посмотрите, что на них написано, но никому больше не показывайте. Для того чтобы превратиться в самих себя, вам нужно будет показать без слов то, что написано на вашей карточке, то есть то, во что вы были превращены. Игру начинает участник по номером «1».

Кодирование

Ведущий. Как только мы обрели свои настоящие тела, было решено как можно скорее бежать с этого острова. Но, когда мы пришли к месту, где оставили лодку, мы обнаружили, что от нее не осталось и следа.
Единственное, что мы нашли на берегу, была закупоренная бутылка с непонятным содержимым. Открыв ее, мы обнаружили послание:

5 7 5 2 9 6 3 1 2.
8 9 4

Ключ:
1 - о 2 - т 3 - л 4 - я 5 - и 6 - п 7 - щ 8 - ф 9 - е

Лабиринт

Необитаемый остров Психологическая игра для младших школьников

Ведущий. Тут же прилагалась карта (см. рис.).
Плот оказался совсем недалеко от берега. Мы с легкостью спустили его на воду и отправились в обратный путь. Казалось, что наше приключение подошло к концу, но все только начиналось, как мы убедились позже.



Необитаемый остров Психологическая игра для младших школьников


ИГРОТЕКА


Необитаемый остров

Психологическая игра для младших школьников

ЧАСТЬ IV. ПОГОНЯ

Ведущий. В то время, когда мы спускали плот на воду, Злой Визард узнал о нашем побеге и во что бы то ни стало решил нам помешать.

Игра «Плот среди скал»

Ведущий. Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг. Все, кто образует круг, будут берегом. Они должны взять друг друга за руки.
В середине круга находится море. Но это очень опасное море, поскольку в нем есть несколько скалистых утесов. Эти «утесы» чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет плотом, а кто-то другой - рулевым.
«Плоту» мы завяжем глаза, а рулевой будет управлять им с помощью одних только слов. При этом он должен будет так управлять плотом, чтобы тот не налетел ни на один утес.
Любой из вас может сейчас сказать: «Я хочу быть плотом» - и встать на любое место внутри круга, которое становится гаванью. В этой точке начинается путешествие. Тот, кто стал плотом, должен попросить кого-нибудь из вас стать рулевым, который будет управлять плотом в его пути через море между скалами. После этого мы завяжем «плоту» глаза.
Нам осталось еще выяснить, к какой гавани отправится плот в путешествие. Любой из ребят, образующих берег, может сейчас сказать: «Пусть плот плывет ко мне».
Теперь мы знаем почти все, что нужно, чтобы начать игру. Нам не хватает только скал. Сейчас еще четверо из вас могут сказать: «Мы хотим быть скалами». Эти ребята выходят в круг вместе со своими стульями и устраивают на предполагаемом маршруте следования плота такие скалы, через которые плоту будет достаточно сложно добраться до гавани.

Вы можете, конечно, регулировать количество «утесов» в зависимости от уровня развития и возраста детей.

«Скалы» остаются сидеть на своих стульях внутри круга, а потом расскажут нам, задел ли их «плот». Рулевой же должен вести «плот» очень осторожно, говоря ему, куда плыть. Он может давать, например, такие команды: «Сделай два маленьких шага вперед», «Стоп», «Повернись направо... Еще немного» и т.д.
Когда «плот» подойдет к конечной точке своего маршрута, «гавань» должна сказать «плоту»: «Ты достиг цели» - и радостно заключить «плот» в объятия.

Рекомендуется отправлять в плавание не больше двух-трех плотов, иначе дети могут устать.

Злому Визарду не удалось потопить наш плот, и он решил пойти другим путем. Он решил вселиться в одного из нас и таким образом расправиться с нами.

Игра «Ворвись в круг»

Ведущий. Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боль.

Дайте возможность как можно большему числу детей собственными силами проникнуть в круг. Тот, кому это не удастся, и является воплощением Злого Визарда.
Если же всем детям удалось попасть в круг, то возможен следующий прием.

Да, Злой Визард очень хитер. Его не так-то легко разоблачить. Но у нас есть еще одна возможность лишить его силы.

Игра «Я - наоборот»

Участникам раздаются карточки. На одной из них есть надпись «Посвященный», а на другой - «Злой Визард», остальные пустые. Тот, кому попадет первая карточка, становится водящим. Его задача - найти Злого Визарда.
Посвященный задает детям вопросы об их внешних и внутренних особенностях, семье, увлечениях и тому подобном. Участники отвечают правду, и лишь Злой Визард отвечает наоборот. По ответам Посвященный делает выводы и разоблачает Злого Визарда.

ЧАСТЬ V. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Ведущий. Итак, Злой Визард побежден, и мы можем спокойно закончить наше плавание. Приключение очень сблизило нас, мы узнали друг о друге много нового. А что именно, вы нам сейчас и расскажете.

Упражнение «Рецепт приготовления друга»

Ведущий. Разбейтесь на пары. Сначала подумайте и вспомните все, что знаете о своем соседе: о его внешности, семье, о том, что он любит есть, с кем предпочитает играть, какую одежду любит носить, какие игры ему нравятся, где он обычно гуляет. Затем возьмите, пожалуйста, по листу бумаги и напишите рецепт со всем необходимым для «приготовления» такого вот друга.
Например:
Рецепт для приготовления Димы
Состав:
- светлые короткие волосы,
- два карих глаза,
- веснушки,
- один большой, вечно улыбающийся рот,
- 28 блестящих зубов,
- одно сильное стройное тело.
Способ приготовления:
Все смешать. Добавить веселый смех и звонкий голос. Да побольше, иначе настоящего Димы не получишь. Лицо надо повернуть к солнцу, чтобы глаза сверкали ярче.
Ко всему прочему, не забудьте о футбольном мяче и кроссовках.

Обратите внимание детей на то, что упомянуты должны быть лишь положительные качества. По завершении процедуры соберите рецепты и зачитайте их (опуская имя), а дети должны будут угадать, о ком идет речь. После этого каждый ученик отдает свой рецепт партнеру.

Ведущий. Путь обратно был веселым и радостным. Мы чувствовали себя счастливыми, потому что нам удалось освободить Страну сказок от чар Злого Визарда. И мы знали, что удалось нам это лишь потому, что мы были вместе, все как один.

Упражнение «Ты мне нравишься»

Ведущий. Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как это сделать.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в «паутине». После того как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что...» Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс».
Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более или менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше.
Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше...
Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните, что в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы: «Ты мне нравишься, потому что...», то позвольте им заменить ее словами: «Мне нравилось, как ты...»
Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Ведущий. Нашего прибытия ждали все жители Страны сказок, собравшиеся на берегу, чтобы поприветствовать нас.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Ведущий. У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Игра проходит следующим образом: вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает. Он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.
Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов: они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбрать еще одного. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.



Необитаемый остров Психологическая игра для младших школьников


© 2010-2022