Статья Сотрудничество учителя и ученика

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сотрудничество учителя и ученика.

Учитель и ученик, взаимодействуя между собой в учебном пространстве развивающей системы Л.В. Занкова, строят своё взаимодействие на принципе сотрудничества.

Целью обучения школьников является -достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков.

Важной особенностью системы Л.В.Занкова является то ,что процесс обучения мыслится как развитие личности ребёнка, то есть

обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным, развивающим. Не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается он в классе «сильным» или «слабым».

Здесь нет «главных» и «неглавных» предметов: каждый предмет вносит свою лепту в общее развитие ребёнка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь.

Какое содержание освоит ученик в занковском классе?

Содержание строится с опорой на три кита: 1)общее развитие каждого ребенка; 2)учёт особенностей обучаемых; 3)образовательные стандарты.

Содержание всех учебных курсов, характер заданий побуждает детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями (он и даёт толчок к интеллектуальному, нравственному, творческому началу).

Построение урока и его ход в занковском классе заметно отличается от уроков в традиционных. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим учеников в активную умственную деятельность. Пример: 6 декабря .(Что можете сказать о сегодняшнем числе?)В чём выражаются эти отличия? Учитель может прервать урок, идя на встречу желанию детей понаблюдать из окна класса интересное, но скоро проходящее явление природы-

первый снег, радугу, ливень, бурю, дерево и т.д.

Во-первых, активная познавательная деятельность ребёнка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками. Разумеется, в занковских классах учитель не теряет руководящей роли при ведении урока. В тоже время он должен быть предельно внимателен к личности каждого ребенка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допускать при этом грубости и унижения достоинства ученика. Л.В. Занков «Ребёнок-это тот же человек, только маленький»-как нельзя лучше характеризует те отношения, которые должны установиться в классе.

Приведу шутливое стихотворение В. Берестова о зайце, и вы, обратив внимание на выделенные слова, поймёте какие условия обучения ожидают детей в классе.

За уши зайца

Несут к барабану.

Заяц ворчит:

- Барабанить не стану.

Нет настроения,

Нет обстановки.

Не вижу морковки!

Один из главных принципов Занкова «Не сообщать детям в готовом виде то, к чему дети могут прийти путём собственных усилий».

Процесс обучения строится таким образом ,чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок ведётся в форме дискуссии. Ученики могут

не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им представлено право спорить, отстаивать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки и чтобы это не каралось отметкой(а наоборот :активность должна поощряться.)

Ещё важный момент урока доверять силам детей. Если соблюдать меру трудности, ученики могут использовать имеющиеся знания в новой ситуации, сами выйдут на открытие нового материала.

У меня сейчас 1 класс. В конце октября в «Азбуке» Н.В. Нечаева и К.С. Белорусец задание: прочитать столбики слов и ответить на вопрос «Какое слово пропущено? Почему?»

гол дом диван дорога ?

голы дома диваны дороги ворота

-читаются столбики, начинают рассуждать 1) от столбика к столбику увеличивается длина слов; 2)все они состоят из открытых слогов;3) озвучить слова и понять их смысл(уже к третьему столбику

все понимают принцип составления этих столбиков 1-ым записано слово ,которое называет один предмет, вторым-называет несколько

предметов. В 4-ом пытаются назвать слово в форме ед.ч. ,но не могут .Варианты разные -тут включаюсь я.

Учитель: СТОЛЫ---Ученики: СТОЛ

ОБЛАКА ОБЛАКО

НОЖНИЦЫ ------

не помогаю, двигаюсь дальше

ОКНА ОКНО

ДРОВА ------

БРЮКИ ------

Какой вывод можно сделать?

-Есть слова ,которые не имеют (не могут быть) в ед. ч.

Занков говорил: «Ошибка -находка для учителя!»(в этом случае неправильный ответ «воротник» и подвёл весь класс, а не одного ученика к самостоятельному осознанному выводу).Именно ошибка позволит ученику задуматься, попытаться разобраться самому, а если

не получится, на помощь придут одноклассники.

Пример из математики. 8-6,7-6,8-4,8-5,7-4,6-5,1+4,2+4,3+6,4+5 и 5 заданий.

Поскольку это новые технологии-то и новые учебники. У них богатое содержание., например, учебник по развитию речи автора Нат. Вас. Нечаевой азбука-обучение грамоте. По ним каждый урок многогранен, там даётся не только звук, но и масса нового, параллельно-из грамматики, истории и др. Материал для ученика не однообразен, у него не пропадает интерес. Появился предмет «Литературное чтение» в корне отличающийся от чтения. Ребята в диалоговом режиме рассуждают, могут спорить, возражать. Ответ ученика принимается

любой, а не говорю «Нет, не верно, садись. »

Спрашивает «А почему ты так считаешь?» В итоге для ученика нет унижения, страха, что он ответил неправильно. Материал расположен в учебнике так ,что он помогает учителю самому решать вопросы ,методического характера, выбирать творческие формы заданий.

Что может быть интереснее неожиданных открытий?

Окружающий мир полон тайн и загадок, а урок-это возможность войти в этот мир исследователями, участниками совместной поисковой деятельности. Пример урока по теме «Растения».(Работа в парах, в группах, самостоятельная работа с взаимопроверкой, сообщение о сосне(стих)подготовленного ученика).

Большую роль в организации деятельности учащихся с различным уровнем развития играет и индивидуальная дозированная помощь.

При проведении самостоятельной и даже проверочной работы я использую следующие виды помощи учащимся.

С т и м у л и р у ю щ а я помощь.

Необходимость в ней возникает, если ученик не включается в работу

или выполнил её неверно. В первом случае я подбадриваю его или даю

дополнительные разъяснения полученного задания. Во втором -даю указание на наличие ошибки и необходимости проверки выполнения. Можно просто указать на наличие ошибки или указать столбик ,или конкретно строку.

Н а п р а в л я ю щ а я помощь.

Оказываю в том случае, если стимулирующая оказалась неэффективной. Указываю путь который может привести к выполнению задания или неправильно допущенной ошибки.

О б у ч а ю щ а я помощь.

Оказываю в том случае, когда другие её виды не приводят к положительному результату. В этом случае раскрываю перед учеником путь выполнения задания, организую беседу, в которой намечаю вместе с учеником в общем виде последовательность необходимых действий, а ученик осуществляет их на конкретном материале. Любая помощь должна оказываться после того, как он сделает попытку самостоятельно выполнить работу.

За развивающим обучением-будущее, поскольку эта система учит ученика добывать знания ,отстаивать свою точку зрения и принимать решения.

Главным на уроке становится не объяснительно-репродуктивный или информационный, а исследовательский метод обучения.

Развивающая система обучения Л.В. Занкова ученику даёт самостоятельность, уверенность, стремление к совершенству, а родителям-уверенность в успешном будущем своего ребёнка.

Ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает и в обычной системе, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Такая деятельность затрагивает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, побуждает интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы.





© 2010-2022