Урок русского языка во 2 классе (с использованием театральной педагогики) Тема: «Монолог и диалог»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе

(с использованием театральной педагогики)

Тема: Монолог и диалог.

Цель: Познакомить с разными видами речи: монолог и диалог.

Развивать устную и письменную речь.

Воспитывать культуру поведения в театре.

Планируемые результаты: учащиеся научаться распознавать в тексте диалог и монолог, формировать умения записывать монолог и диалог.

Оборудование: куклы для теневого театра, ширма

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть.

В некотором царстве,

В дружном школьном государстве

Жил да был 2А класс.

Слышите, ребята, я про вас.

Царь - учитель строгий был,

Он всему ребят учил.

- Обращаясь к вам, я произнесла монолог.

Монолог - речь, обращенная к самому себе или к слушателям.

Тема нашего урока: «Монолог и диалог» (на доске)

- А может из вас кто-нибудь скажет, что такое диалог?

- Вот у нас и получился диалог, когда один спрашивает, а другой отвечает (потом первый слушает, второй отвечает).

- В словаре эти слова объясняются, толкуются так (на партах лежат толковые словари и дети работают по ним):

Монолог - от греческого «монос» - один, «логос» - речь.

Диалог - от греческого «диа» - два, между, «логос» - речь.

Поэтому речь бывает монологическая и диалогическая.

- Посмотрите на иллюстрации и определите, где монологическая, а где диалогическая речь.

III. Работа в тетради.

Запись числа. Классная работа. Монолог и диалог.

IV. Показ диалога из сказки «Заяц и лиса».

- Сейчас вы увидите отрывок сказки и попробуйте определить диалог это или монолог (просмотр теневого театра).

Бык: Что, зайчик, плачешь?

Зайчик: Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы

ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Бык: Пойдем, я твоему горю помогу.

Зайчик: Нет, бык, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь

гнал - не выгнал, и тебе не выгнать!

Бык: нет, выгоню!

- И что же вы услышали? Докажите!

- Кто с кем разговаривал?

- Из какой сказки эти герои?

- Кому принадлежит последняя реплика? (Реплика - ответ на слова говорящего).

- Как характеризует она этого героя? (самоуверенный)

V. Шифровка.

- А на доске у меня зашифровано имя одного из героев этой сказки. Вы узнаете его, если прочитаете написанное через одну букву:

Л С П О Р Б Т А И К Е А

- Правильно, получилось слово «Собака».

- Назовите орфограмму этого слова (безударная гласная О, непроверяемая ударением).

VI. Чистописание.

- Будем писать букву О с нижним соединением.

- С какими буквами гласная О соединяется нижним соединением?

ОЛ ОМ ОЯ

(соединяем с помощью нижнего соединительного элемента)

- Чередуя, допишите до конца строки.

VII. Словарная работа.

- Вспомните остальных героев этой сказки.

- Запишите их имена в тетради через запятую: СОБАКА, ПЕТУХ, МЕДВЕДЬ, ЛИСИЦА, ЗАЯЦ, БЫК.

- Прочитайте.

- Какое слово лишнее и почему? (Все слова с непроверяемыми гласными в корне слова).

- Проверка: прочтите слова с безударной гласной О, Е, И, Я.

VIII. Эпизод из сказки «Гадкий утенок».

- А сейчас посмотрите еще один эпизод из сказки.

Полечу к ним, этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я такой гадкий и осмелился приблизиться к ним. Ну, и пусть! Лучше погибнуть.

- Подумайте, какая речь в данном отрывке: монологическая или диалогическая.

- Так что же это? Докажите!

- А узнали ли вы сказку? Назовите ее.

Физминутка.

- А знаете ли вы монолог, который произносит герой русской сказки «Колобок»? Расскажите.

- Сколько раз и для кого он произносит ( вернее, напевает) свой монолог?

(4 раза: зайцу, волку, медведю, лисе).

- Что изменяется в монологе каждый раз? (появляется новый герой)

- Кто сможет пропеть последний монолог Колобка.

- Тихонько встаньте, представьте, что мы все Колобки и катимся по лесной тропинке, и поем:

Я колобок, колобок, Я от дедушки ушел,

Я по коробу метен, Я от бабушки ушел,

По сусеку метен, Я от зайца ушел,

На сметане мешен, Я от волка ушел,

Да в масле пряжен, От медведя ушел,
(жарить в масле) От тебя, лисы,

На окошке стужен. Нехитро уйти!

- Ребята, а это действительно монолог у Колобка? IX. Оформление на письме диалога. - А сейчас давайте посмотрим, как на письме оформляется диалог. Для этого поработаем с упражнением 176. - Откроем учебник («Детская риторика» 2 кл.) на стр. 181. - Прочитайте 2 диалога (самостоятельно). - Чтение вслух (по ролям). - Что можно сказать о речевом поведении девочек? (невежливая, вежливая) - Какие слова это подтверждают? - Как оформляется диалог на письме? (Каждая реплика оформляется с новой строки, пишется с большой буквы, ставится тире в начале предложения). - На доске текст: Я медведя поймал! Веди его сюда! Да не идет! Так сам иди! Да медведь не пускает!

- Прочитайте запись диалога, в котором реплики не отделены друг от друга. Ваша задача записать диалог правильно. (Самопроверка). Обобщение.

- Так как же оформляется диалог на письме?

- Прочитайте диалог по ролям.

X. Творческое задание.

- Рассмотрите веселые картинки. Придумайте сказку «Почему огурцы бывают с пупырышками?»: 1) в монологе, 2) в диалоге.

  1. Монолог:

Спросил я однажды у огурца:

- Ты почему всегда с пупырышками?

И он рассказал мне такую историю:

- Однажды мы с капустой пошли на речку купаться. Я нырнул в воду первым, а капуста стала раздеваться. Она так долго снимала с себя все свои одежки, что я успел в воде замерзнуть и покрыться пупырышками. Вот с тех пор я и хожу всегда с пупырышками.

2) Диалог:

Пошли однажды огурец с капустой на речку купаться. Огурей нырнул в речку первым и закричал:

- Капуста, иди купаться, прыгай быстрее, вода теплая.

- Я еще не разделась.

- Так быстрее снимай свои одежки.

- И так тороплюсь, ведь их у меня много.

- Мне уже становится холодно в воде.

- Сейчас, сейчас…

- Всё, капуста, не могу ждать. Я так замерз, что покрылся пупырышками.

XI.Рефлексия

-Кто теперь может ответить на вопрос урока: что такое монолог и что такое диалог?

- Оцените свои достижения на уроке.

  1. Итог.

- Кто желает проинсценировать сказку «Лиса и тетерев»?

- Какую речь вы услышали в этой сказке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как оформляется диалог на письме?

XII. Домашнее задание. Составить отзыв о просмотренном спектакле

© 2010-2022