- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по теме Форма планеты Земля (4 класс)
Урок по теме Форма планеты Земля (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Саенок М.И. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учитель: Саенок Марина Ивановна, 1 категория
Предмет: Познание мира
Класс: 4 класс
Тема урока: «Форма планеты Земля»
Цели:
- формировать целостное восприятие окружающего нас мира;
- сформировать понятие о форме планеты Земля;
- ознакомить с доказательствами о шарообразности Земли;
- ознакомить с названиями океанов и континентов на земном шаре;
- создать на уроке атмосферу сотворчества и взаимодействия;
- формировать эрудицию младших школьников, способствовать расширению их кругозора;
- прививать любовь к природе, бережное отношение к ресурсам планеты Земля;
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: смешанный
Оборудование и наглядный материал:
Мультимедийный комплекс, презентации к уроку, видео, 2 глобуса, ватманы, маркеры, фломастеры.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Вот звонок нам дал сигнал -
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
Вам желаю не лениться,
А отлично потрудиться!
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
«Звезды. Планеты. Галактики».
- Что такое звезда? Что такое Солнце?
- Из чего состоит Галактика? (из звёздных (солнечных) систем)
- Что такое Солнечная система? (в Солнечную систему входят: Солнце, 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, их спутники, малые планеты, кометы, метеорные и другие космические тела)
- Как исследуют космос в наше время?
- Когда была открыта дорога в космос? (4 октября 1957 года)
- Кто впервые облетел Землю на космическом корабле? (Ю. А. Гагарин)
- Назвать спутник Земли. (Луна)
III. Подготовка к сообщению темы, цели урока.
Беседа с учащимися.
- Как называется наша планета? ( Земля )
- Какая она по счёту в Солнечной системе? ( 3 ) - Прежде чем начать изучать новый материал, давайте вспомним изученное. Когда, по мнению учёных, в космическом пространстве появилась планета Земля? (около 5 миллиардов лет назад) - Как формировалась поверхность Земли?
- Как представляли древние люди Землю?
- Скажите, почему древние люди думали, что Земля плоская, как диск?
- А какая форма нашей планеты?
- Сформулируйте тему и цель нашего урока.
IV. Сообщение темы, цели урока.
- Тема урока «Форма планеты Земля».
Цель урока: выявить форму планеты Земля, ознакомиться с доказательствами о шарообразности Земли.
V. Работа над материалом.
Взаимодействие учащихся и учителя. - В древности люди считали, что Земля плоская, имеет форму диска. Древний человек не сомневался, что, пройдя в одном направлении определённое расстояние, можно достичь края Земли. Позже путешественники заметили, что, как бы далеко они не удалялись от начальной точки пути, края Земли найти не могли. - Вы, ребята, живёте в современном мире. Смотрите телевидение, у многих из вас есть компьютеры, и вы пользуетесь услугами Интернета, читаете художественную и познавательную литературу. Я думаю, что из всех этих средств информации вы уже знаете какую форму имеет наша планета. - Земля имеет форму ….. (шара). - Со временем учёные по различным признакам определили, что Земля имеет форму шара.
Творческая работа учащихся по группам.
- Какие признаки определения шарообразности Земли вы знаете? Приведите доказательства. (Группы должны на постерах дать свои доказательства о шарообразной форме Земли. Например: Нельзя дойти до линии горизонта - она всё время удаляется; Выйти в поле, вытянуть вперёд руку и сделать воображаемый круг; и т. д.
Взаимодействие учащихся и учителя. - Первыми к такому выводу пришли древнегреческие учёные. В качестве доказательства они привели такой довод: при затмении Луны тень Земли, заслоняющая её, видна в виде круга. Нетрудно заметить, что тень в виде круга падает только от шарообразного тела.
Просмотр видеоролика «Затмение Луны»
- В средние века после совершения кругосветных путешествий были получены конкретные доказательства шарообразности Земли. Было замечено, что корабль в море постепенно уходит за линию горизонта. И плывущие на запад, попадали домой с обратной стороны - с востока.
Просмотр анимации «Корабли на линии горизонта»
- А как современные учёные доказали шарообразность нашей планеты?
Просмотр презентации «Вид Земли из космоса»
- Почему поверхность Земли окрашена в разные цвета?
(Выслушиваются мнения учащихся)
Вывод: Тёмным цветом обозначена суша, синим - моря и океаны, светлым (белым) - облака.
Практическая работа учащихся по группам.
Работа № 1 - с глобусами. - Уменьшенная модель Земли называется глобусом. Это слово в переводе с латинского языка означает «шар». Глобус отображает форму Земли и её поверхности. Естественно, размеры Земли на нём уменьшены во много-много раз. После кругосветных путешествий были уточнены формы и размеры частей света. Как и на карте, поверхность Земли на глобусе обозначена разным цветом. - Что изображено на нём? (Океаны, моря, озёра, материки - континенты) - Что обозначено синим цветом? (Водное пространство) - Зелёным? (Равнины) Жёлтым или светло-коричневым? (Возвышенности) Коричневым? (Горы)
(Деление класса на 2 группы: на карточках записаны слова «материки» и «океаны»)
- Определить, сколько на нашей планете …..
1 группа: МАТЕРИКОВ
2 группа: ОКЕАНОВ
(Выступление членов групп).
- Записать названия океанов и материков.
(Материки (континенты): Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).
Работа № 2 - с интернетресурсами.
Каждая группа готовит краткий обзор о континентах, океанах, добывая материал из интернета на ноутбуках.
VI. Итог урока. - Какую проблему мы рассматривали на уроке? (доказательства шарообразности Земли) - Какой представляли люди Землю в древности? Почему? - Какие существуют доказательства шарообразности Земли? - Что такое глобус? Почему его называют моделью Земли? - Сколько океанов на земном шаре? Назовите их.
- Сколько континентов? Назовите их.
- Уникальна ли наша планета? Чем?
(Есть жизнь, много растений и животных, богата полезными ископаемыми, водоёмами, много интересных и полезных дел, много не разгаданного и т. п.).
- Что вы можете сказать о сохранении всего этого на нашей планете?
(Разумное использование природных ресурсов, не загрязнять атмосферу планеты, беречь растительный и животный мир, приносить пользу своими знаниями, трудом).
- Я надеюсь, что вы вырастите заботливыми, бережливыми жителями нашей планеты - Земли, сделаете ее еще красивей, совершите много полезных открытий.
- Не забудьте оценить свою работу на уроке.
(Учащиеся заполняют оценочный лист)
-
Оценочный лист
1. Проверка домашнего задания.
1 - 3 балла
2. Беседа перед изучением темы.
1 - 3 балла
3. Творческая работа в группе.
3 - 5 баллов
4. Практическая работа в группе № 1.
3 - 5 баллов
5. Практическая работа в группе № 2.
3 - 5 баллов
Критерии:
«отлично» - 21 - 19 баллов
«хорошо» - 18 - 15 баллов
«удовлетворительно» - 14 - 11 баллов
«неудовлетворительно» - менее 11 баллов
VII. Рефлексия.
(На стикерах в виде планет, звёзд, комет и т. п. учащиеся пишут свои отзывы об уроке)
VIII. Домашнее задание:
Сделать сообщения на темы «Планета Земля», «Для чего человек исследует космос?».
4