Урок по теме Форма планеты Земля (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Саенок Марина Ивановна, 1 категория

Предмет: Познание мира

Класс: 4 класс

Тема урока: «Форма планеты Земля»

Цели:

- формировать целостное восприятие окружающего нас мира;

- сформировать понятие о форме планеты Земля;

- ознакомить с доказательствами о шарообразности Земли;

- ознакомить с названиями океанов и континентов на земном шаре;

- создать на уроке атмосферу сотворчества и взаимодействия;

- формировать эрудицию младших школьников, способствовать расширению их кругозора;

- прививать любовь к природе, бережное отношение к ресурсам планеты Земля;

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный

Оборудование и наглядный материал:

Мультимедийный комплекс, презентации к уроку, видео, 2 глобуса, ватманы, маркеры, фломастеры.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

Вот звонок нам дал сигнал -

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Вам желаю не лениться,

А отлично потрудиться!

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

«Звезды. Планеты. Галактики».

- Что такое звезда? Что такое Солнце?

- Из чего состоит Галактика? (из звёздных (солнечных) систем)

- Что такое Солнечная система? (в Солнечную систему входят: Солнце, 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, их спутники, малые планеты, кометы, метеорные и другие космические тела)

- Как исследуют космос в наше время?

- Когда была открыта дорога в космос? (4 октября 1957 года)

- Кто впервые облетел Землю на космическом корабле? (Ю. А. Гагарин)

- Назвать спутник Земли. (Луна)

III. Подготовка к сообщению темы, цели урока.

Беседа с учащимися.

- Как называется наша планета? ( Земля )

- Какая она по счёту в Солнечной системе? ( 3 ) - Прежде чем начать изучать новый материал, давайте вспомним изученное. Когда, по мнению учёных, в космическом пространстве появилась планета Земля? (около 5 миллиардов лет назад) - Как формировалась поверхность Земли?

- Как представляли древние люди Землю?

- Скажите, почему древние люди думали, что Земля плоская, как диск?

- А какая форма нашей планеты?

- Сформулируйте тему и цель нашего урока.

IV. Сообщение темы, цели урока.

- Тема урока «Форма планеты Земля».

Цель урока: выявить форму планеты Земля, ознакомиться с доказательствами о шарообразности Земли.

V. Работа над материалом.

Взаимодействие учащихся и учителя. - В древности люди считали, что Земля плоская, имеет форму диска. Древний человек не сомневался, что, пройдя в одном направлении определённое расстояние, можно достичь края Земли. Позже путешественники заметили, что, как бы далеко они не удалялись от начальной точки пути, края Земли найти не могли. - Вы, ребята, живёте в современном мире. Смотрите телевидение, у многих из вас есть компьютеры, и вы пользуетесь услугами Интернета, читаете художественную и познавательную литературу. Я думаю, что из всех этих средств информации вы уже знаете какую форму имеет наша планета. - Земля имеет форму ….. (шара). - Со временем учёные по различным признакам определили, что Земля имеет форму шара.

Творческая работа учащихся по группам.

- Какие признаки определения шарообразности Земли вы знаете? Приведите доказательства. (Группы должны на постерах дать свои доказательства о шарообразной форме Земли. Например:  Нельзя дойти до линии горизонта - она всё время удаляется;  Выйти в поле, вытянуть вперёд руку и сделать воображаемый круг; и т. д.

Взаимодействие учащихся и учителя. - Первыми к такому выводу пришли древнегреческие учёные. В качестве доказательства они привели такой довод: при затмении Луны тень Земли, заслоняющая её, видна в виде круга. Нетрудно заметить, что тень в виде круга падает только от шарообразного тела.

Просмотр видеоролика «Затмение Луны»
- В средние века после совершения кругосветных путешествий были получены конкретные доказательства шарообразности Земли. Было замечено, что корабль в море постепенно уходит за линию горизонта. И плывущие на запад, попадали домой с обратной стороны - с востока.

Просмотр анимации «Корабли на линии горизонта»

- А как современные учёные доказали шарообразность нашей планеты?

Просмотр презентации «Вид Земли из космоса»

- Почему поверхность Земли окрашена в разные цвета?

(Выслушиваются мнения учащихся)

Вывод: Тёмным цветом обозначена суша, синим - моря и океаны, светлым (белым) - облака.

Практическая работа учащихся по группам.

Работа № 1 - с глобусами. - Уменьшенная модель Земли называется глобусом. Это слово в переводе с латинского языка означает «шар». Глобус отображает форму Земли и её поверхности. Естественно, размеры Земли на нём уменьшены во много-много раз. После кругосветных путешествий были уточнены формы и размеры частей света. Как и на карте, поверхность Земли на глобусе обозначена разным цветом. - Что изображено на нём? (Океаны, моря, озёра, материки - континенты) - Что обозначено синим цветом? (Водное пространство) - Зелёным? (Равнины) Жёлтым или светло-коричневым? (Возвышенности) Коричневым? (Горы)

(Деление класса на 2 группы: на карточках записаны слова «материки» и «океаны»)

- Определить, сколько на нашей планете …..

 1 группа: МАТЕРИКОВ

 2 группа: ОКЕАНОВ

(Выступление членов групп).

- Записать названия океанов и материков.

(Материки (континенты): Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).

Работа № 2 - с интернетресурсами.

Каждая группа готовит краткий обзор о континентах, океанах, добывая материал из интернета на ноутбуках.

VI. Итог урока. - Какую проблему мы рассматривали на уроке? (доказательства шарообразности Земли) - Какой представляли люди Землю в древности? Почему? - Какие существуют доказательства шарообразности Земли? - Что такое глобус? Почему его называют моделью Земли? - Сколько океанов на земном шаре? Назовите их.

- Сколько континентов? Назовите их.

- Уникальна ли наша планета? Чем?

(Есть жизнь, много растений и животных, богата полезными ископаемыми, водоёмами, много интересных и полезных дел, много не разгаданного и т. п.).

- Что вы можете сказать о сохранении всего этого на нашей планете?

(Разумное использование природных ресурсов, не загрязнять атмосферу планеты, беречь растительный и животный мир, приносить пользу своими знаниями, трудом).

- Я надеюсь, что вы вырастите заботливыми, бережливыми жителями нашей планеты - Земли, сделаете ее еще красивей, совершите много полезных открытий.

- Не забудьте оценить свою работу на уроке.

(Учащиеся заполняют оценочный лист)

Оценочный лист

1. Проверка домашнего задания.

1 - 3 балла

2. Беседа перед изучением темы.

1 - 3 балла

3. Творческая работа в группе.

3 - 5 баллов

4. Практическая работа в группе № 1.

3 - 5 баллов

5. Практическая работа в группе № 2.

3 - 5 баллов

Критерии:

«отлично» - 21 - 19 баллов

«хорошо» - 18 - 15 баллов

«удовлетворительно» - 14 - 11 баллов

«неудовлетворительно» - менее 11 баллов

VII. Рефлексия.

(На стикерах в виде планет, звёзд, комет и т. п. учащиеся пишут свои отзывы об уроке)

VIII. Домашнее задание:

Сделать сообщения на темы «Планета Земля», «Для чего человек исследует космос?».

4


© 2010-2022