Календарно-тематическое планирование по окружающему миру ( А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. 3 класс. УМК «Перспектива» (68ч))

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру на 2015-2016 уч. год

Окружающий мир. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. 3 класс. УМК «Перспектива» (68ч).



п./п.

Тема урока

Содержание курса

Характеристика

деятельности

учащихся


Учебно-методи-ческое обеспечение

Дата по плану

Дата по факту

Раздел «Радость познания»

1

СВЕТ ЗНАНИЯ.

Древняя история о мастере Дедале и его сыне Икаре. Древнегреческий миф.

Извлечение необходимой информации из текста. Уметь привести примеры того, как изобретения на основе познания природы и общества изменяют жизнь современного человека по сравнению с образом жизни наших предков.

Уч. с.4-7, р.т. с.3-5

2

КАК ИЗУЧАЮТ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование. Практическая работа «Наблюдение». Практическая работа «Опыт». Практическая работа «Измерение массы». Практическая работа «Измерение длины».

Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учащиеся должны научиться характеризовать методы исследования.

Уч. с.8-11, р.т.с.6-11

3

КНИГА - ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ.

Справочная литература. Знакомство с терминами «переплёты» «словарь», «энциклопедия», «путеводитель», «атлас».

Выполнение действий по алгоритму. Уметь разыскать необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе.

Уч. с.12-15, р.т. с.12-13

4

ОТПРАВИМСЯ НА ЭКСКУРСИЮ.

Музеи разных типов, океанариумы, планетарии, другие учреждения подобного научно-просветительского характера.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Уметь разыскать необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях.

Уч. с.16-19, р.т. с.14-17

5

О ЧЁМ РАССКАЖЕТ ПЛАН.

План местности, условные знаки, масштаб. Практическая работа «Туристические планы».

Учащиеся должны научиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города. Использование знаково-символических средств.

Уч. с.20-23, р.т. с.18-21

6

ПЛАНЕТА НА ЛИСТЕ БУМАГИ.

Карта мира, континент (материк),

часть света, Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида.

Учащиеся должны научиться сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать карту по условным обозначениям на ней. Поиск необходимой информации.

Уч. с.24-27, р.т. с.22-23

7

СТРАНЫ И НАРОДЫ

НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА.

Политическая карта мира (и карты отдельных материков); находить местоположение страны, её границы, её столицу, соседние с ней страны.

Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Уметь на карте разыскать ту или иную страну, показать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны.

Уч. с.28-31, р.т. с.24-25

8

ПУТЕШЕСТВУЯ, ПОЗНАЁМ МИР.

Подготовка к путешествию по определённому плану; находить в справочной литературе необходимую для путешествия информацию; определять цель путешествия. Знакомство с понятиями: фотоаппарат, видеокамера, знаки прогноза

погоды, дорожная одежда, красный крест; путеводители, компас, бинокль.

Уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников.

Уч. с.32-35, р.т.с.26-27

9

ТРАНСПОРТ.

Виды транспорта. Знакомство с понятиями «стальная конница»

Метрополитен. Железнодорожная сеть. Проект «Любознательный пассажир».

Знакомство со старинными средствами передвижения; предложить им дать систематизацию транспорта по видам.

Уч. с.36-39, р.т. с.28-31

10

СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ И СВЯЗИ.

Старинные способы обмена информацией между людьми. Телеграфист. Азбука Морзе.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью. Уметь различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни.

Уч. с.40-43, р.т. с.32-33

11

ПРАЗДНИК «КНИГА - ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ!»

Раздел «Мир как дом»

12

МИР ПРИРОДЫ

В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ.

Сюжеты и орнамент.

Архитектурные украшения. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества.

Работа в группе. Учёт разных мнений достижение договорённостей и согласование общих решений. Уметь найти образ единого мира-дома в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества.

Уч. с.46-49, р.т.с.34-35

13

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВСЁ.

Природные объекты, твёрдые тела, жидкости, газы, вещества. Практическая работа «Вода - растворитель»

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. Учащиеся должны научиться различать природные объекты.

Уч. с.50-53, р.т. с.36-39

14

МИР НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.

Звёзды и планеты, Солнечная система. Движение солнца в разные времена года.

Учащиеся должны научиться характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду.

Уч. с.54-57, р.т. с.40-41

15

НЕВИДИМОЕ СОКРОВИЩЕ.

Смесь газов, кислород, углекислый

газ, азот. Свойство воздуха.

Выдвижение гипотез и их обоснование. Учащиеся должны научиться характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере.

Уч. с.58-61, р.т. с.42-43

16

САМОЕ ГЛАВНОЕ ВЕЩЕСТВО.

Вода и её распространённости на планете, значение воды для живых организмов. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Практическая работа «Исследование свойств воды»

Работа в группе. Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. Научиться уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении. Построение логической цепочки рассуждений, доказательств.

Уч. с.62-65, р.т. с.44-45

18

ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ

В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ.

Таинственный язык старинных узоров. Природные стихии. Три стихии в устной поэзии народов России и мира.

Работа в группе. Планирование учебного сотрудничества. Уметь найти и характеризовать образы этих природных стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества.

Уч. с.66-69, р.т. с.46-47

19

КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ.

Минералы, горные породы, полезные ископаемые, месторождения, шахты, карьеры, скважины. Практическая работа «Состав гранита»

Учащиеся должны научиться различать по внешнему виду минералы и горные породы.

Уч. с.70-73, р.т. с.48-49

20

ЧУДО ПОД НОГАМИ.

Почва, плодородие, почвоведение,

перегной, минеральные соли. Практическая работа «Исследование состава почвы»

Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Учащиеся должны научиться характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы.

Уч. с.74-77, р.т. с.50-51

21

МИР РАСТЕНИЙ.

Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, кислород, углекислый газ. Питание и дыхание растений.

Работа в группе. Планирование учебного сотрудничества. Научиться различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы

Уч. с.78-81, р.т. с.52-55

22

ПЛОДОРОДНАЯ ЗЕМЛЯ

И РАСТЕНИЯ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ.

Четвертая природная стихия. Образ мирового древа в творчестве народов Земли.

Работа в парах. Управление поведением партнёра. Уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества

Уч. с.82-85, р.т. с.56-57

.

23

МИР ЖИВОТНЫХ.

Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся, мальки, головастики, птенцы, детёныши, млекопитающие.

Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Учащиеся должны научиться различать животных разных групп по их признакам и месту обитания.

Уч. с.86-89, р.т.с.58- 63

24

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ

В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ.

Способы изображения животных в разных видах народного творчества.

Установление причинно-следственной связи. Уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества.

Уч. с.90-93, р.т. с.64-65

25

НЕВИДИМЫЕ НИТИ

В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные, цепи питания.

Построение логической цепочки рассуждений, доказательство. Знать основные группы животных по способу питания; приводить примеры животных этих групп

Уч. с.94-97, р.т. с.66-67

.

26

ЛЕС - ВОЛШЕБНЫЙ ДВОРЕЦ.

Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.

Научиться характеризовать природные сообщества на примере леса.

Уч. с.98-103, р.т. с.68-69

27

ЛУГ - ЦАРСТВО ЦВЕТОВ

И НАСЕКОМЫХ.

Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.

Работа в группе. Осознание ответственности за общее дело. Учащиеся должны научиться

характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого.

Уч. с.104-109, р.т. с.70-73

28

ВОДОЁМ - ДОМ ИЗ ВОДЫ.

Единство живой и неживой природы, природное сообщество, двустворчатые моллюски (беззубки и перловица), круговорот веществ.

Установление причинно-следственных связей. Научиться характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество.

Уч. с.110-115, р.т. с.74-79

29

КАК СОХРАНИТЬ

БОГАТСТВА ПРИРОДЫ.

Охрана богатств природы. Человек и природные сообщества.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Знать о взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах.

Уч. с.116-119, р.т. с.80-81

30

ОХРАНА ПРИРОДЫ

В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РОССИИ.

Сотрудничество человека и окружающей его природы. Бережем родную Землю.

Работа в группе. Поиск и выделение необходимой информации. Учёт разных мнений. Творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для изготовления своих собственных плакатов.

Уч. с.120-123, р.т. с.82-83

31

ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА.

Изображение природы в картинах великих художников.

Работа в группе. Поиск и выделение необходимой информации. Учёт разных мнений.

Уч. с.124

32

ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

Стенгазета «Бережем родную Землю»

Работа в группе. Поиск и выделение необходимой информации. Учёт разных мнений.

Уч. с.124

Раздел «Дом как мир»

33

РОДНОЙ ДОМ - УГОЛОК ОТЧИЗНЫ.

Дом - вселенная. Язык узоров. Ярусы старинного дома. Отчизна, отчий дом.

Выдвижение гипотез и их обоснование. Знать разные значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов.

Уч. с.4-7, р.т. с.3-5

34

СВОЙ ДОМ - СВОЙ ПРОСТОР.

В старинном доме. Всем по чину и возрасту.

Работа в группе. Следование и поведение моральным нормам и этическим требованиям. Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме.

Уч. с.8-11, р.т. с.6-7

35

В КРАСНОМ УГЛУ СЕСТЬ -

ВЕЛИКАЯ ЧЕСТЬ.

Красный угол - центр дома. Пословицы о доме и семье. Внутреннее убранство деревянного дома. Образцы вышивки. Предметы декоративно-прикладного искусства народов.

Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование своего решения. Уметь сопоставить между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома.

Уч. с.12-15, р.т. с.8-9

36

ПОБЫВАЕМ В ГОСТЯХ.

Традиции гостеприимства, принятые в старину и в настоящее время. Национальные костюмы,

жилище, внешний облик, виды природы. Проект «Юный краевед»

Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях.

Уч. с.16-21, р.т. с.10-13

37

НА СВЕТ ПОЯВИЛСЯ - С ЛЮДЬМИ ПОРОДНИЛСЯ.

Традиционные термины родства и свойства, принятые в русской народной культуре.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи.

Уч. с.22-27, р.т. с.14-15

38

РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО.

Способы составления родословного древа. Практическая работа «Моё родословное древо»

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения.

Уч. с.28-31, р.т. с.16-17

39

МУЖ И ЖЕНА - ОДНА ДУША.

Великая значимость супружеского союза мужчины и женщины, отражённая в народных сказках.

Групповая работа. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза в кукольном спектакле.

Уч. с.32-35, р.т. с.18-19

40

СВЯТОСТЬ ОТЦОВСТВА

И МАТЕРИНСТВА.

Родительская любовь, самоотверженность, жертвенность.

Уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле.

Уч. с.36-39, р.т. с.20-21

41

ДОБРЫЕ ДЕТИ - ДОМУ ВЕНЕЦ.

Инициировать поисково-исследовательскую работу ребёнка в стремлении узнать значение имени, которое он носит.

Использование критериев для обоснования своего суждения. Уметь описать личностные качества человека, выбранного ребёнком в качестве образца для подражания.

Уч. с.40-43, р.т. с.22-23

42

ДЕТСКИЕ ИГРЫ - ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ.

Традиции народной игровой культуры, с различными типами игр и игрушек.

Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование своего решения. Знать несколько народных игр, уметь определить их назначение в своём развитии детей.

Уч. с.44-47, р.т. с.24-25

43

ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА

Урок-праздник «В кругу семьи»

Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование своего решения

44

СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА.

Внешнее и внутреннее строение тела человека, верхние и нижние конечности, внутренние органы, системы органов, скелет, мышцы, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник, носовая полость, трахея, бронхи, лёгкие, сердце, кровеносные сосуды, головной мозг, спинной мозг, нервы, сигналы.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Научиться характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов.

Уч. с.48-51, р.т. с.26-29

45-46

КАК РАБОТАЕТ НАШ ОРГАНИЗМ.

Функционирование опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем; целостность организма человека. Практическая работа «Измерение пульса»

Научиться характеризовать функционирование основных систем организма человека.

Уч. с.52-55, р.т. с.30-33

47

ЧТО ТАКОЕ ГИГИЕНА.

Гигиена как наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена, осанка, лечебная физкультура, режим питания, правильное питание. Практическая работа «Уход за зубами».

Научиться характеризовать основные правила гигиены.

Уч. с.56-59, р.т. с.34-37

48

ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА

Урок-игра «Путешествие по городу Здоровейску»

Работа в группе. Поиск и выделение необходимой информации. Учёт разных мнений. Научиться выделять компоненты здоровья человека

49

ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

Органы чувств как источниках информации об окружающем мире. Глазное яблоко, зрачок, сетчатка,

наружное ухо, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, носовая полость, обоняние, вкусовые сосочки, осязание.

Установление причинно-следственных связей. Научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире.

Уч. с.60-63, р.т. с.38-39

50

ШКОЛА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ.

Температура тела, термометр, шкала, ртуть, градус, дисплей, травма, порез, ожог, ушиб, йод, обморожение, перегревание, головокружение, обморок, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, газовая служба. Практическая работа «Измерение температуры тела»

Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. Учащиеся должны запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь.

Уч. с.64-67, р.т. с.40-45

51

ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ.

Рефлексия способов и условий действия. Правила здорового образа жизни.

Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности.

Уч. с.68-71, р.т. с.46-47

52

ДОМ НЕ ВЕЛИК,

А СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ.

Правила управления домашним хозяйством.

Работа в парах. Управление поведением партнёра.

Уч. с.72-75, р.т. с.48-49

53

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.

Семейный бюджет; из чего складываются семейные доходы и расходы.

Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело.

Достижение договорённостей и согласование своего решения. Уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период.

Уч. с.76-79, р.т. с.50-53

54

МУДРОСТЬ СТАРОСТИ.

Знакомство с образом достойной старости, представленным в народных сказках.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведении живописи.

Уч. с.80-83, р.т. с.54-55

55

ПУТЕШЕСТВИЕ К А. С. ПУШКИНУ.

Неразрывная связь между разными поколениями, основанной не столько на кровном, сколько на

духовном родстве, на близости интересов. Архивные работники.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье.

Уч. с.84-87, р.т. с.56-57

56

ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА.

Праздник «Моя семья - моя гордость»

Работа в группе. Поиск и выделение необходимой информации. Учёт разных мнений. Научиться выбирать главное из истории своей семьи, рассказывать о достижениях семьи.

Раздел «В поисках Всемирного наследия».

57

ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ.

Идеи сохранения

достопримечательностей природы и культуры, с историей создания Списка Всемирного наследия. Карта мира, Вселенная.

Уметь рассказать об одном-двух объектах Всемирного наследия

Уч. с.90-93, р.т. с.58-59

58

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ.

Московский Кремль как объект Всемирного культурного наследия. Спасская башня Московского Кремля.

Самостоятельное составление алгоритмов деятельности. Уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля.

Уч. с.94-99, р.т. с.60-63

59

ОЗЕРО БАЙКАЛ.

Особенности озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия.

Извлечение из текстов необходимой информации. Рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах.

Уч. с.100-103, р.т. с.64-65

60

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЕГИПЕТ.

Природные и культурные достопримечательности Египта, его столицы, с египетскими пирамидами как объекта Всемирного культурного наследия.

Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. Достижение договорённостей и согласование своего решения. Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его на карте.

Уч. с.104-107, р.т. с.66-67

61

ПУТЕШЕСТВИЕ В ГРЕЦИЮ.

Природные и культурные достопримечательности Греции, её столицы, с Афинским Акрополем как объекта Всемирного культурного наследия.

Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. Достижение договорённостей и согласование своего решения. Уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь.

Уч. с.108-111, р.т. с.68-71

62

ПУТЕШЕСТВИЕ В ИЕРУСАЛИМ.

Ландшафтные и

культурные достопримечательности Иерусалима и его Старого города как объекта Всемирного культурного наследия.

Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. Достижение договорённостей и согласование своего решения. Уметь показать страну и город на карте

мира, узнавать на фотографии достопримечательности.

Уч. с.112-115, р.т. с.72-73

63

ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ.

Местоположение и

культурные достопримечательности Китая и Великой Китайской стены как объект Всемирного культурного

Наследия.

Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. Достижение договорённостей и согласование своего решения. Уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая.

Уч. с.116-119, р.т. с.74-77

64

ВСЕМИРНЫЕ

ДУХОВНЫЕ СОКРОВИЩА.

Образы людей, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе.

Уч. с.120-123, р.т. с.78-79

65

ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА.

Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия

Работа в группе. Поиск и выделение необходимой информации. Учёт разных мнений.

Р.т. с.80

66

ЧТО МЫ УЗНАЛИ. ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ.

Проверка уровня усвоения знаний, умение применять их на практике

Поиск и выделение необходимой информации. Учёт разных мнений.

67

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. КВН

Выдающиеся люди

Работа в группе. Поиск и выделение необходимой информации. Учёт разных мнений.

68

Резерв учебного времени

Экскурсия

Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир", 3 класс

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:



  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;

  • представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;

  • доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

  • представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;

  • мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);

  • интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

  • готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;

  • личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;

  • понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*;

  • представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;

  • представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

  • соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;

  • моделировать различные ситуации и явления природы.

Коммуникативные
Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.

Предметные результаты
Обучающийся научится:

  • характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

  • определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

  • работать с планом местности и его видами, с масштабом;

  • ориентироваться относительно сторон света;

  • показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;

  • перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;

  • перечислять правила ответственного туризма;

  • перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;

  • определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;

  • приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;

  • характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;

  • характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;

  • показывать на карте водные объекты;

  • характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;

  • характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;

  • характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;

  • приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;

  • перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;

  • различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

  • характеризовать природные сообщества на примере леса;

  • характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

  • характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

  • определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

  • перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;

  • определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);

  • перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;

  • определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

  • определять значение своего имени;

  • характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;

  • характеризовать основные правила гигиены;

  • характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;

  • оказывать себе и другим людям первую помощь;

  • перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;

  • определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;

  • толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;

  • узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,

  • определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;

  • определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;

  • характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;

  • составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.



© 2010-2022