Открытый урок по ОРКСиЭ на тему Жизнь человека - высшая нравственная ценность

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учитель: Горшкова Елена Валерьевна ГБОУ СОШ №316 Фрунзенского района

Класс: 4

Модуль: «Основы светской этики»

Тема урока: Жизнь человека - высшая нравственная ценность.

Место урока в изучаемой теме: 29 урок

Продолжительность урока: 45 мин Тип урока:: Усвоение новых знаний Цель: Формирование представления о жизни как высшей ценности для человека. Задачи урока: 1.Образовательные: - Формировать знания о таких понятиях как ценности и нравственные ценности, жизни как высшей ценности; умение рассуждать на тему ценности любой жизни человека; 2.Развивающие: - способствовать развитию умения ценить жизнь свою и жизнь других, помогать окружающим. 3.Воспитательные: - Содействовать воспитанию нравственности, добропорядочности, способствовать формированию позитивного отношения к жизни, к саморазвитию и творчеству. Технологии:

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

Методы обучения:

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, листы для составления синквейна.

Основные понятия: нравственность, нравственные ценности, жизнь как высшая ценность

Предполагаемый результат:

- учащиеся имеют четкое представление о понятиях нравственные ценности, жизни как высшей нравственной ценности;

- умеют размышлять о ценности своей жизни и других людей;

- умеют анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание(Планируемые результаты)

1.

Организационный

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Сегодня хороший день, у всех отличное настроение.

Улыбнитесь, передайте свое хорошее настроение, пожмите друг другу руку.

Ребята жмут друг другу руки

Эмоциональный настрой

2.

Постановка учебной задачи

Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Актуализация знаний

Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

Создание проблемной ситуации.

-Посмотрите на доску. На доске тема нашего урока. Но в записи пропущены очень важные слова.

«______________?_____________- высшая нравственная ценность»

- Ваше мнение, что такое «ценности»?

-Попробуем разобраться, что же является высшей нравственной ценностью.

- Заполним таблицу

Ценности

Нравственные ценности

-Заполните 1 столбик таблицы. Что для вас является ценностью? Перечислите, что для вас имеет значение.

-Прочитайте, что для вас имеет значение, ваши ценности

-Заполните 2 столбик. Что мы можем отнести к нравственным ценностям?

- Прочитайте.

- Мы ценим свою страну, ее традиции. Свои дома, одежду, книги, велосипеды, телефоны и многое, многое другое. Вы перечислили нравственные ценности: достоинство, моральный долг, справедливость, верность, честь, альтруизм.

- Все бывает более или менее ценным…

-Что же является высшей ценностью?

-Светская этика учит нас, что высшая ценность - это ЖИЗНЬ человека.

- Какие же «важные слова» мы должны вписать в тему нашего урока?

- Давайте постараемся найти ответ на вопрос:

Почему ценна любая жизнь человека? (Вопрос записан на доске)


Дети отвечают на поставленный вопрос

Формулируют тему и цель урока, определив границы знания и незнания

Ребята заполняют 1 столбик

Ребята читают: книги, дом, телефон, одежда и т.д.

Ребята заполняют 2 столбик, а затем зачитывают свои варианты: достоинство, моральный долг, справедливость, верность, честь, альтруизм

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

-построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

3.

Работа по теме

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, развития умений находить ответы на проблемные вопросы

Работа по учебнику

1.- Прочитайте 1 и 2 абзац. Выделите главную мысль.

- Согласитесь ли вы со мной, что собственная жизнь - это ценность для каждого из нас? Почему?

- С жизнью связаны все наши планы. Они станут реальностью, только если мы будем ЖИТЬ.

2. Работа в паре

- Почему говорят, что каждая жизнь уникальна и неповторима? Чем ценна для человека жизнь? Найдите, прочитайте, обсудите в паре.

3. Работа в группе

- Чтобы ответить на главный вопрос урока, необходимо ответить на ряд других вопросов.

- Работать будете в группах.

Вопрос для 1 группы: «Почему ценна не только счастливая жизнь, но и жизнь, полная страданий и бед?

Вопрос для 2 группы: Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Докажите, что в процессе жизни человек утверждается как личность.

Вопрос для 3 группы: Чем ценна жизнь каждого человека для близких людей?

Вопрос для 4 группы: Какие вопросы являются важными в настоящее время для нашей страны?

Притча «1000 шариков»

- Что понял человек о жизни?

- А что вы подумали о своей жизни?

- У вас еще много шариков, но надо. Чтобы каждый был отмечен добром для окружающих, а значит радостью.

Высшая ценность для человека - это его жизнь

Только при жизни человек может радоваться, печалиться, веселиться, любить, дружить

Дети высказывают свое мнение.

Учащиеся находят правильные ответы в тексте учебника, делают выводы, высказывают свое мнение, обсуждают, дополняют друг друга

Учащиеся смотрят

видеоролик «Притча о ценностях жизни. 1000 шариков»


У нас еще много шариков

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

4.

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой и самооценкой.

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

-Жизнь человека - это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы,

счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям.

- В жизни каждого человека бывают трудные, и даже горестные минуты. Но даже в эти минуты человек учится понимать что-то такое, что поможет ему пережить горе, вернуться к радостной жизни. Главное - быть живым!

- Жизнь человека защищена государством, в котором он живет.

- Декларация прав человека, принятая большинством государств планеты, провозгласила жизнь человека ценностью на Земле.

- Главной защитой жизни человека является государство, в котором он живет. В государстве есть Конституция - основной закон, где записаны все права и обязанности граждан. Права и обязанности обеспечивают защиту жизни человека.

Самостоятельная работа

- Перед вами листочки с вопросами, где нужно выбрать правильный ответ. Если не можете ответить, обратитесь к тексту учебника.

1.Счастье родителей зависит от _______________________ их детей.

2.Высшая ценность для человека - это его _________________ .

3. Выберите из списка те ценности, которые важны для человека:

 здоровье  семья  стильная причёска  красивая одежда

- Проверяем. Если ответ правильный - поставьте рядом знак «+», если нет - «-«.

Поднимите руку, кто справился с заданием, у кого возникли трудности?

Слайд

Главное-жить!

Слайд

Слайд

Учащиеся выполняют задание

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

5.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: Создание условий для рефлексии

-Интересный у нас получился урок. Урок, который заставил нас думать размышлять о высшей ценности - о жизни человека.

- Прочитайте еще раз вопрос, который мы поставили в начале нашего урока. Теперь вы можете на него ответить?

- В завершении нашего урока предлагаю выполнить небольшую творческую работу. Напишем синквейн.

- Кто знает, что такое синквейн?

- Посмотрите на правила написания синквейна

- Возьмите разноцветные «шарики-кружочки», которые лежат у вас на столе, попробуйте составить синквейн.

- Кто хочет прочитать свою работу?

-Прикрепите свои разноцветные «шарики» на доску.

Отвечают

Словарь Ожегова

Слайд

Дети читают

6

Домашнее задание

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

- Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению.

- Нарисовать рисунок «Жизнь прекрасна!»

- Найти мудрые мысли, высказывания о ценности жизни

- Прочитайте мудрые мысли Бенедикта Спинозы - философа-мудреца.

- Поднимите руку, у кого хорошее настроение?

-Значит, жизнь улыбается вам! Цените жизнь, берегите её..

Жизнь - высшая нравственная ценность1

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

Слайд

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

© 2010-2022