СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.С. Тумова

учитель начальных классов МОУ СОШ № 9

Современная технология словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах
В статье я хочу рассказать о том, какие современные технологии я использую при изучении орфограмм в словарных словах на уроках русского языка. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми безударными гласными. Научить ребенка писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящая перед учителем. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов. Хочу поделиться методическими приёмами, которые использую для лучшего запоминания этих слов. 1 этап. Подготовительная работа учителя. а) Группирую слова из словаря в блоки по шесть слов в каждом. Группировка слов в блоки может проводиться в различных вариантах - в алфавитном порядке, по тематическому или морфологическому признаку и отрабатываются в течение восьми дней. б) Подбираю дидактический материал: загадки, скороговорки, исторические справки, фразеологизмы, стихи, пословицы, поговорки, тексты диктантов с изученными словами, задания. в) готовлю демонстрационный и раздаточный материал. 2 этап. Диагностика памяти. Провожу диагностику уровня развития памяти, определяю ведущий вид памяти у каждого школьника. В соответствии с этим подбираю специальные упражнения на развитие памяти учащихся. 3 этап. Самостоятельная деятельность ученика. а) готовит карточки на слова изучаемого блока. б) составляет индивидуальные карточки на слова, в которых допущены ошибки при контроле. в) оформляет творческий словарик. 4 этап. Совместная деятельность учителя и ученика. Я готовлю демонстрационный и раздаточный материал. Ученики работают над изучением словарных слов по определённой системе под моим руководством. В течение недели на каждом уроке от 3-7 минут провожу работу с учащимися по ознакомлению с правописанием изучаемых слов одного из блоков. 5 этап. Использование ИПК. Использую компьютер в кабинете информатики для контроля знаний учащихся. (Н-р: К…пуста - копуста). Дети сразу видят свои ошибки и тут имеют возможность исправить себя.

Алгоритм работы над словарными словами. 1 день. Ознакомление с семантикой и орфографией трёх слов из 6 слов блока, каждое слово показываю классу 1-2 секунды, затем убираю. Трёхкратное орфографическое проговаривание каждого слова с чёткой артикуляцией. Запись слов в рабочие тетради с выделением орфограмм, расстановкой ударений, со знакомством этимологии. Дома каждый ученик в индивидуальном словарике выполняет творческое задание, в котором самостоятельно или с помощью родителей подбирает к словарным словам: точное значение по толковому словарю, работа с орфографическим словарём (подбор однокоренных слов), картинки, загадки, пословицы, скороговорки, отрывки из текстов детских книг. 2 день. Аналогичная работа проводится по второй части блока. 3 день. Закрепление правописания словарных слов блока, меняя каждый раз виды и формы работ. Каждое слово проговариваю трижды с чёткой артикуляцией, учащиеся только слушают и вспоминают правописание этих слов. Работаем над составлением словосочетаний, подбираем однокоренные слова, составляем предложения. Провожу различные формы работ для запоминания орфограммы: а) «Первый слог потерялся» … радь (тетрадь), …нал (пенал), …бака (собака) б) «Собери слоги» бе, за, рё (берёза) де, ный, жур (дежурный) в) «Из каких слов выпали гласные?» м . ш . н . (машина) з . в . д ( завод) д . р . г . ( дорога ) г) Установи соответствие с..бака и к..рова е п..тух о р..сунок а р..бята Индивидуальные и парные работы по карточкам. Диктанты с последующей самопроверкой или взаимопроверкой этих слов Карточка для парной и индивидуальной работы:

Сторона А

Сторона Б Ворона Собака В..рона с..бака Воробей Заяц В..р..бей за..ц Сорока Корова С..рока к..рова

Сторона А

Сторона Б Ворона В..рона
Диктанты проводятся в статичных парах учащихся. 1. Один ученик из пары читает текст карточки, другой - пишет. 2. Смена ведущего: ученик (тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет. 3. Каждый берёт тетрадь своего партнёра и по памяти проверяет написанный им диктант. 4. Открывают карточки и проверяют вторично (но уже вместе, сначала один диктант, потом второй). 5. Допустивший ошибки делает устный разбор своих ошибок. 6. Каждый в своей тетради записывает правильно слова, в которых были допущены ошибки. 7. Снова берут тетради друг друга, ещё раз просматривают и на полях ставят оценку, соответственно по тому, как написано. При проверке тетради, если отметка соответствует нормам, я обвожу в красный кружок, если нет, то зачёркиваю и ставлю свою оценку. Проверяя работу партнёра, ученик опирается на сторону А, чувствует себя уверенно и комфортно; имеет возможность целенаправленного запоминания изучаемых слов; развивает навык чтения и правописания. Ученики меняются ролями через 30 секунд. 4 день. Закрепление правописания словарных слов блока. Зрительная фиксация и трёхкратная запись слов учащимися (слова записаны на доске, каждое слово открывается на время, достаточное для одного прочтения, затем слово стирается или закрывается, учащиеся записывают каждое слово три раза). Затем проводится проверка: сигнальной карточкой учащиеся показывают непроверяемую орфограмму. Возможно письмо слов блока по памяти (по традиционной методике). Приём зрительной фиксации побуждает детей как можно внимательнее прочитывать слово, а приём многократной записи основан на моторной памяти. Дома учащиеся занимаются составлением связного рассказа из трёх-четырёх предложений с данными словами по сюжетной картинке или на основе воображения, озаглавливают текст. На следующий день проводится отбор лучших текстов. 5 день. Проверка и контроль знаний. Словарный диктант на последнем уроке является диагностическим, и по его результатам составляется схема анализа, которая покажет, как работать дальше: фронтально или индивидуально. Ученик, проведя анализ своей работы, выписывает на последнюю страницу рабочей тетради те слова, в которых допустил ошибки, чтобы ежедневно прочитывать их и выполнять с ними задания в домашней работе. Для учащихся, допустивших две и больше ошибок, рекомендуется увеличить частоту упражнений с помощью карточек. Отработка навыка правописания слов, в которых были допущены ошибки, идёт индивидуально и параллельно изучению слов следующего блока. Контрольные диктанты или вторичный контроль провожу один раз в две недели по мере изучения каждой пары блоков. Дальнейшая работа над словами предполагает систематическое включение изученных слов в различные ситуации уроков русского языка и чтения, а также использование различных упражнений на развитие всех видов памяти (на минутках чистописания, на речевых разминках). Скороговорки: Пословицы: До города дорога в гору. Родина любимая, словно мать родимая. От города с горы. Загадки: Три сороки тараторки Сидел на заборе, пел да кричал. Тараторили на горке. Все собрались, а он замолчал. (Петух) Стихи: Вот у теплой печки кот Песенку свою поет: День сегодня за окошком Хмур, хмур, хмур… Подремлю в тепле немножко, Мур, мур, мур… Итоговые виды работ над трудными словами: 1) Задание для работы со словарем: а) выписать слова на тему «Школа» (учитель, ученик, тетрадь, карандаш, пенал, класс) названия птиц или животных (сорока, ворона, воробей, соловей, петух; собака, заяц, медведь, лисица); б) выписать 4-5 слов, начинающихся с буквы «п» (например: пенал, петух, погода, посуда и т.д.) или с буквы «в» (воробей, ворона, ветер, вагон, валенки); в) выписать 3-5 слов с безударной гласной «о» или «а» (город, лопата, молоко; платок, сахар, стакан, работа); г) выписать слова с мягким знаком на конце или в середине слова (морковь, медведь, мебель; коньки, пальто).
2) Зрительный диктант: дети читают хором слово, затем оно убирается, остается картинка, дети записывают слово самостоятельно или с комментированием.
3) Выборочный диктант: дети из предложений, которые читает учитель, записывают только словарные слова (Мальчик чистит пальто. Москва - всем городам мать).
4) Ответы на вопросы (ответы иногда пишутся на доске). Такая работа дает возможность узнать социальную адаптацию детей в первом году обучения.

  • Кто учит детей? (учитель),
  • Кто готовит уроки? (ученик),
  • Кто живет в лесу? (медведь, лисица, заяц),
  • Кто верный друг человека? (собака).
Учащиеся пишут ответ, одним словом или развернутым предложением.
5) Составление маленьких рассказов на темы: «Учебные вещи» (Я беру учебные вещи. Карандаш и ручку кладу в пенал. Тетради лежат в папке.); «Наш класс» (Наш класс просторный и светлый. В классе всегда чисто. Дежурный следит за порядком. Мы любим свой класс.)
6) Загадки. Как при изучении, так и при закреплении слов с непроверяемыми написаниями мною используются загадки. Ответы - отгадки дети записывают в тетради. Загадки на темы: «Учебные вещи», «Одежда», «Растения», «Посуда», « Животные» и другие. Почти на каждое словарное слово с непроверяемой гласной у меня подобрана загадка. Например: а) Гладишь - ласкается, Дразнишь - кусается. (Собака) б) Среди двора стоит копна. Спереди вилы, сзади - метла. (Корова)
7) Дописывание предложений: В класс вошла … (учительница). Главный город нашей страны - … (Москва). Весело чирикает быстрый … (воробей).
8) Игры из занимательной грамматики: а) «Угадай слово» Для этой игры использую слоговые карточки. Игра проводится так: показываю карточку с первым слогом, нужного для усвоения слова: «мо», (ученики пишут слово «мороз» или «молоко»), «пе» (ученики пишут «пенал» или «петух»), «са» («сахар» или «сапоги») и т.д. б) Сказочные герои. Любят дети, когда слова с непроверяемой гласной приносит их любимый сказочный герой или игрушка. Слова на карточках написаны с пропущенной буквой. Стараюсь вызвать к доске слабых учеников, они пишут слово с карточки на доске или в тетради, комментируя. Эта работа (они диктуют, а за ними пишут все учащиеся) вселяет в них уверенность. в) Любят дети и такую игру. Незнайка допустил ошибки в словах. Сколько их? Дети нашептывают мне на ухо. Тот, кто первый назвал правильный ответ (т.е. правильное количество ошибок), получает звание «Мудрый кролик» или «Знайка». Затем коллективно исправляем ошибки. г) Игра « Ответственный». Эту игру можно проводить и в 1, и во 2, и в 3 классе, при этом следует иметь в виду, что слова должны подбираться только по темам, уже изученным в этих классах. Игра проводится таким образом: от каждого ряда назначается ответственный, он выходит к доске и записывает столбиком слова с непроверяемыми написаниями (8-10слов) по предложенной теме:
1 ряд 2 ряд 3 ряд Тема «Огород» Тема «Школа» Тема « Животные» Овощи Тетрадь Дятел помидор ученик корова огурец дежурный ворона морковь пенал заяц горох карандаш медведь капуста карандаш соловей картофель учитель воробей кочан класс сорока лисица
Записывая слова, дети ставят ударение, подчеркивают гласную, которую нужно запомнить. Все остальные учащиеся в свою очередь записывают слова на доске, начинается проверка их написания. Если в слове допущена ошибка, то раздается хлопок. Хлопок заставляет допустившего ошибку подумать над правильностью написания слова. Бывает и так, что ответственный не может найти ошибку, допущенную в слове, тогда вызывается помощник из этого же ряда, который исправляет допущенную ошибку. Если хлопок был сделан в процессе проверки слова, то это означало, что ряд проиграл. Как правило, выигрывает ряд, чей ответственный не получил ни одного хлопка, т.е. не допустил ни одной ошибки. Дети любят такой вид работы и проявляют к нему большой интерес. Все учащиеся хотят быть ответственными, стараются быть внимательными, чтобы написать все слова без ошибок. Необходимо использовать изученные слова в самых разных письменных работах. При выполнении домашнего задания следует обращать на них внимание. Если новые знания не востребованы долгое время, они откладываются на дальние полочки или забываются. Безусловно, нельзя постоянно актуализировать изученные слова. Однако словарную работу необходимо спланировать таким образом, чтобы периодически проверять, сохранились ли знания учащихся. Изучая, таким образом, словарные слова, мы учим детей словообразованию и словоизменению, уточняем словарь, развиваем монологическую речь, работаем над орфографической зоркостью, одним словом, развиваем речь ребенка. Эта работа не должна лежать на плечах одного учителя. Только совместными усилиями взрослых можно достигнуть успеха. Каждая минута, уделенная ребенку, приносит положительные результаты. Чем больше таких минут будет, тем легче нашим детям будет справляться с затруднениями.
© 2010-2022