- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка во 2 классе (1-4) Слова заимствованные. Значение заимствованных слов. УМК «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка во 2 классе (1-4) Слова заимствованные. Значение заимствованных слов. УМК «Начальная школа XXI века»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чуприкова Н.М. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка во 2 классе (1-4).УМК «Начальная школа XXI век».
Учебник «Русский язык», 2 класс, под редакцией С.В.Иванова.
Чуприкова Н.М учитель начальных классов.
Тема: Слова заимствованные. Значение заимствованных слов.
Дидактическая цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Цель:
-
Образовательная: научить сознательному использованию заимствованных слов в русском языке.
-
Развивающая: развивать мотивационную и эмоционально-волевую сферу личности через реализацию образовательных задач урока. Способствовать развитию грамотного письма, развитию речи, внимания и интереса к предмету через обоснования ответов учащихся, включения в урок игровых моментов, обогащению словаря детей.
-
Воспитательная: формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда через формы организации обучения, способы взаимодействия учащихся и учителя на уроке, контроль и коррекцию ответов детей.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.
Материально-дидактическое оснащение урока:
-
Оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска.
-
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, словари заимствованных слов.
-
Раздаточный материал: тетрадь одного урока, мини-словари заимствованных слов, карточки с деформированным текстом.
Этап урока
Цель
Реализация
Ожидаемый результат
I.Организационный этап
Организовать начало занятий, подготовить учащихся к работе, мотивация, принятие цели учебно-познавательной деятельности.
Эмоциональный настрой на урок.
Полная готовность класса. Дети быстро включаются в деловой ритм, определяют тему и цель урока.
II.Подготовка к основному этапу урока.
Актуализировать опорные знания и умения.
Выделение темы урока через поэтический слог, знакомство со словарями, каллиграфическая минутка,
Задания актуализируют знания учащихся на определение темы урока, подготовят детей к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
III.Активизация опорных знаний, закрепление способов действий
Обеспечить усвоение новых знаний и способов действия в изменённой ситуации.
Проблемная ситуация, фронтальная работа, коллективная работа по рядам, работа с деформированным текстом в парах.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях не вызовет затруднения у большинства детей.
IV.Подведение итогов урока
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Анализ результатов, упражнений урока, игровой момент
Оценка учащимися выполнения цели урока, поможет получить достоверную информацию о достижении планируемых результатов обучения. Оценка учителя работы детей на уроке настроит на успешность в дальнейшем.
V.Информация о домашнем задании.
Обеспечить понимание цели, содержание и способов выполнения домашнего задания.
Просмотр заданий
Домашнее задание дано в нетрадиционной форме, все захотят его выполнить успешно, и будут внимательно следить за инструкцией по его выполнению.
VI. Рефлексия
Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения, усвоение принципа сотрудничества
Анализ результатов работы.
Осмысление учащимися своих действий и самооценка пройдет в непринужденной и комфортной обстановке.
Ход урока.
-
Организационный этап.
Если человек за день не получил никаких знаний, значит день прошел зря…
Давайте постараемся поработать так, чтобы сегодняшний день принёс нам много новых знаний.
-
Подготовка к основному этапу урока.
Александр Кушнер написал стихотворение «Что я узнал!»
Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос, какие новые слова он узнал?
Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
То подобная картина называется ПЕЙЗАЖ. Слайд №1
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это-НАТЮРМОРТ.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина, или Колька, твой сосед,-
Обязательно картина называется ПОРТРЕТ.
Какие новые слова узнал автор стихотворения? Объясните своими словами значение этих слов. Что объединяет эти слова?
Вот проблема, которую нам придется с вами решить.
Мы даже не представляем, как много в русском языке таких слов. Они так прочно вошли в наш обиход, что мы и не задумываемся, откуда пришли эти слова. Еще совсем недавно в русском языке не было слов
фломастер,
компьютер,
велосипед,
сюрприз,
фейерверк. Слайд №2
Как вы думаете, почему? (не было таких предметов)
Откуда пришли эти слова? (из другого языка)
Можно сказать, что мы их взяли взаймы. Как вы понимаете выражение - взять взаймы?
(дали в долг, одолжили)
Вот мы и подошли к названию темы урока.
Заимствованные слова Слайд №3
А чтобы правильно найти значения этих слов нам понадобится словарь иностранных слов. (демонстрация словарей).
-
Каллиграфическая минутка.
Положите перед собой вот такие листы, На верхней строчке запишите дату: 26 апреля.
Ниже: Классная работа.
На следующей строчке прописаны слова: пейзаж, портрет, натюрморт. Обратите внимание на правильность соединения букв. Какие соединения встречаются? (верхнее, нижнее, среднее). Повторите на следующей строке эти слова, соблюдая все правила каллиграфии.
-
Активизация опорных знаний.
У меня для вас сюрприз. А кто знает значение этого слова? (Слово на карточке). Обратимся к словарю, который у вас на партах.
Мне нужно три помощника. Остальные ребята, закройте глаза.
Там, где умеют развлекать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
Глаза закроем с вами вмиг,
Представили… Ведь это цирк. Слайд №4
(пока читаю стихотворение, дети раздают колпачки под музыку)
Наденьте колпачки и представьте, что мы окунулись в атмосферу праздника.
Были ли вы в цирке? А что запомнилось вам?
-
Актуализация знаний.
В цирке живет много заимствованных слов. Чтобы у нас получился рассказ о цирке, надо выполнить следующее задание:
1. Вставить подходящее по смыслу слово, используя слова для справок.
( в ходе разбора задания обращаемся к словарю).
Конферансье объявляет номера. Под куполом цирка артисты выполняют опасные трюки. На арену выходят весёлые клоуны. А на велосипеде едут дрессированные медведи. В конце представления раздаются дружные аплодисменты.
Прочитаем рассказ, который получился.
О каком животном говорилось в тексте?
-
Физкультминутка.
В цирке есть пауза, когда артисты и зрители отдыхают. Эта пауза называется - антракт.
Антракт, ребята.
(музыка)
Топай, мишка, 2 раза
Хлопай, мишка. 2 раза
Приседай со мной, братишка.
Неуклюжий шалунишка.
Антракт закончился. Представление продолжается.
2. Работа с учебником. (упр.№3)
Закончи предложение, используя слова для справок. 1 ряд работает над 1 предложением, 2 ряд - над вторым, а 3 ряд - над 4.
Будьте внимательны, слов для справок 4, а предложений разобрать надо 3.
Помогайте друг другу, будьте толерантными.
(проверка работы учащихся)
Можно ли закончить предложения без заимствованных слов? А почему нельзя?
(теряется смысл предложения)
-
Резерв. Работа с деформированным текстом. (работа в парах)
В город приехал цирк, об этом мы узнали из расклеенных афиш. (посмотреть в словаре)
Но подул ветер, и слова рассыпались в беспорядке. Составьте из слов предложения и запишите их (по времени).
(слова на карточках)
Уважаемые зрители!
Ждёт вас представление всем на удивление!
-
Итог урока.
Наше посещение цирка, где так много заимствованных слов, заканчивается. И я снова возвращаюсь к вопросу, что мы узнали? Что общего у всех этих слов? (они заимствованные)
Слайд № 5
(все слова урока - чтение хором или учителем по времени)
Мы не только познакомились с новыми заимствованными словами, но и узнали их значение.
-
Задание на дом.
Дальнейшее знакомство с заимствованными словами у вас произойдет при выполнении домашнего задания. Оно находится на листе: «Это интересно».
-
Рефлексия
За вашу дружную и активную работу вы заслужили громкие аплодисменты. И какое представление заканчивается без фейерверка!