Конспект урока по русскому языку Употребление отрицательной частицы Не

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка

Программа: « Планета знаний»

Тема. «Употребление отрицательной частицы НЕ». Педагогическая цель: Повторить части речи, содействовать формированию умений раздельно писать частицу не с глаголами.
Планируемые результаты (предметные): Знать, что в разговорной речи для утверждения и отрицания могут использоваться слова-предложения «Да», «Нет»; частица не с глаголом пишется отдельно.Уметь: писать глаголы с частицей не; указывать части речи, правильно произносить глаголы с частицей не.
Личностные результаты: -устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности;
Метапредметные: Познавательные УУД: Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы. Уметь анализировать и делать самостоятельные выводы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; Логические - устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: - уметь прогнозировать предстоящую работу; уметь высказывать своё предположение; уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; -оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; -осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; уметь работать в парах,
Личностные результаты: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности; Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, карточки с пословицами, листы оценивания.


Ход урока: I. Организация и мотивация учебной деятельности - Поприветствуйте наших гостей. Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету вам скажу: «Будет интересно!» Будем мы читать, писать, строить предложения, Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.
- У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
II Минутка чистописания. Словарная работа - Какое словарное слово будем писать, отгадайте загадку. И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберёт. (Иней) - Что такое иней? Слайд 1 - Записываем число октября, классная работа. Какие орфограммы встретились? Прописываем в тетрадях: Соединение не и словарное слово: иней
III Актуализация и постановка учебной задачи. Формулирование темы и целей урока. 1. Работа в парах. -У вас лежат карточка на столе. На ней записана примета, прочитайте. Укажите известные вам части речи. Ночью иней выпадет - днем снега не будет. Слайд 2 Оценили свою работу. 2. Проблемная ситуация. - Какое затруднение у вас возникло при выполнении задания? - А что такое НЕ?. Перед какой частью речи стоит не, с каким словом употребляется? Какую роль играет в предложении? (Придает отрицательный смысл слову). - Ребята, маленькое слово не называется частицей. - Какова тема урока? Сформулируйте.
IV Открытие новых знаний. - Перед какой частью речи стоит не, с каким словом употребляется? ( с глаголом). А как написали ее с глаголом? А как же она называется? Есть версии? - Ребята, маленькое слово не называется частицей. - Сформулируйте вывод.
- Проверим себя по учебнику (чтение правила) -Глаголы не любят частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.
V Применение знаний и умений на практике. 1.Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает, (не) дружит. С ложью правда и рыбку из пруда. Без труда (не) вытащишь (не) делает. Лень добра тот (не) ест.

Самопроверка. Слайд 2
Кто не работает, тот не ест.
С ложью правда не дружит.
Лень добра не делает.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Оцените работу в парах. Запишите пословицы в тетрадь. - Какое правило вы применили, чтобы раскрыть скобки? -А может ли частица НЕ писаться с глаголом слитно? -Поможет ответить на этот вопрос грамматическая сказка «Сила любви»
Физминутка.

Я пришел из школы (шагают),

Я учу глаголы…

Мне их выучить - пустяк,

У меня свой метод!

Применяется он так,

Новый метод этот:

«Кричать» - кричу (ааа),

«Вертеть» - верчу (вертят головой),

«Двигать» - двигаю (машут руками),

«Прыгать» - прыгаю (прыгают).
2. Прослушивание сказки. «Гордую и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю». А она ему: «Не люблю!» Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю!»
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь…»
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» … И вдруг замерла от неожиданности.
Так Глагол доказал, что в некоторых случаях, не только он, но и сама частица жить друг без друга не могут».
- Что интересного узнали? (Некоторые глаголы пишутся с частицей не слитно).
- А вы догадались, почему в словах негодую и ненавижу, частица не пишется слитно?
- Да, вы правы. Эти слова не употребляются без не, нет таких слов «годую», «навижу». Уберем не? Есть такие слова? - Давайте подберём к глаголам ненавидят, негодуют синонимы. Слайд 3 Ненавидеть - презирать, не любить негодовать - возмущаться 3. Работа по учебнику. Письмо по памяти. Контроль. Взаимопроверка по учебнику. Упр 85. Оценивание работы. Упр 88 Вставьте отрицательную частицу НЕ и прочитайте пословицы. VI Домашнее задание
VII Рефлексия. Итог. 1- С какой новой частью речи познакомились? -Какова ее роль в предложении? -Какое правило связано с новой частью речи? 2.Работа с оценочными листами: оцените свою работу на уроке. 3. Смалики


















Самоанализ урока русского языка

Тема. «Употребление отрицательной частицы НЕ». Педагогическая цель: Повторить части речи, содействовать формированию умений раздельно писать частицу не с глаголами.
Планируемые результаты (предметные): Знать, что в разговорной речи для утверждения и отрицания могут использоваться слова-предложения «Да», «Нет»; частица не с глаголом пишется отдельно.Уметь: писать глаголы с частицей не; указывать части речи, правильно произносить глаголы с частицей не.
Личностные результаты: -устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности;
Метапредметные: Познавательные УУД: Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы. Уметь анализировать и делать самостоятельные выводы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; Логические - устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: - уметь прогнозировать предстоящую работу; уметь высказывать своё предположение; уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; -оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; -осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; уметь работать в парах,
Личностные результаты: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности; Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, карточки с пословицами, листы оценивания. Урок по русскому языку строила в соответствии с требованиями ФГОС, опираясь на принцип сотрудничества. При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность и особенности класса. На протяжении всего урока учащиеся были активны. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, последовательны чередовались различные виды деятельности. Учебная деятельность на уроке организована в соответствии с дидактическим смыслом: восприятие - осмысление - запоминание - применение в новой ситуации - обобщение - систематизация. Урок построен в соответствии с дидактическими принципами: сознательности, активности, самостоятельности, системности, последовательности, доступности. Использовала наглядно-образный, частично- поисковый, проблемный методы. Опираясь на свои знания и исходя из выводов, учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цель урока. Учащиеся включены в активный мыслительный процесс: идёт формирование новых понятий, актуализация опорных знаний, закрепление изученного материала, всё это в логической последовательности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и применению его в новых условиях. Проведение физминутки способствовало предотвращению у учащихся усталости. Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические (мультимедийная презентация, карточки для работы в парах; методы устного и письменного контроля и самоконтроля, взаимоконтроля. Способ проверки знаний: контрольно- оценочный.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах. Ребята оценивали свою деятельность на протяжении всего урока. В конце урока проведена рефлексия и подведён итог урока.






© 2010-2022