Урок по русскому языку на тему Твёрдые и мягкие согласные звуки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки

Цель: Дать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать в слове мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами.

Оборудование и материалы: электронное приложение к учебнику Русский язык. 1 класс/ В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого (1СД), ОАО «Издательство «Просвещение», 2011г., мультимедийный проектор, экран на штативе, дидактический наглядный материал, карточки для работы в парах, конверт.

Ход урока.

1.Организационный момент.

(Гимнастика для развития мелкой моторики рук)

Паучок.

На изогнутый сучек

Сломанной осинки

Приземлился паучок

С крестиком на спинке

Свил уютный гамачок,

Сел в сторонку и молчок.

( Левая рука согнута в локте, кисть опущена вниз.

Правая рука, изображая паука, опускается на кисть левой руки. Правая ладонь «ползёт» по руке до плеча и, сжимаясь в кулачок, прячется под мышку.)

2. Актуализация знаний.

-Ребята, почтальон Печкин (изображение героя на доске) принес конверт с загадками (конверт прикреплен на доске) от Чипполино (изображение на доске) . Мы должны помочь ему их отгадать.

-Учитель открывает конверт и читает загадки

Я на том берегу

И на том берегу

Через речку перебраться

Я тебе помогу

(Мост)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро, в час любой

Провезу вас под землёй

(Метро)

Обгоняя ночь и день,

Вкруг Земли бежит олень.

Задевая звёзды рогом,

В небе выбрал он дорогу.

Слышен стук его копыт,

Он Вселенной следопыт.

(Спутник)

Не корабль, не лодка,

Ни вёсел, ни паруса,

А плывёт - не тонет.

(Плот)

-Сначала записать число 27 апреля.

-Ребята, запишите слова - отгадки в тетрадь.

-Подчеркните орфограммы в словах, которые записали.

-Разделите на слоги.

-Какие слова нельзя разделить для переноса? (Ответы детей)

(На доске записаны слова)

Чай.., май.., кофей.., строй.., лей.., муравей… .

-Добавьте к каждому слову слог - ка или - ник .

-Запишите получившиеся слова, разделите их для переноса.

3.Самоопределение к деятельности.

Игра «Пингвин на льдине»

-К нам в гости пришёл ещё один герой. Кто это?

-Буратино (на доске изображение героя, плакат формата А4 с названием игры) очень шустрый и глупый деревянный человечек и не смог справиться один с заданиями игры «Пингвины на льдине»

-Давайте ему поможем.

У вас на партах лежат карточки с заданиями.

Вам нужно посадить каждого пингвина на свою льдину. Для этого определите ,с какого согласного звука начинаются слова: твердого или мягкого.

-Выполняем работу парами.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

-Ребята, кто может сформулировать тему урока?

-(Ответы уч-ся) Твёрдые и мягкие звуки

4.Работа по теме урока.

Следующие заданные для развития речи.

Слайд «Развивай свою речь» (электронное приложение к учебнику)

Откройте в учебнике стр 81. Упр 1

-Прочитайте. Найдите слова, которые мы вставим. Объясните их написание.

-Запишите одно понравившееся предложение.

Проверьте правильно ли вы записали.

-Найдите в стихотворении слово АПРЕЛЬ (оформлено на доске).

-Произносите по порядку все согласные звуки в этом слове ( [п'],[р'],[л'])

-Что вы заметили?

-Какие звуки мягкие? Какой звук твёрдый?

5. Физминутка.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

(Ходьба на месте)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

(Взмахи руками.)

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закрутились.

(Взмахи руками, покружились.)

6.Продолжение работы по теме урока.

1. Слайд. Игра [л] или [л'] (бегемот) (электронное приложение к учебнику)

(Учитель показывает на экране - доске , а у учащихся на карточках - заданиях ).

-Какие гласные буквы обозначения твёрдость согласных?

(Учащиеся называют буквы обозначения твёрдость

согласных?

(Учащиеся называют буквы, один ученик выставляет буквы на наборном полотне : А, О, У, Ы ,Э.)

-Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных?

(Учащиеся называют буквы , один ученик выставляет буквы на наборном полотне: В результате должна получиться запись.)

А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

-Придумайте слово с, в которых первый согласный звук:

1.твёрдый

2.мягкий

-Хорошо! Молодцы!

2. Работа по учебнику

(откройте стр.в учебнике 82)

- А сейчас прочитайте сведения о языке

-Итак! Как обозначается мягкость согласных на письме? (буквами я ё ю и е )

-Как обозначается твёрдость согласных на письме? (буквам а о у ы е )

7.Рефлексия.

-Как вы разобрались в новом материале?

-Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.

[п'эсн'а]

[б'ир'оза]

[сал'ут]

-Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме? я ё ю и е

-Какими буквами обозначается твёрдость согласных на письме? а о у ы э

-Нарисуйте простыми карандашом смайлик своего настроения на уроке в тетради на строчке.

-Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора»

-Учитель оценивает учащихся и с помощью дежурного раздает «флажки-оценки»

( в индивидуальную копилку достижений, у каждого учащегося есть шкатулка.)

8.Подведение итогов урока.

-За что вы похвалили бы себя……

-Что вам понравилось на уроке?

-Кто испытывал трудности при выполнении заданий?

-О чём расскажите дома…………


© 2010-2022