«Организация работы с родителями младших школьников на современном этапе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








«Организация работы с родителями младших школьников на современном этапе»















Введение
Жизнь ребёнка состоит из двух важных сфер: семья и школа, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных демографических проблем. Поэтому одной из важных и актуальных проблем образования является сотрудничество школы и семьи. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становиться более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстаёт от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу нужно сделать свой учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Скоординировать усилия школы и семьи - значит, устранить противоречия, создать однородную и развивающую среду. Взаимодействие семьи и школы основывается на общей цели: сформировать сотруднические отношения между всеми участниками педагогического процесса. Общей задачей взаимодействия семьи и школы является обеспечение качественного образования, воспитание нравственности и культуры поведения, формирование потребностей в здоровом образе жизни. Главная педагогическая задача состоит в том, чтобы привлечь внимание родителей к внутреннему миру их собственных детей, к их жизни в кругу друзей и товарищей. Чтобы увидеть лицо ребёнка, взрослый должен наклониться к нему. Наклониться - значит приблизиться к тому детскому миру, который зачастую нам, взрослым, кажется «несерьёзным и пустяшным», сравниться с ним, проникнуться им. Пристально присмотреться и понять: рядом с тобой человек со своими проблемами, своим характером. Профессии «родитель», как и любой другой, надо учиться, а, выучившись, постоянно совершенствоваться. Причём независимо от того, сколько у тебя детей. Семейное, школьное и социальное воспитание ребёнка осуществляется в тесном единстве. Однако зачастую, влияния, оказываемые школой и семьёй на ребёнка разнонаправлены. Это приводит к обострению отношений между семьёй и школой, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребёнка как школы, так и семьи. Исходя из актуальности избранной темы, мы определили цель исследования: выявить наиболее эффективные условия организации работы с родителями младших школьников на современном этапе Задачи: 1. Изучить содержание понятия «педагогическая культура родителей». 2. Выявить наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя . 3. Рассмотреть методические рекомендации по организации работы с родителями младших школьников в воспитательном процессе 1. Содержание понятия «педагогическая культура родителей»

«Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах,

а на деле они должны учить своих детей примером своей жизни»

(из дневника императрицы А.Ф. Романовой).
Педагогическая культура родителей - просвещённость и образованность, соответствующие правилам и требованиям педагогики. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей младший школьник приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставят след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли часто определяют его поступки. Каждый ребёнок - это особый мир, и познать его могут только те родители, которые понимают каждое движение детского сердца, умеют вместе со своим ребёнком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения. Воспитание современного ребёнка требует от родителей терпения, любви, душевных сил и времени. Главными качествами родителей, которые необходимы детям, являются гуманность, доброта и родительский такт. Любовь и дружба, взаимная поддержка родителей являются для ребёнка наглядным примером. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в целях воспитания: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что всё само собой получится. В этом случае и результаты будут случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему у них выросли такие дети. Родители остро нуждаются в просвещённости и образованности. Для того, чтобы младший школьник желал общаться с родителями, необходимо помнить, что его основой являются шесть принципов общения с родителей с детьми, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание может быть примерно таким: «Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовством и материнским авторитетом» (Лопатина М.А., [14, с.32]). - Принять ребёнка - значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. Принятие- это сохранение у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей - это безграничная вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. - Не менее значимым чувством для ребёнка является любовь. Ребёнок нуждается в любви и ласке не зависимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Дети, с которыми общаются без любви, развиваются не правильно, даже если во всём остальном они воспитаны как надо. - Очень важным и значимым принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на потом. Если у взрослого нет времени на общение с собственным ребёнком сегодня, то и выросшего ребёнка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребёнок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость. - Краеугольным камнем хороших отношений ребёнка с родителями является признание ими своего малыша. Признание ребёнка предполагает одобрение, похвалу, положительная реакция семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребёнка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Если ребёнок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха. - Огромное значение в воспитании ребёнка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Миссия родителей состоит в том, чтобы научить ребёнка брать ответственность за все поступки и проступки ребёнка на себя. Очень часто ошибочность поведения родителей, что они стараются брать ответственность за все поступки и проступки ребёнка на себя, что обрекает их на неудачи и проблемы в воспитании своих детей. - Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Авторитетность родителей в глазах ребёнка - это, прежде всего желание ребёнка говорить родителям правду. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребёнку требования так, чтобы он понял: об этом ему говорят раз и навсегда. Признание собственного ребёнка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах проявление ответственности, доступности родителей собственному ребёнку - понятие обратно пропорциональное. Чем больше времени родители проведут со своим малышом в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме. Чем меньше родители будут использовать в общении собственным ребёнком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость родителей. Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости в старости. Маленький школьник может жить, учиться и полностью раскрыть свои способности только в обстановке доброты, взаимопонимания, товарищества. Именно такая атмосфера должна быть в классе с первых дней пребывания ученика и такая же атмосфера доброжелательности, доверия, теплоты должна быть в семье. Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением всё чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребёнку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребёнка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнёрский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребёнка, если уважается его воля, а её ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты. Повышение педагогической культуры родителей - важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Педагогическая культура родителей - это составная часть общей культуры человека, в которой находит отражение накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Понятие «педагогическая культура» в современной педагогической литературе трактуется достаточно широко и неоднозначно. С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень усвоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с другой, - реализацию этого опыта в повседневной деятельности. Ряд исследователей (В.Н. Вершинин, И.А. Колесникова) под педагогической культурой понимают часть общечеловеческой культуры, имеющей своим содержанием мировой педагогический опыт, смену культурных эпох и соответствующих им образовательных парадигм, историю педагогической науки. Можно рассматривать педагогическую культуру на различных уровнях: социально-педагогическом, научно-педагогическом, профессионально-педагогическом и личностном. С социально-педагогической точки зрения педагогическая культура выступает как средство педагогизации окружающей среды. Учителя, родители, педагогические сообщества являются носителями и творцами педагогической культуры в этом понимании. Научно-педагогический уровень позволяет рассмотреть педагогическую культуру как часть общечеловеческой и национальной духовной культуры, сферу педагогических ценностей, включающую педагогические теории, мышление, сознание, культурные образцы практической деятельности. В профессионально-педагогическом плане педагогическая культура рассматривается как сфера профессиональной деятельности, включающая общественные требования к ней, закономерности культурной идентификации педагога. Педагогическая культура может рассматриваться и как личностное свойство учителя и воспитателя (личностный уровень). Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для успешной социализации личности. Педагогическая культура многими учеными (Е.В. Бондаревская) рассматривается как исторически развивающаяся программа социального наследования, включающая в себя социально-педагогический идеал, адекватные ему формы и методы его достижения, субъекты педагогической культуры, в качестве которых могут выступать родители, семья, педагоги, общество, государство. В данном понимании в педагогической культуре выделяют три уровня: реликтовый, актуальный, потенциальный. Реликтовый уровень включает в себя исторически сложившиеся педагогические установки, нормы, способы и формы педагогического процесса, по инерции продолжающие существовать, даже если объективных оснований для этого уже нет. Второй (актуальный уровень) отражает специфику сегодняшней общественной педагогической ситуации. Это образец образовательно-воспитательной деятельности, выстроенной согласно требованиям социального заказа. Третий уровень представлен педагогической инноватикой, целью которой является подготовка образовательной системы к требованиям завтрашнего дня. Таким образом, термин «педагогическая культура» вполне объективно относится как к профессиональным педагогам, так и к родителям и обществу в целом. Подготовка родителей к воспитательной деятельности должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Под педагогической культурой принято понимать такой уровень педагогической подготовленности родителей, который позволяет им сделать семейное воспитание процессом целенаправленным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве со школой. В структуре педагогической культуры родителей можно выделить когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный компоненты. Кратко охарактеризуем компоненты педагогической культуры родителей, которые выделяет Е.В. Бондаревская. Когнитивный компонент педагогической культуры представляет собой определенную сумму психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье. Операционный компонент педагогической культуры включает в себя осознанное владение родителями разнообразием методов, приемов, форм воспитательного взаимодействия с ребенком, умения организовать жизнь и занятия детей в семье, организовать семейный труд и отдых, умение диагностировать способности, интересы и склонности ребенка. Коммуникативный компонент педагогической культуры родителей включает в себя, прежде всего, умение родителей создавать благоприятный психологический климат в семье, умение понимать детей и других членов семьи, терпимость к иному мнению, умение выразить свое психофизическое состояние и свои мысли, умение предупреждать и решать конфликты. Рефлексивный компонент педагогической культуры предполагает наличие у родителей умений анализировать собственные действия и состояния, оценивать эффективность применявшихся методов, приемов взаимодействия с детьми, причины успехов и неудач, ошибок и затруднений, возникающих в ходе семейного воспитания, способность посмотреть на себя глазами своего ребенка. Эмоциональный компонент педагогической культуры родителей включает умение владеть собою в сложных ситуациях, умение понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, умение видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь в их разрешении, способность родителей к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования и общей культуры, от индивидуальных особенностей (способностей, темперамента, характера), определяется богатством жизненного опыта, уровнем собственной воспитанности. В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Многие родители некомпетентны в вопросах семейного воспитания, не знакомы с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, четко не представляют цели семейного воспитания, не видят оптимальные пути достижения этих целей, воспитывают собственных детей подобно тому, как воспитывали их самих, не учитывая изменившиеся социокультурные условия. Что касается педагогического образования, то педагоги зачастую придерживаются мнения, что главными воспитателями ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, являются его родители. Но для того, чтобы грамотно воспитывать своего ребенка, родители должны быть вооружены необходимыми знаниями и умениями. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу - одна из важных задач педагогов в образовательных учреждениях.

2. Эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя
Семья и школа - это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа жизни младшего школьника, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. В последние годы в учреждениях образования усилием членов педагогического общества решается вопрос о том, что и каким образом нужно сделать, чтобы объединить усилия участников образовательного процесса в интересах личности младшего школьника, поскольку жизненное самоопределение детей и молодёжи является главным предметом нашей заботы. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач. Взаимодействие педагогов с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного поля, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека. В практической работе с родителями младших школьников педагоги используют коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Коллективные формы могут носить исследовательский характер. Также коллективные занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей младшего школьного возраста, клубных форм работы в выходные дни. Проводятся различные конференции, специальные встречи, размышления-консультации для того, чтобы привлечь родителей к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребенка. Индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения. Родительское собрание - универсальная форма взаимодействия с родителями младших школьников. Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого-педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы. Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме. Ф.П. Черноусова замечает, что при проведении родительского собрания, необходимо соблюдать следующее: 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Т.А. Стефановская выделяет следующие виды родительских собраний: собрания-беседы на воспитательные темы, собрания по обмену опытом воспитания детей в семье, собрания-консультации, собрания в форме круглого стола. Каждое родительское собрание должно быть тематическим и поучительным. Тематика собраний может включать наиболее злободневные вопросы обучения и воспитания школьников. Например, о воспитании у детей сознательного отношения к учению можно провести собрание на темы: «Как помочь детям хорошо учиться», «Организация учебного труда школьника дома». На собрании обсуждаются вопросы здоровья детей, их рационального питания, организации труда и отдыха. Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших школьников», «Что такое самовоспитание?», «Ребенок и природа» и т.д. Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы. Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания. Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Вместе они вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Классный руководитель и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. Классный руководитель проводит групповые консультации, лекции, практические занятия для родителей, привлекая учителей, специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д. Организация совместных досуговых мероприятий. В нашей школе родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования: «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, «Встреча с профессией», концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы. Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты. Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции. Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации. Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы. Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий. Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями младших школьников педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки. На современном этапе широко используются электронные дневники как средство общения родителей и учителей. Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом. Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании младших школьников, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности. Вступая на путь взаимодействия с родителями, педагоги начинают глубже осмысливать свою профессию как сферу предоставления различных образовательных услуг. Если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой учится их ребенок, то он будет учитывать их мнение при построении учебно-воспитательного процесса. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни. Родители, в свою очередь, нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию детей. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей результатом взаимодействия становится лучшее отношении к школе, к учёбе, развитие учебных знаний и умений, успешное социальное положение.

3. Методические рекомендации по организации работы с родителями младших школьников в воспитательном процессе
Задача каждого классного руководителя - стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение в школе. На плечи учителя ложится важная задача - организовать работу с родителями, чтобы посещение школы стало для них не тяжелым бременем, а полезной необходимостью. Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Чтобы связи школы с родителями были дружескими и взаимно уважительными, учителям следует соблюдать такие правила: 1. Никогда не жаловаться родителям на их детей, требуя принятия «соответствующих мер». Встреча с родителями должна проходить только как деловое, дружеское обсуждение некоторых проблем, связанных с поведением ученика или с необходимостью развития его личностных качеств. Учителя не должны писать замечания в дневники учащихся, не следует и выставлять там «двойки», даже если ученик их получил. 2. Родительские собрания нужно проводить как встречи соратников. Учителя должны рассказать, что было сделано в классе за прошедший месяц, что пройдено по каждому учебному предмету, с какими проблемами или трудностями встретились ученики и чем родители могут помочь своим детям. Следует сообщить, какие учебные темы будут изучаться в ближайшее время, какие мероприятия намечены, и какое участие в их проведении могут принять родители.
Вопросы, касающиеся личности отдельных учеников на этих встречах не затрагиваются. Они могут обсуждаться только в личной беседе учителя с родителями. Только наедине можно сообщать родителям результаты ученика, обсуждать его личные трудности, пути их преодоления и развития нужных качеств. 3. Учителя должны знать условия жизни ребенка, характер взаимоотношений в семье, особенности их родителей. 4. Необходимо воспитывать у детей уважение к своим родителям к родным, близким, развивать интерес к изучению своей родословной, к предкам, их делам и свершениям. И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель - сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. Если: - ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; - ребенка высмеивают, он становится замкнутым; - ребенка хвалят, он учится быть благородным; - ребенка поддерживают, он учится ценить себя; - ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; - ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; - ребенок растет в честности, он учится быть справедливым; - ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; - ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; - ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. Весьма полезно участие родителей в проведении внеучебных занятий детей по их интересам. Хорошо привлекать родителей для проведения праздников, бесед, экскурсий, походов на природу, для работы в педагогическом совете, в Совете школы. Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, необходимо организовать консультации, составление плана мероприятия, распределение обязанностей, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности. Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.





Заключение
В результате проведённого исследования нами были сделаны следующие выводы: 1. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания. Для организации системного и эффективного психолого-педагогического просвещения родителей необходимо, прежде всего, изучить образовательные потребности родителей и на этой основе выстроить оптимальную дифференцированную систему взаимодействия педагогического коллектива и родителей. Система взаимодействия образовательных учреждений с родителями должна строиться на таких принципах, как: открытость, информированность, соотношение деятельности педагогов с ожиданиями и запросами родителей; стимулирование родителей к сотрудничеству . 2. Объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач. Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности. Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений. И таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей. 3. Семья и школа - это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности. Сделать родителей своими соучастниками - важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив - это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе. Что касается педагогического образования, то педагоги зачастую придерживаются мнения, что главными воспитателями ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, являются его родители. Но для того, чтобы грамотно воспитывать своего ребенка, родители должны быть вооружены необходимыми знаниями и умениями. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу - одна из важных задач педагогов в образовательных учреждениях. Таким образом, цель исследования достигнута - нами выявлены условия организации работы с родителями младших школьников на современном этапе. Ими являются: 1. Налаживание контакта с родителями. 2. Формирование базы данных о ребенке и семье. 3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы. 4. Активизация интереса к проблемам семьи со стороны администрации школы. 5. Учет пожеланий родителей, касающихся организации школьной жизни детей.

Список литературы


  1. Воронов В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов. - М.: 2000.
  2. Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы / В.В. Воронов. - Воспитание школьников. - Москва, 2001. - №6. - С. 21.
  3. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка / В.А.Гейко // Начальная школа. - 1999. - №3. - С. 43-44.
  4. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника / Т.П. Гаврилова // Знание- 1988. - №9.
  5. Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды / И.Ф.Дементьева // Педагогика. - №6. - 1996.
  6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 кл. + новые собрания / Н.И. Дереклеева - М.: ВАКО, 2011. - 254 с.
  7. Игошев К.Е. Семья, дети, школа / К.Е. Игошев - М., 1989.
  8. Лизинский В.М. «Новый учитель для хорошей школы» / В.М. Лизинский // «Классный руководитель». - 2007. - №6.
  9. Леликова Г.А. Система работы с родителями // Г.А.Леликова, Г.П. Попова. - Волгоград, Учитель, 2010.
  10. Метенова Н.М. Работа с родителями на современном этапе развития образования / Н.М. Метенова // Начальная школа. - 2001. - №8.
  11. Попова Г.П. Родительские собрания в начальной школе / Г.П. Попова - Волгоград, Издательство Учитель, 2011.
  12. Роботов А.С. Директору школы о сотрудничестве с родителями / А.С. Роботов. - М., Издательство СЕНТЯБРЬ, 2001.
  13. Скребцова М.А. 32 беседы по семейному воспитанию в школе // М.А. Скребцова, М.М. Лопатина - Учитель, Волгоград, 2008.
  14. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 566 с.
16. Щербакова С.Н. Формирование педагогической культуры родителей / С.Н. Щербакова // (childpsy.ru/dissertations/id/20215.php ). 17. Пелемешко Л.А. Взаимодействие семьи в воспитательном процессе / Л.А. Пелемешко // (httpHYPERLINK "festival.1september.ru/"://HYPERLINK "festival.1september.ru/"festivalHYPERLINK "festival.1september.ru/".1HYPERLINK "festival.1september.ru/"septemberHYPERLINK "festival.1september.ru/".HYPERLINK "festival.1september.ru/"ruHYPERLINK festival.1september.ru/).



© 2010-2022