Мастер-класс + презентация на тему Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Способы борьбы с усталостью учащихся

и потерей внимания на уроках

(мастер-класс)


Цель: дать представление о способах борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках, познакомить с классификацией физминуток, отработать навыки проведения физминуток.


Одним из основных факторов, непосредственно определяющих успешность обучения в младшем школьном возрасте, является хорошо развитые свойства внимания и их организованность. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. Различные свойства внимания (объем, устойчивость, навыки переключения и распределения) вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным дисциплинам. Так, при изучении математики главенствующая роль принадлежит объему внимания. Чтобы успешно овладеть программой по русскому языку, необходимо умение точно распределить внимание на выполнение всего задания. Успешность чтения больше всего связана с устойчивостью внимания, обеспечивающей точность воссоздания звуковой формы слова. Как правило, дети, попадающие учиться в один класс, значительно различаются по показателям объема, распределения и устойчивости внимания, разной степенью усталости в течение дня и учебной недели. Конечно же, внимательные дети хорошо учатся благодаря высокому уровню распределения внимания и исходя из этого высокому индивидуальному темпу работы. У невнимательных же учащихся даже высокий индивидуальный темп может сочетаться с низкой успеваемостью. Перед учителем стоит ответственная задача: преподнести учебный материал так, чтобы дети с различным уровнем внимания смогли бы максимально усвоить и удержать полученные знания для их дальнейшего применения. Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. Снижение работоспобности учащихся, потеря внимания на уроках может быть следствием утомления. О развитии утомления у школьника свидетельствуют:

1)Снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;

2)Ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

3)Появление чувства усталости. (Слайд 3) Учитывая психику ученика, его познавательные интересы и способности, возраст, можно все уроки распределить на «трудные» и «легкие».
Учитывая, что наиболее благоприятными днями недели для учащихся 1-4-х классов являются вторник, среда, четверг, а неблагоприятными днями - понедельник, пятница, суббота, расписание уроков 1-й ступени обучения составляется с учетом утомляемости детей в течение недели, в соответствии с рекомендациями МО РФ, с учетом биологического ритма учащихся.

ПРЕДМЕТ

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

Математика, русский язык (для национальных школ)

11

Иностранный язык

10

Родной язык, литература

7

Естествознание

6

Физкультура

5

Труд

4

Рисование

2

Пение

1При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И. Г. Сивкова, в которой трудность каждого предмета ранжируется
в баллах. (Слайд 4)

Самые продуктивные уроки для обучающихся 1 ступени - 2 и 3. Но в расписании не может не быть 1-го, 5-го уроков. Если урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование уроков необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств. Система работы по развитию внимания и снятия умственного напряжения включает в себя:
 Обучение самовнушению через настрой и тренинг.  Обучение сосредоточению внимания.  Развитие умений концентрировать внимание.  Целенаправленное переключение внимания.  Обучение приёмам снятия усталости.  Снятие позо-статистического утомления.  Снятие зрительного утомления.  Профилактические оздоровительные упражнения. (Слайд 5)
Вместе с психологом Габдрахмановой Ириной Фанисовной мы исследовали устойчивость и концентрацию внимания во 2 а классе с помощью теста Бурдона. (Слайд 6)

Мастер-класс + презентация на тему Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках Графическая обработка данных позволила наглядно представить полученные результаты. График дает информацию об изменении внимания во времени. Данный график характеризуется постепенным подъемом, что свидетельствует о постепенном «втягивании» детей в работу. Поэтому в начале урока я провожу актуализацию знаний. Актуализация помогает в психологической подготовке учащихся, возбуждает интерес к уроку. На уроке русского языка я провожу словарную работу, зрительные диктанты, часто использую занимательный материал, загадки, пословицы, на математике это могут быть математический диктант, задачи-шутки, головоломки, на уроках окружающего мира - кроссворды, на чтении - речевая гимнастика. На 15 - 25 минутах уровень концентрации и устойчивости внимания наиболее высокий. На этом этапе урока происходит открытие детьми нового знания. Далее идет резкий спад уровня внимания, у детей появляются признаки утомления. В этот момент целесообразно проводить физминутки. Далее мы вновь наблюдаем подъем графика. На этом этапе можно проводить первичное закрепление нового материала. Снижение показателей к концу работы указывает на утомляемость детей, необходима дополнительная физминутка или игра на внимание. На этом этапе проводится систематизация знаний, повторение, итог урока. Очень важно, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрасту, индивидуальным возможностям ребенка. В течение урока должны 4-6 раз меняться виды учебной деятельности, причем средняя их продолжительность не должна превышать 8 минут. Целесообразно проводить на 20-й и 35-й минуте урока небольшие физкультпаузы, особенно в конце рабочего дня. В них могут быть включены не только игровые упражнения, но и упражнения для снятия нагрузки с позвоночника, усталости с глаз, плечевого пояса, способствующие улучшению мозгового кровообращения.





Классификация физминуток

Физминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физминутки. ( Слайд 7)

Мастер-класс + презентация на тему Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках

Оздоровительные физминутки (Слайд 8) Оздоровительные физминутки делятся на физкультурно-спортивные физминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику. Физкультурно-спортивные состоят из ритмических общеразвивающих упражнений, физкультминутки-игры. Общеразвивающие упражнения выполняются под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Мастер-класс + презентация на тему Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках

Ритмическая гимнастика (Слайды 9-10)

Раз - два - три - четыре, Ходьба на месте Три - четыре - раз - два! Это кто шагает в ряд! Второклассников отряд. Всем, всем - добрый день! В ходьбе продвигаемся вперед (в колонне) Прочь с дороги нашей лень! Не поворачиваясь, в ходьбе продвигаемся Не мешай трудиться. обратно к своим местам. Будем знанья получать Замедляя шаг, остановиться. И здоровье укреплять! Через стороны поднять и опустить руки.

Солнце глянуло в кроватку, Ходьба. Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать. Приседания. Раз - два - три - четыре - пять. Руки вытянуть пошире, Руки в стороны. Наклониться - три - четыре - Наклоны. И на месте поскакать, Прыжки. Раз - два - три - четыре - пять. На носок, потом на пятку. Ноги вместе; становимся на носочки, затем на пятки Все мы делаем зарядку! Ходьба.

Физкультминутки-игры (11 - 12)

«Как живешь?»

-Как живешь? -Как идешь? -Как бежишь? -Ночью спишь? -Как берешь? -А даешь? -Как шалишь -Как грозишь?

«Зайка»

Ну-ка, зайка, выходи! Выполняем зазывающие движения. Ну-ка, серый, выходи! рукой. Зайка, зайка, попляши! Пританцовываем. Ну-ка, серый, попляши!

Ручками похлопай, Движения выполнять по содержанию Ножками потопай текста. И немножко покружись, Всем нам низко поклонись.

Зайка, зайка, берегись, Грозим пальцем правой руки, затем Под кусточком хитрый лис. левой. Хочет зайку он схватить, Обнимаем себя обеими руками. Хочет зайку изловить. Повторяем движение.

Гимнастика для глаз. (Слайд 13)

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
  • Крепко зажмурить глаза (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
  • Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
  • Развести пальцы правой руки, приставить к носу ее большой палец. Развести пальцы левой руки, приставив ее большой палец у мизинцу правой руки. Посмотреть сначала на кончик своего носа, затем перевести взгляд на самый дальний пальчик. Опять посмотреть на нос, а потом на палец. Проделать упражнение несколько раз. Затем, не поворачивая головы, поводить руками вправо-влево. Следить глазами за самым дальним пальчиком
  • В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
  • Закрыв глаза, осторожно, без нажима, растирающими движениями массировать средними пальцами кожу нижних век. (Длительность массажа - 15-20 секунд.)


Можно глазками посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени. Любимое упражнение детей "Сладкий сон" - дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего. Пальчиковая гимнастика. (Слайд 14) Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга.
  • Сжимание - разжимание кулачков

  • Напряжение - расслабление пальцев

  • Сгибание - разгибание пальцев

  • Упражнения для кончиков пальцев

  • Вращение пальцами, покачивание пальцами

  • Выгибание прямых пальцев

  • Разные движения пальцами

  • Растягивание

  • Вращение пальцев с упором

  • Упражнения для запястья

  • Массаж пальцев

  • Упражнения для ладоней

  • Сжимание края парты кончиками пальцев

(Показ слайдов 15 -19)

Мастер-класс + презентация на тему Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на урокахМастер-класс + презентация на тему Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках

Мастер-класс + презентация на тему Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках

Мастер-класс + презентация на тему Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках

Мастер-класс + презентация на тему Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках"Постукивание пальчиками" - имитация игры на пианино, "Пальчики замерзли»- растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно. «Зайке холодно» - растираем ладошки «Надеваем перчатки» - для мальчиков «Надеваем колечки» - для девочек "Салютик"- пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем, "Замочек", "Здравствуй, пальчик" - большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе.

Следующая группа - артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика играет важную роль в формировании правильного произношения звуков. Такую гимнастику провожу на уроках чтения

Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

(Слайды 20 - 21)

1.Упражнения для нижней челюсти:

*Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд. *Жевательные движения с сомкнутыми губами.

*Легкое постукивание зубами - губы разомкнуты. 2. Упражнения для губ: * «Улыбка» - растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты.) * «Трубочка» («Хоботок») - вытягивание губ вперед.

*Чередование «Улыбки» и «Трубочки»

(Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами).

3. Упражнения для языка:

* «Часики» - вправо-влево

* «Лошадки» - цоканье (щелканье) языком.

* «Лопатка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

* «Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед.

* «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

* «Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.

* «Накажем непослушный язык» - покусывание кончика широкого языка, губы при этом в улыбке; пошлепывание широкого расслабленного языка губами со звуками «пя-пя-пя», «бя- бя-бя»

* «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед - назад.

Дыхательно - голосовые упражнения играют важную роль в формировании навыков выразительного чтения. (Слайд 22)

Ритмические упражнения «вдох - выдох» (глубокий вдох через нос - продолжительный выдох через рот) «Заморозим подбородок» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча на одном выдохе. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А, Э, У, О, Ы, И , короткие звуки, чередование долгих и коротких звуков.

Произнесение на выдохе слогов: ФА-ФА-ФА ХА-ХА-ХА ФА-ФА … ФА-ФА-ФА, ХА-ХА … ХА-ХА-ХА ФА-ФО-ФУ-ФЫ ФО-ФУ-ФЫ-ФА ФЫ-ФА-ФА-ФУ Упражнения «Покатаемся с горки», «Кочки», «Спираль», игра «Звук вокруг». Дети показывают при помощи звуков дождь, полет шмеля, пчелы, проезжающую мимо машину.

Чтение на одном дыхании как можно большего количества слов (звуков): *чтение четверостиший «Закружилась листва золотая в розовой воде на пруду, Словно бабочек стая с замираньем летит на звезду» *чтение скороговорок «Возле горки на пригорке, стоят 33 Егорки» (пауза - вдох) и на выдохе считать дальше: «Раз Егорка, два Егорка…» (до 7 Егорок, затем снова пауза - вдох) и на выдохе считать дальше: «Восемь Егорок, девять Егорок...» и т. д.

"Сгибание стопы" - упражнение, отвечающее за речь и язык. При помощи этих упражнений происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения. А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков. Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз - наклон и два - наклон!
Зашумел листвою клен! (Дети показывают и изображают шум листьев)

Когнитивные - познавательные физминутки (Слайд 23)

Дидактические игры с движениями. Например, при показе иллюстрации или названии предмета дети выполняют определенные упражнения. (Съедобные грибы - несъедобные, гласные буквы - согласные, четные - нечетные числа)

Двигательные действия и задания. Физминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: "Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 - 5, столько раз наклонить голову влево…"

Развивающие игры. Игры на развитие познавательных процессов, памяти, воображения, внимания, нахождения различий, сравнения, объединения в целое, выделение противоположностей. Упражнение "Покажи фигуру", например: "Круг какой? А квадрат какой?" - дети показывают.

Психогимнастика. Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение "Энергетическая зевота" - расслабление голосовых связок, имитация зевоты.

Креативные - творческие физминутки (Слайд 24) Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать решения. Это могут быть мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы.

Для развития внимания можно провести игру «Слушай и исполняй». Ведущий называет одни движения, а показывает другие. Дети выполняют движения по команде, которая звучит.

Гимнастика ума также включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения - это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика. В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной деятельности.

Необычные движения. Задания вида: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге, как плывет корабль в шторм, в штиль.

Сюжетно - ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры вводят детей в мир взрослых Чаще всего физминутки проводятся в стихах. Например: "Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами. Потянулись, наклонились, хорошо мы потрудились!"

Пантомимическая гимнастика.

Связана с подражанием животным, птицам, например: "Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывается; лиса хитрая, она крадется"…

Творческие физминутки на координацию движений и психологическую разгрузку:

  1. Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать: «Во!» Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.

  2. Сидя, взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой - за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: Левой рукой - правое ухо, правой - кончик носа.

Упражнения на расслабление (релаксацию) (Слайд 25)

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании: "Ленивая кошечка" Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а".

Упражнения на расслабление мышц лица: "Озорные щечки" Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Упражнения на расслабление мышц ног: "Палуба" Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу - перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону - прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем

Упражнения на расслабление мышц шеи: "Любопытная Варвара" Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед - тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно - расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно - расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук: "Вибрация". Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление всего организма: "Снежная баба" Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле. "Птички" Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке








© 2010-2022