«Школа вежливых наук» в 1классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В связи с введением Федерального образовательного стандарта Начального общего образования с 2011 года Майской средней общеобразовательной школой реализуется учебный план в соответствии с требованиями нового стандарта, в котором внеурочная деятельность входит в Федеральный компонент. Одна из форм воспитательной работы - классный час, беседы, тренинги, игры, чтение художественных книг,проекты.

Место предмета в учебном плане

«Школа вежливых наук» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, 33 часа в 1 классе: 1 час занятий в неделю. Общее количество часов - 33 часа. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания первоклассника идёт в следующей логике: Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Школа вежливых наук». В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью смогут уметь ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные перемены как время активного отдыха, игры. - Поведение в столовой, правила поведения за столом. Универсальные учебные действия Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание. Универсальные учебные действия - Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. - Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). - Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. - Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. О трудолюбии - Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. - Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). - Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства. Универсальные учебные действия Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. Культура внешнего вида - Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. - Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. - Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Универсальные учебные действия Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека. Внешкольный этикет - Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. - Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу. Универсальные учебные действия Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Ожидаемые результаты: достижение личностных результатов-знание и применение этикета в повседневной жизни; умение оценивать и корректировать свое поведение, уважительно относиться к окружающим людям, уметь выражать благодарность и любовь к окружающим людям,.хранить дружбу, уважать чужое мнение и труд; выполнять навыки гигиены, иметь опрятный вид, соблюдать режим дня, заботиться о своем здоровье.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

в 1 классе

на 2012 - 2013 учебный год

«Школа вежливых наук»- 33 ч.

№ п/п

Тема

форма проведения

Колич. часов

Дата


план

факт

1

Первый звонок

утренник

1

01.09


2

Что берем с собой в школу

занятие-игра

1

05.09


3

Правила поведения в школе

занятие-тренинг

1

12.09


4

Ты - ученик (Что берем собой в школу?)

занятие-тренинг с элементами игры

1

19.09


5

Перемена с увлечением

ролевая игра

1

26.09


6

Правила поведения для воспитанных детей

занятие-тренинг с элементами игры

1

03.10


7

Мы - в школьной столовой

ролевая игра, беседа

1

10.10


8

Правила поведения дома и в гостях

занятие-тренинг с элементами игры

1

17.10


9

Школа вежливости

ролевая игра, беседа, чтение стихотворений

1

24.10


10

Порадовать близких - как это просто ( проект «Моя поздравительная открытка»)

проект

1

31.10


11

Режим дня - основа жизни человека

Создание единого графика на основе индивидуальных графиков учащихся

1

14.11


12

Путешествие в страну Здоровья

утренник

1

21.11


13

Если тебя чем-нибудь угостили, поделись с родными

ролевая игра, беседа, чтение стихотворений

1

28.11


14

Как применять этикет в жизни

занятие-игра

1

05.12


15

В гостях у светофора

викторина с элементами игры

1

12.12


16

Каждой вещи - свое место

беседа. игра

1

19.12


17

Доброе слово - что ясный день

чтение худ произведений, ролевая игра, исценировка сказки

1

26.12


18

Человек среди людей

психологический тренинг с элементами игры

1

16.01


19

Зачем нам этикет?

викторина

1

23.01


20

Учимся говорить так, чтобы тебя поняли

занятие-тренинг

1

30.01


21

Волшебные слова и трудолюбие

занятие-тренинг

1

06.02


22

Наша речь и слова -паразиты

занятие-тренинг

1

20.02


23

Дарим подарки

проект

1

27.02


24

Дарим подарки

проект

1

05.03


25

Бережное отношение к книге

занятие-тренинг

1

12.03


26

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам

занятие-тренинг

1

19.03


27

Думай о других: сочувствие - как его выразить

занятие-тренинг

1

02.04


28

Учимся говорить «нет»

занятие-тренинг

1

09.04


29

О том, что можно и что нельзя -вредные привычки

Беседа,презентация, викторина

1

16.04


30

Без друга в жизни туго. (Дружба - чудесное слово)

беседа, чтение книг, пословиц о дружбе

1

23.04


31

Можно и не ссориться

занятие-тренинг

1

07.05


32

«Что я узнал»

Проект

1

14.05


33

Хочу все знать

монологи детей

1

21.05




7



© 2010-2022