- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час на тему Хлеб-наша гордость
Классный час на тему Хлеб-наша гордость
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Глухова С.М. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ«Парфеньевская средняя общеобразовательная школа»
«Хлеб - наша гордость, наше богатство!»
Подготовила и провела Глухова С.М.
Цель: продолжить знакомство с творчеством С.В.Максимова
Задачи:
- расширить знания детей о появлении хлеба;
- показать, каким трудом добывается хлеб для народа и для каждого из нас;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и людям труда.
Демонстрационный материал:
-
Иллюстрации разных сортов хлеба
-
Карточка с выражением: «... - сердце человеку укрепит»
-
Карточки с пословицами о хлебе
- … - один из самых значительных, самых надёжных видов пищи на земле
- … - посол дружбы и мира между народами
- … - всему голова
- … - это жизнь
-
Эталон для проверки самостоятельной работы
-
Кроссворд по жизни и творчеству С.В.Максимова
Раздаточный материал:
-
Карточки с отрывками текста (на группу)
1 карточка. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной почве вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.
2 карточка. Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании.
3 карточка. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Её и в наше время ещё употребляют в виде хлебной похлёбки в некоторых странах Африки и Азии.
4 карточка. Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась на раскалённые камни и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далёкие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.
-
Карточки для самостоятельной работы (на каждого):
Обмолоть зёрна
Испечь хлеб
Посеять рожь, пшеницу и др.
Собрать созревшие колосья
Смолоть зёрна в муку
Изготовить тесто
-
Стихотворение Е. Благининой
«Если примечу кусок в небреженье -
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движенье -
Поднять и спасти это чудо земли!»
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Доска оформлена иллюстрациями разных сортов хлеба
На доске выражение «... сердце человеку укрепит»
- Ребята, прочитайте выражение, которое перед вами
- Как вы думаете, какое слово пропущено? О чём можно сказать, что оно сердце укрепит?
( Предположения детей)
- Как вы думаете, это слово обозначает что-то важное или нет?
(Да, потому, что сердце может укрепить только что-то важное)
- Сегодня на уроке именно о том, что дорого сердцу каждого человека, то, что укрепляет нашу жизнь и пойдёт речь.
- Хотите узнать о чём?
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Посмотрите на доску. Вы видите выражения. Некоторые из них вам наверняка известны. В каждом из них говорится об одном и том же предмете. Попробуйте догадаться о чём идёт речь?
На доске пословицы:
- … - один из самых значительных, самых надёжных видов пищи на земле
- … - посол дружбы и мира между народами
- … - всему голова
- … - это жизнь
- О чём же идёт речь в этих пословицах?
( О хлебе)
- О чём сегодня поговорим на уроке?
(О хлебе)
- Тема урока «Хлеб - наша гордость, наше богатство»
- какое слово надо было вставить в пословицу?
(Хлеб)
Учитель вписывает слово в пословицу на доске.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Наш земляк, писатель С.В.Максимов одно из своих первых произведений посвятил хлебу, разгадав кроссворд вы узнаете название этого произведения.
(Дети разгадывают кроссворд)
- Как называется произведение С.В.Максимова о хлебе?
(Куль хлеба)
(Учитель зачитывает небольшой отрывок из произведения «Куль хлеба»
- А кто из вас знает когда и где родился хлеб?
(Предположения детей)
3. Постановка проблемы.
- Кто не знает точного ответа на данный вопрос?
- Почему вы не можете дать точного ответа?
(Мы не знаем точно когда и как родился хлеб)
- Какая цель нашей работы?
(Узнать когда и где родился хлеб)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учащиеся работают в группах
- Перед вами отрывки из текста о появлении и рождении хлеба. Вам нужно внимательно их прочитать и постараться расставить в правильной последовательности, чтобы получился связный текст.
(Выслушиваются ответы групп. Обсуждаются наиболее удачные варианты текста)
Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании.
Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной почве вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.
Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Её и в наше время ещё употребляют в виде хлебной похлёбки в некоторых странах Африки и Азии.
Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась на раскалённые камни и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далёкие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.
5. Первичное закрепление.
- Проверим, насколько вы поняли то, о чём только что читали
- Сколько лет назад появился первый хлеб?
- Какой вид имел первый хлеб?
- Как появился первый печёный хлеб?
6. Самостоятельная работа.
- А теперь поработайте самостоятельно
- Расставьте цифры в той последовательности, в которой происходит рождение хлеба
( У детей на столах карточки, на которых они расставляют порядок действий)
- Проверьте правильность своих работ
(Учитель открывает на доске эталон)
- Прежде, чем из семян будет получено зерно, необходимо подкормить землю удобрениями, затем засеять её с помощью тракторов, плугов и др. техники. После посева надо регулярно обрабатывать почву, подкармливать её, бороться с сорняками. Но выращенные в поле колосья ещё не хлеб. Их надо сжать. А труд этот очень тяжёлый, хоть и приходит на помощь человеку техника. На полях происходит настоящая битва - жатва. Затем зерно обмолачивают. После этого его необходимо провеять, рассортировать, просушить и перевезти на зернохранилище. Взятое оттуда зерно превращают в муку, из которой уже готовят и выпекают хлеб. Оказывается очень труден путь хлеба к нашему столу. Сейчас у нас много вкусного хлеба, но разве мы вправе относиться к нему пренебрежительно? Хлеб - достояние народа, обилие хлеба - один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом, повседневной нормой.
- Вот видите, сколько труда надо приложить, чтобы получить хлеб. И это далеко не всё. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Давайте прочитаем стихотворение Е.Благининой об отношении к хлебу
«Если примечу кусок в небреженье -
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движенье -
Поднять и спасти это чудо земли!»
- Как называет автор кусочек хлеба?
(Чудо земли)
- Согласны вы с этим? Поясните свой ответ
- Как бы вы поступили, если оказались в подобной ситуации?
(Ответы детей)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Какую цель нашей работы ставили?
- Достигли цели?
- Что нового вы узнали о хлебе?