Классный час на тему Хлеб-наша гордость

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ«Парфеньевская средняя общеобразовательная школа»
















«Хлеб - наша гордость, наше богатство!»


















Подготовила и провела Глухова С.М.

Цель: продолжить знакомство с творчеством С.В.Максимова

Задачи:

- расширить знания детей о появлении хлеба;

- показать, каким трудом добывается хлеб для народа и для каждого из нас;

- воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и людям труда.

Демонстрационный материал:

  1. Иллюстрации разных сортов хлеба

  2. Карточка с выражением: «... - сердце человеку укрепит»

  3. Карточки с пословицами о хлебе

- … - один из самых значительных, самых надёжных видов пищи на земле

- … - посол дружбы и мира между народами

- … - всему голова

- … - это жизнь

  1. Эталон для проверки самостоятельной работы

  2. Кроссворд по жизни и творчеству С.В.Максимова

Раздаточный материал:

  1. Карточки с отрывками текста (на группу)

1 карточка. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной почве вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

2 карточка. Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании.

3 карточка. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Её и в наше время ещё употребляют в виде хлебной похлёбки в некоторых странах Африки и Азии.

4 карточка. Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась на раскалённые камни и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далёкие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.

  1. Карточки для самостоятельной работы (на каждого):

Обмолоть зёрна

Испечь хлеб

Посеять рожь, пшеницу и др.

Собрать созревшие колосья

Смолоть зёрна в муку

Изготовить тесто

  1. Стихотворение Е. Благининой

«Если примечу кусок в небреженье -

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движенье -

Поднять и спасти это чудо земли!»

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Доска оформлена иллюстрациями разных сортов хлеба

На доске выражение «... сердце человеку укрепит»

- Ребята, прочитайте выражение, которое перед вами

- Как вы думаете, какое слово пропущено? О чём можно сказать, что оно сердце укрепит?

( Предположения детей)

- Как вы думаете, это слово обозначает что-то важное или нет?

(Да, потому, что сердце может укрепить только что-то важное)

- Сегодня на уроке именно о том, что дорого сердцу каждого человека, то, что укрепляет нашу жизнь и пойдёт речь.

- Хотите узнать о чём?

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Посмотрите на доску. Вы видите выражения. Некоторые из них вам наверняка известны. В каждом из них говорится об одном и том же предмете. Попробуйте догадаться о чём идёт речь?

На доске пословицы:

- … - один из самых значительных, самых надёжных видов пищи на земле

- … - посол дружбы и мира между народами

- … - всему голова

- … - это жизнь

- О чём же идёт речь в этих пословицах?

( О хлебе)

- О чём сегодня поговорим на уроке?

(О хлебе)

- Тема урока «Хлеб - наша гордость, наше богатство»

- какое слово надо было вставить в пословицу?

(Хлеб)

Учитель вписывает слово в пословицу на доске.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Наш земляк, писатель С.В.Максимов одно из своих первых произведений посвятил хлебу, разгадав кроссворд вы узнаете название этого произведения.

(Дети разгадывают кроссворд)

- Как называется произведение С.В.Максимова о хлебе?

(Куль хлеба)

(Учитель зачитывает небольшой отрывок из произведения «Куль хлеба»

- А кто из вас знает когда и где родился хлеб?

(Предположения детей)

3. Постановка проблемы.

- Кто не знает точного ответа на данный вопрос?

- Почему вы не можете дать точного ответа?

(Мы не знаем точно когда и как родился хлеб)

- Какая цель нашей работы?

(Узнать когда и где родился хлеб)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся работают в группах

- Перед вами отрывки из текста о появлении и рождении хлеба. Вам нужно внимательно их прочитать и постараться расставить в правильной последовательности, чтобы получился связный текст.

(Выслушиваются ответы групп. Обсуждаются наиболее удачные варианты текста)

Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании.

Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной почве вырастает больше зёрен. Долгое время люди употребляли в пищу зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Её и в наше время ещё употребляют в виде хлебной похлёбки в некоторых странах Африки и Азии.

Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась на раскалённые камни и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далёкие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.

5. Первичное закрепление.

- Проверим, насколько вы поняли то, о чём только что читали

- Сколько лет назад появился первый хлеб?

- Какой вид имел первый хлеб?

- Как появился первый печёный хлеб?

6. Самостоятельная работа.

- А теперь поработайте самостоятельно

- Расставьте цифры в той последовательности, в которой происходит рождение хлеба

( У детей на столах карточки, на которых они расставляют порядок действий)

- Проверьте правильность своих работ

(Учитель открывает на доске эталон)

- Прежде, чем из семян будет получено зерно, необходимо подкормить землю удобрениями, затем засеять её с помощью тракторов, плугов и др. техники. После посева надо регулярно обрабатывать почву, подкармливать её, бороться с сорняками. Но выращенные в поле колосья ещё не хлеб. Их надо сжать. А труд этот очень тяжёлый, хоть и приходит на помощь человеку техника. На полях происходит настоящая битва - жатва. Затем зерно обмолачивают. После этого его необходимо провеять, рассортировать, просушить и перевезти на зернохранилище. Взятое оттуда зерно превращают в муку, из которой уже готовят и выпекают хлеб. Оказывается очень труден путь хлеба к нашему столу. Сейчас у нас много вкусного хлеба, но разве мы вправе относиться к нему пренебрежительно? Хлеб - достояние народа, обилие хлеба - один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом, повседневной нормой.

- Вот видите, сколько труда надо приложить, чтобы получить хлеб. И это далеко не всё. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Давайте прочитаем стихотворение Е.Благининой об отношении к хлебу

«Если примечу кусок в небреженье -

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движенье -

Поднять и спасти это чудо земли!»

- Как называет автор кусочек хлеба?

(Чудо земли)

- Согласны вы с этим? Поясните свой ответ

- Как бы вы поступили, если оказались в подобной ситуации?

(Ответы детей)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- Какую цель нашей работы ставили?

- Достигли цели?

- Что нового вы узнали о хлебе?

© 2010-2022