Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 3 классе на тему Осень

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 3 классе на тему Осень

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа - интернат №1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе на тему «Осень»

Матвеева А.В., учитель - дефектолог первой квалификационной категории

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явления окружающей действительности


Тема урока: «Осень».

Тип урока: урок обобщения и закрепления

Цели урока:

  • обобщить и закрепить знания детей о временах года, о времени года осени, о признаках ранней, золотой, поздней осени, о дарах осени, пополнить словарный запас,

  • развивать устную речь, эстетический вкус, творческое воображение,

  • воспитывать любовь к природе,

  • корректировать речевое развитие, образной памяти, чувственного восприятия посредством специальных коррекционных упражнений.

Оборудование и наглядность: ноутбук, экран, проектор, магнитная доска, плакаты, картины об осени по месяцам, тест эмоционального восприятия, аудиозапись с релаксационной музыкой, слайд-шоу об осени.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вводная часть.

-вводное слово,

-упражнения для зрения, слуха, ощущений.

  1. Основная часть.,
-интерактивная беседа -физкультминутка
  • игра на внимание «Фрукты и овощи»

  • инсценировка стихотворения Ю.Тувима «Овощи»

  • пальчиковая игра

-логопедическая минута

-стихи об осени

  1. Закрепление.
  • отгадать загадки


  1. Итоги урока

  • 3 месяца осени.

  1. Релаксация.

  • музыка.


  1. Анализ урока.

  • тест.



























Звонок. Дети стоят около парт.

I.Организационный момент.

Учитель: Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с

ними

Встали и повернулись к гостям. Улыбнулись: «Здравствуйте». Повернулись ко мне и тихо сели.

II.Вводная часть.

Сегодня 30 октября - конец второго месяца осени. У нас урок природоведения. И сегодня мы подведем итоги нашей работы за 1-ую четверть.

Итак, природоведение. Что это значит?

-Мы будем ведать природу. А что такое природа?

  • Природа - это все, что нас окружает.

  • Природа - это окружающий нас мир.

А что значит ведать?

-Ведать - значит изучать, узнавать и познавать.

Каким образом мы узнаем, познаем окружающий наш мир?

  • Мы смотрим глазами - видим,

  • Мы слушаем ушами - слышим,

  • Мы ощущаем телом - ощущаем. Послушайте стихотворение:

Природа - храм. Он свят в любое время года. Открыт для нас в жару и стынь. Входя сюда, будь сердцем чуток. Не оскверняй природу. Береги ее и чти!

Зрение, слух и ощущения у современного человека очень и очень ослаблены городской жизнью. Поэтому надо нам научиться увидеть прекрасное вокруг нас.


Упражнения

1. Закройте глаза. Тихо посидим. Откройте глаза и посмотрите в окно. Видите дерево? Произносите тихо: «Я вижу дерево». Закройте глаза.

Откройте глаза и посмотрите на подоконник. Видите цветок в горшке? Тихо говорим: «Я вижу цветок».Закройте глаза.

Откройте глаза и посмотрите на кончик своего носа. Тихо скажем: «Я вижу кончик своего носа». Вот и хорошо! Вот и замечательно! Навострили мы глазки. А теперь пойдем дальше, научимся ушки на макушке держать, чтобы все-все вокруг услышать.

  1. Закрыли глазки и замерли. Прислушаемся как следует. Слышите, на улице машина проехала? Произнесите тихо: «Я слышу шум машины».

А теперь прислушайтесь, что делается в классе. Скажите: «Я слышу часы». А сейчас будем слушать себя. Сидим тихо-тихо и слушаем, как дышим. И говорим тихо: «Я слышу свое дыхание». Звуков вокруг нас мною, нужных и ненужных. Надо научиться слышать то, что нужно тебе.
  1. А сейчас настал час заняться ощущениями.
Закройте глаза. Пошевелите пальчиками ног - ощущаете их? Говорите: «Я ощущаю пальцы своих ног». Пошевелите пальцами рук, сожмите пальцы своих рук. Ощущаете пальцы своих рук? Произнесите тихо: «Я ощущаю пальцы моих рук». Подержите руки под своим носом. Ощущаете на руках свое теплое дыхание? Скажите тихо: «Я ощущаю свое дыхание». Положите руку на свое сердце. Ощущаете руками, как толкается сердечко? Тихо говорите: «Я ощущаю, как толкается мое сердце». Ну что? Не устали еще? Тогда давайте-ка пройдем по второму кругу и повторим эти упражнения еще раз. Зачем? Научимся выполнять эти упражнения- настроим свое восприятие. Настроим свое восприятие- войдем в чудесное состояние души- когда и легко, и хорошо, и радостно.
III. Основная часть. Вот теперь мы готовы начать наш урок. Послушайте музыку. Посмотрите в окно.

Уж небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало.

Короче становится день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу.

Приближалась ... (осень). Да, сегодня мы будем рассказывать про осень: что знали, что узнали, что познали про осень. Что такое осень?

  • Осень это время года

Какие времена года вы еще знаете?
  • Лето, весна, зима

Как они идут друг за другом?
  • По кругу: осень, зима, весна, лето - и снова

осень, зима, весна, лето...

Как мы узнаем, что наступила зима?

  • Снег лежит на земле

Весна?

  • Снег тает

Лето?

  • Жарко

А как мы узнали, что сейчас у нас осень?

-Осенью день становится короче, солнце скрывается часто за тучи, оно светит, но не греет.

-Осенью часто идет дождь.

-По небу плывут темные облака.

-Не слышно голосов птиц. Многие улетают на юг.

-Звери осенью готовятся к зиме. Белка запасает орехи, грибы,

медведь ищет место для берлоги.

-Заяц и белка меняют окраску шерсти: заяц на белую, а белка на серую.

-Осенью мы достаем теплые вещи: куртки, шапочки, сапожки, шарфы, потому что стало холоднее.

Да, ребята, вы молодцы, и все-то вы подметили, и все-то вы услышали, и все-то вы ощутили. А еще как можно узнать, что наступила осень?

-Осень - пора сбора хлебов, овощей и фруктов и заготовки запасов на зиму.

Расскажите, пожалуйста, какие овощи мы собираем осенью?

-Картошку, капусту, морковку, чеснок, лук, свеклу, тыкву, огурец, помидор, кабачки.

А какие фрукты мы можем поесть вдоволь осенью?

-Яблоки, груши, виноград, апельсины, мандарины.

Да, осень - это время года щедрое, урожайное. А вы знаете, где растут овощи?

  • В огороде на грядках.

  • А фрукты?

  • В саду на деревьях


Физкультминутка

Да, я вижу и слышу, что все-то вы знаете. А сможете ли вы правильно показать, где что растёт?

-Игра на внимание

- «Фрукты и овощи»

Фрукты растут на дереве - встаем и поднимаем руки - вот так. Овощи растут на грядках - приседаем - вот так. Начинаем игру.

Яблоко, картошка, морковка, виноград, груша, капуста, свекла, чеснок, апельсин, лук, мандарин, огурец, тыква, лимон.

Молодцы!!!

Овощи и фрукты - это наша пища, еда, это витамины.

Что можно приготовить из овощей? Первый ряд подготовил нам инцинировку на стихотворение «Овощи» Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку

И свеклу. Ох!

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкуснее и нужнее на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка?

Иль свекла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку

И свеклу. Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох? Петрушка? И свекла? Ох! И суп овощной оказался не плох!

Что еще можно приготовить из овощей?

А второй ряд подготовил нам пальчиковую игру: Мы капусту рубим, рубим, рубим, Мы морковку трем, трем, трем, Мы капусту солим, солим, солим, 2 раза Мы капусту мнем, мнем, мнем. И ... получился вкусный салат. А что можно приготовить из фруктов?

  • Компот.

А вы знаете, ребята, благодаря чему растут все овощи и фрукты?

-Солнышку - Солнцу. Поклонимся ему!

Упражнение «Поклонения солнцу» Встали.

  • Раз - руки потянем вверх (ладони вверх)

  • Два - поклонились (ладони прикасаются земли)

  • Три - встали, руки вперед.

  • Четыре - ладони положили на сердце.

Скажите, пожалуйста, а в каком месяце мы собираем урожай?
  • В сентябре.

Урожай мы собирали, запасы на зиму заготовили. Оглянулись вокруг и увидели-вокруг такая красота. Уже октябрь во дворе. А за ним и ноябрь торопится. Чтобы говорить о красоте, наша речь должна быть правильной, яркой, звучной, поэтому мы сделаем несколько упражнений.





Логопедическая минутка

Толстые внуки приехали в гости (толстячки)

С ними худые - лишь кожа да кости (худышки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (улыбка)

Поцеловать от всех потянулись (трубочка)

Утром проснулись - в улыбку губы (улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (парус)

Вправо и влево, внутри и снаружи,

С нижними зубами мы тоже дружим (мостик)

Губы сожмем мы и рот прополощем.

И самоваром пыхтим, что есть мочи (выпускание воздуха)- Вот теперь вы готовы рассказать нам замечательные слова о замечательном времени года - осени.

1.Посмотрим как день прекрасен.

И как ясен небосклон.

Как горит под солнцем ясень,

Без огня пылает клен,

И кружится над поляной,

Как жар-птица, лист багряный.

И багряны, как рябины

В ожидании гостей -

Красногрудых снегирей...

А на взгорке, в рыжих листьях,

Словно в пышных шубах лисьих,

Величавые дубы

С грустью смотрят на грибы -

Старые и малые

Сыроежки алые

И пурпурный мухомор

Посреди кротовых нор...

/И. Мазнин/

2.Унылая пора! Очей очарование.

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса!

/А. С. Пушкин/ 3.Поспевает брусника Стали дни холоднее. И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

/К. Д. Бальмонт/ Проходит и эта красивая пора. Осыпаются листья с деревьев, и приходит к нам месяц осени - ноябрь.

4.Осень наступила

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит,

Воды зашумели

Тихого ручья.

Птицы улетели в теплые края.

/А. Плещеев /

5.Льет дождь, холодный, точно лед.

Кружатся листья по полянам. И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет. 6.Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось.

/С. А. Есенин/

Да, в ноябре осенью сыро, тихо. Очень хорошие, красивые стихи вы рассказали, ребята. Может быть кто-то еще хочет рассказать об осени?

7.Осыпаются астры в садах.

Старый клен под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

/И. Бунин/



Одна из особенностей осени - это сильные холодные ветры.

Проведем упражнение:

- Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревце.

Ветерок все тише

Деревцо все выше-выше-выше. IV.Закрепление.

И все-то вы знаете, и все-то вы видите, и все-то вы слышите, и все-то вы ощущаете, и примечаете. А загадки вы умеете разгадывать?

  1. Пусты поля,
Мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает? /Осень/

2.Всю ночь по крышам бьет.

Постукивает,

И бормочет и поет.

Когда это бывает? /Дождь/

3.Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата выше,

Тем дождик ближе. /Облако/

4.Что копали из земли,

Жарили, варили.

Ели и хвалили. /Картофель/

  1. Скинули с Егорушки
Золотые перышки. Заставили Егорушку Плакать без горюшка. /Лук/
  1. Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач.

На вкус как сахар сладок, А сам похож на мяч. /Арбуз/

7.Летом в огороде Свежие, зеленые. А зимой в банке Крепкие, соленые. /Огурцы/

8.Красна девица в темнице, А коса на улице. / Морковь/

9.Росли на грядке

Зеленые ветки,

А на них - красные детки. /Помидоры, перец/

А может, кто-то еще знает загадку об осени?

10.Я родился в день дождливый

Под осиной молодой.

Круглый, гладенький, красивый.

С ножкой толстой и прямой. /Гриб/

Молодцы. Загадки вы тоже умеете отгадывать.


V. Итоги урока.

1.А сейчас посмотрите на доску. На доске у нас только запись.


Осень.

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.

У меня на руках 3 листа бумаги.

Читаем: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень

Пожалуйста, выйдите 3 желающих к доске. Приклейте эти листы под нужным месяцем.

Еще 3 желающих к доске. 3 листа с записью: урожай, красота, тишина. Приклейте в нужное место.

У нас получилось:

Сентябрь Октябрь Ноябрь

Ранняя осень Золотая осень Поздняя осень

Урожай Красота Тишина

Подведем итоги: 3 месяца осени: сентябрь, октябрь, ноябрь.

В сентябре ранняя осень дарит нам урожай.

В октябре - золотая осень дарит нам красоту, а в ноябре поздняя осень дарит нам тишину.

2.Перед вами лежат рисунки и картины. Посмотрите на них. Прикрепите на доске в подходящее место.

По 2 ученика выходят к доске, прикрепляют свои картины.

Почему ты прикрепил свою картину именно здесь?

- Объяснение.


  1. Релаксация

А сейчас я включаю музыку и мы посмотрим, что у нас получилось на доске. Это коллаж, ребята.

-Музыка-

  1. Анализ урока.

А сейчас возьмите на руки листочки, что лежат перед вами. Мы с вами закончили наш урок, наше вторжение в природу - храм.

С каким чувством мы уйдем с этого урока?

Выберите рисунок и повесьте на доску. И тихо выходите в коридор. Урок закончен.

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 3 классе на тему Осень

Просто хорошо! Грустно! Очень хорошо!

© 2010-2022