Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение – описание «Мой любимый уголок природы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык. Развитие речи.

4 класс.

Тема раздела: Развитие речи

Тема урока: Обучающее сочинение - описание «Мой любимый уголок природы». Цель: развитие умений понимать коммуникативную установку, свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, выражать своё отношение к описываемому.

Личностные результаты:

  • Использование письменной речи для описания собственных наблюдений;

  • Определение степени успешности своей работы;

  • Развитие стремления к совершенствованию собственной письменной речи, к созданию собственных текстов;

  • Формирование основ гражданской идентичности;

Метапредметные результаты:

  • Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи;

  • Осуществление поиска информации из дополнительных источников;

  • Преобразование информации из одной формы в другую;

Предметные результаты:

  • Самостоятельное создание текста сочинения-описания;

  • Осуществлять анализ и синтез ранее изученного материала, основанного на опыте наблюдения за природой.

Тип урока - урок открытия новых знаний

Средства обучения:

  • ИКТ (мультимедийное сопровождение, фильм «Моя малая Родина»);

  • Музыкальное сопровождение (песня М.Бернеса «С чего начинается Родина»);

  • Информационная карта(для каждого ученика);

  • Словарь опорных слов (для каждого ученика);

  • Листы для написания сочинения (для каждого ученика);

  • Орфографический словарь (для каждого ученика);

  • Портреты Исаковского и Марка Бернеса (авторов песни);

  • Высказывание К.Д.Ушинского: «Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

(технология оценивания учебных успехов)

  1. Организационный момент. (2 мин)

Микроцели:

-Организация начала занятия.

-Создание положительного настроя обучающихся на урок

- У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Одна из традиций русского народа - встречать гостей хлебом - солью.

- Приветствие гостей (хлебом - солью) Гости рассаживаются, дети садятся за парты

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической формами речи;

2. Развивать умение слушать и понимать других.

  1. Актуализация знаний.

(3 мин)

Микроцели:

-Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели, учебно-познавательной деятельности.

-Актуализация опорных знаний и умений. - Создание проблемной ситуации, которая поможет учащимся войти в тему урока.

- Россия - огромная страна, родина для многочисленных народов.

- Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал «Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

- Почему он так считал? (проблема)

Вывод: Каждый человек воспринимает окружающий мир по-разному.

- Я предлагаю вспомнить, какой вы видели малую Родину год назад.

ФИЛЬМ

-Как вы думаете, чему мы посвятим этот урок?

О чём вы хотите написать?


Высказывания обучающихся

- Мы все родились в России, но в разных местах

Написанию сочинения

О Родине, о малой Родине, о любимом уголке природы

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов;

2. На основе анализа объектов делать выводы.

Личностные УУД:

1. Развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе наблюдений и личного опыта;


  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся.

(10 мин)

Микроцели:

-Организация деятельности по использованию имеющихся знаний

-Что необходимо сделать, чтобы сочинение было написано правильно?

-Из скольких частей будет состоять текст?

- Как на письме оформляется каждая часть?

- Назовите их.

-Можно ли за основу плана сочинения взять план экскурсии?

-Озвучьте его.

-С чего начнёте писать сочинение?

-Воспользуйтесь информационной картой, посмотрите и выберите фразу, которая вам подходит для начала сочинения.

  1. Вместе с классом я был(а) на экскурсии «Мой любимый уголок природы».

  2. Наше село очень красивое. У меня есть свой любимый уголок природы.

-Предложите свои варианты начала сочинения

-Второй пункт нашего плана - «Описание уголка природы»

-С чего начнёте описание?

-Какие слова используете для описания места расположения?

-Что описываете дальше?

-Какие слова будете использовать для описания времени года?

- Назовите следующий пункт плана.

-Какими словами опишете небо? (Памятки № 1, 2, 5, 8)

О чём будете писать дальше?

-Какие слова используете для описания деревьев?

(Памятки № 1, 2, 3, 5, 6, 7)

- Назовите следующий пункт плана.

-Какими словами будете пользоваться для описания земли?

(Памятки №1, 2, 3, 5, 6, 7)

О чём будете писать дальше?

-Какие слова используете для описания настроения, чувств? (Памятки № 2, 5, 6, 7, 9)

- Третий пункт плана «Почему я люблю этот уголок природы?»

-В нём вы отразите свои эмоции, которые вызывает у вас этот уголок природы, объясните, почему он вам дорог.

-Какие слова будете использовать?

(Памятки № 1, 2, 3,5, 6, 7, 9)

Орфографическая подготовка.

Где можно проверить написание слов с непроверяемыми орфограммами?

Для создания красивого текста нам потребуются особые языковые средства.

Как они называются?

Какие вы предложите по нашей теме, создадим дополнительный словарь ключевых слов.

Вывод: для того, чтобы хорошо написать сочинение, необходимо иметь , также, хорошее настроение.

Составить план

3 части

  1. Вступление

  2. Основная часть

  3. Заключение

Каждый абзац пишется с красной строки.

Можно


  1. Место расположения

  2. Время года

  3. Небо

  4. Деревья (лес)

  5. Земля (снег)

  6. Чувства, настроения

Вступление

Открывают информационную карту и ищут

Зачитывают выбранные варианты

Я люблю гулять по лесу…

Мне нравится природа вокруг нашего села…

Место расположения

Время года

Небо

Деревья (лес)

Земля (снег)

Чувства, настроения


Можно использовать орфографический словарь.

Эпитеты - это яркое образное определение,

Волшебница - словарное слово

суровая

снег скрипит

искрится

заморозила - словарное слово

сосульки - словарное слово

иней - словарное слово

снежинка

снегири - словарное слово

звёздочки

Личностные УУД:

1. Развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение слушать и понимать других;

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в источниках информации;

2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3. Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2. Развивать умение высказывать своё предположение на основе личного опыта и наблюдений;

3. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


  1. Физминутка

Гимнастика для глаз


  1. Практическая творческая работа.

(20 мин)

Микроцели:

-Активация и обогащение собственного словарного запаса;

-Возможность реализовать творческие способности;

-Формирование орфографической зоркости

Вы получили эмоциональный настрой, а теперь приступаете к написанию сочинения.

- При написании сочинения не забудьте пользоваться орфографическим словарём и памятками.

(орфографическая, лексическая подготовка)

Пишут сочинения с опорой на памятку «Как писать сочинение» (проходит самоконтроль, самопроверка)

Личностные УУД:

1.Развивать умения письменно выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

Коммуникативные УУД:

1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

2. Оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе личного опыта и наблюдений;

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  1. Защита творческих работ. (5 мин)

Микроцели:

-Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала на уровне применения в различных ситуациях, в практической деятельности;

- предоставление возможности познакомить окружающих с результатом своей работы;

-развитие навыков ораторского искусства

- Предлагаю вам защитить свои творческие работы, а мы, все присутствующие (дети, учитель, гости) попытаемся определить ваш любимый уголок по фотографиям, сделанных вашими руками (фото на доске).

Выводы:

- Кто считает, что у него получилось сочинение -описание?

- Кто желает защитить свою творческую работу?

- Все остальные работают по памяткам «Как писать сочинение»

  • Всё ли было понятно?

  • Нет ли лишнего материала?

  • Удачно ли подобраны слова?

  • Интересно ли было слушать?

  • Все ли пункты плана отражены в сочинении?

  • Какая фотография соответствует данному сочинению?

Чтение сочинений (защита творческих работ идёт на фоне музыкального сопровождения «С чего начинается Родина» в минусовке)


Взаимоконтроль по памяткам

Проверка соответствия описания к заданному объекту

Личностные УУД:

1. Развивать умения выражать свои эмоции;

2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение слушать и понимать других;

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Развивать умение выразительно читать текст.

Регулятивные УУД:

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

3. Вносить необходимые дополнения и коррективы;

4. Осознавать качество и уровень усвоения.

  1. Рефлексия.

Итог урока. (1 мин)

Микроцели:

-Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей деятельности.

- Есть ли одинаковое описание уголка природы?

Прав был К.Д.Ушинский, утверждая писал «Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

Нет

Прав

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение слушать и понимать других;

2. Строить речевое высказывание.

Личностные УУД:

1. Развивать умения выражать свои эмоции.

  1. Домашнее задание.

(2 мин)

Микроцели:

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

  1. Подобрать пословицу, стихотворение или высказывание известных людей о Родине.

  2. Сочинить свое стихотворение о Родине.

  3. Вы, как подрастающее поколение села Княжево, придумайте и нарисуйте свою эмблему нашего села (на экране последний кадр - эмблема Княжево).

  4. Песня «С чего начинается Родина»

Регулятивные УУД:

1. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

РЕБЯТА, ВЫ ОЧЕНЬ ХОРОШО РАБОТАЛИ НА УРОКЕ. СПАСИБО ЗА ВАШЕ ТВОРЧЕСТВО.

А ГОСТЯМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Белая, белоснежная, бесснежная, вихревая, влажная, вьюжная, вялая, гнилая, голая (устар.), дождливая, жестокая, заносная, крепкая, лихая (нар.-поэт.), лютая, малоснежная, мертвенно-белая, метелистая, метельная, многоснежная, морозная, мягкая, пуховая, пышная, ровная, российская, русская, северная, седая, серебряная, сибирская, сиротская, снежная, среброснежная (устар. поэт.), студеная, суровая, сухая, сырая, теплая, туманная, умеренная, хладная (устар.), холодная, южная, ярая (разг.).
О времени наступления зимы, продолжительности и т. п.
Бесконечная, глубокая, глухая, длинная, долгая, запоздалая, затяжная, неурочная, поздняя, преждевременная, продолжительная, ранняя.
О впечатлении, психологическом восприятии; о тяжелой, неблагоприятной для человека зиме.
Блокадная, военная, голодная, грозная, губительная, мрачная, неласковая, осадная, сердитая, страшная, суровая, тяжелая, угрюмая, ужасная. Белокурая, звонкая, косматая, льдяная, могучая, сверкающая, свинцовая, тощая, хрустальная, щедрая

Снег

Снег

Снег

О цвете, блеске.
Алмазный, белый, блестящий, голубеющий, голубой, желтый, звездчатый, золотистый, искристый, иссиня-голубой, кипенно-белый, лиловый, лунный, лучистый, одноцветный, ослепительный, пепельно-серый, почерневший, почернелый, розовый, рябой, сахарный, сверкающий, светлый, седой, серебристый, серебряный, серый, сивый (разг.), синий, слепящий, темный, тусклый, черный, чистый, яркий.
О времени выпадения снега; о продолжительности наличия снега.
Вечный, вчерашний, давний, заматерелый (разг.), запоздалый, молодой, нежданный, новый, первый, поздний, ранний, свежевыпавший, свежий.
О густоте, быстроте падающего снега; о глубине, степени влажности, состоянии снежного покрова; о звуках, издаваемых падающим снегом или снежным покровом; о характере физического воздействия на человека.
Бездонный, большой, ватный, влажный, высокий, вьюжный, вязкий, вялый, гиблый, глубокий, глухой, гнилой, густой, дряблый, жгучий, жесткий, жидкий, жухлый, затверделый, зернистый, зыбкий, игольчатый, изрытвленный, изъеденный, источенный, колкий, колючий, крупнозерный, крупный, крупчатый, крупянистый, легкий, леденистый, лежалый, ленивый, летучий, липкий, ломкий, лохматый, льдистый, мелкий, мерзлый, метельный, мокрый, морозный, мохнатый, мягкий, нагрузлый, нежный, непроходимый, непрочный, нетронутый, нехоженный, ноздреватый, обильный, осевший, плотный, податливый, пожухлый, пористый, порошистый, пухлый, пушистый, пышный, раскисший, рассыпчатый, редкий, рыхлый, свистящий, секучий, скрипучий, слепой, студеный, сухой, сыпкий (разг.), сыпучий, талый, твердый, теплый, тихий, толстый, тучный, тяжелый, упругий, холодный, хрупкий, хрусткий, хрустящий, хрушкий (простореч.), цельный, шершавый.
О впечатлении, психологическом восприятии.
Веселый, девический, девственный, нарядный, невинный, печальный, пустынный (устар.), сонный, целомудренный. Достопамятный, дремучий, недружелюбный, нетленно-белый, полированный, скатертный, черствый, щекотный. Болотистый, весенний, горный, лавинный, нагорный, наносный, настовый, предмайский, равнинный, таежный, январский и т. п

В основе метафоры лежит сравнение предмета с другим на основании общих для обоих признаков. Будучи образным выражением, основанным на сравнении, метафора так или иначе присутствует во всяком поэтическом обороте речи. Наша бытовая речь буквально пестрит метафорами: снег идет, туман стелется, солнце заходит, кружится голова, метет поземка, торговая сеть, холодное сердце, пламенный взгляд, тонкий голос, пришла зима, трудный возраст, соленый лед и т.д

© 2010-2022