- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочное занятие Сокровища земли
Внеурочное занятие Сокровища земли
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лазуренко А.Л. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Кысыл-Сырская средняя общеобразовательная школа»
Конспект внеурочного занятия «В мире интересного»
Тема занятия «Сокровища земли».
Подготовила : учитель начальных классов
высшей категории
Лазуренко Альфия Линуровна
Цель: Формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с
различными видами камней и их применением в жизни человека.
Планируемые результаты:
1. Предметные: учащиеся получат представление о разнообразии камней; умение анализировать,
сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы.
2. Метапредметные : способствовать развитию воображения, внимания, мышления, памяти, устной речи, создать условия для развития
коммуникативных навыков.
3. Личностные: способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, умения работать в паре, группе; формированию интереса
к изучению минералогии, а также эстетического и художественного вкуса.
Оборудование:
-интерактивная доска;
- цветные карандаши, фломастеры, для практической работы кисти, акриловые краски, небольшие камни.
Этапы занятия
Учитель
Наглядность
Ученики
I . Организационный момент. Приветственное слово, эмоциональный настрой;
целевая установка на эффективную работу. (1 минута)
Добрый день.
- Ребята , давайте встанем в круг и поговорим.
-С каким настроением вы пришли на занятие?
- Что вы ждёте от занятия?
- Да, сегодня вас ждёт увлекательное путешествие в мир интересного. Давайте сядем поудобней и начнём путешествие в мир интересного.
Презентация.
Дети говорят о своём настроение, что они ожидают от занятия.
II. Актуализация опорных знаний через демонстрацию презентации с главным героем кротом, который обозначает тему урока и нацеливает на вводную беседу по теме.
Определение цели учащимися.
(1-2 минуты)
Мозговой штурм.
(на доске записано слово «Камни»
(1-минута)
Ребята, кто пришёл к нам в гости? В каких сказках мы встречались с ним ? Где живёт крот?
- Он живёт в норе. И крот хочет нам о чём-то рассказать.
- Как вы думаете, о чём?
- Определите задачу нашего занятия.
- Ребята, если внимательно посмотреть
на окружающий мир, то можно увидеть, как много камней вокруг нас.
- Что изображено на картинке?
- где мы встречаем камни?
― Что вы можете сказать про камни?
- Ребята , скажите свои варианты использования камней.
На экране герой занятия - крот.
На экране появляются картинки, показывающие разные варианты применения ка-мня.
1. Камень ― прочный и долговечный материал, поэтому люди строят из него дома.
Дети отвечают на вопросы учителя, называют сказки с участием крота.
Дети называют свои варианты.
Кто-то из детей может догадаться, что он хочет рассказать о камнях, т.к. живёт в пещере.
Узнать какие бывают камни, для чего они нужны, что из них можно сделать.
-Большие и маленькие, тяжёлые, прочные,
хрупкие, твёрдые, разных цветов, гладкие и шершавые.
Дети предлагают свои варианты использования камней.
III.Учебная информация.
Словесная и наглядная информация, которую передаёт учитель, сопровождающая презентацией.
(10-12минут).
-Не пересказать всех сказок,
легенд, сложенных людьми о камне
с древнейших пор! Было время, когда люди
за цветные камни платили громадные деньги,
чтобы не только украсить ими свои одежды,
но и спастись с их помощью от болезней,
пожаров и наводнений. И было это потому,
что люди не знали происхождения различных камней, видели в каждом из них чудо и придумывали множество всяких небылиц о волшебных свойствах, якобы присущих разноцветным минералам.
- Так было долго, очень долго - до тех пор, пока не возникла наука минералогия.
- Кто-нибудь из вас знает, что такое минералогия?
Камни часто называют минералами,
отсюда и название «минералогия» ― наука
о минералах.
Встречаются очень красивые камни ― такие можно увидеть в украшениях.
Украшают люди не только себя, но и свои жилища с помощью камней .
Дети смотрят презентацию, задают вопросы. Дополняют презентацию своими рассказами об использовании камней.
Приводят свои примеры , как они сами могли бы украсить камнями двор, площадку и т.д.
Дети предлагают свои варианты что такое минералогия.
III.Практическая работа. Познавательная, коммуникативная деятельность.
(На листочках нарисован многогранник.)
Дети работаю в парах.
(2-3 минуты)
― Крот нашёл камень с необычным блеском. Он
утверждал, что блестит камень оттого,
что он волшебный и умеет исполнять желания.
Но учёный рассмотрел камень и сообщил,
что блестят грани камня.
-Ребята, сейчас вы тоже побудете в роли ученых. Вам, как и учёному, надо посчитать, сколько треугольников
поместилось на поверхности «волшебного»
камня? Работаем в паре.
― Учёные не поверили легендам о камнях.
Они решили проверить, правда ли, что камень
может творить чудеса? Попробуем и мы хоть
краешком глаза взглянуть на тот удивительный
процесс, во время которого учёные отделяют
выдумку от правды и открывают новые
чудодейственные свойства камней, какими
их наделила природа.
Дети в парах считают сколько треугольников поместилось в волшебном камне.
IV.Учебная информация. Сопровождается наглядной и словесной информацией. Учитель использует электронный микроскоп. Выводит картинку на экран.
(5-8 минут)
Работа с электронным микроскопом, картинка выводится на интерактивную доску.
- Ребята, а кто знает, из чего состоит камень?
Оказывается, это можно сделать с помощью
шлифов.
Что это такое?
Шлиф ― это тончайшие, тоньше бритвенного
лезвия каменные пластины, изготовленные всё
тем же гранильщиком.
- У кого врач брал кровь из пальца? Вот почти тоже самое происходит с камнем. Пластинки осторожно
наклеиваются на стекло, точь-в-точь такое, на
каком врачи растирают капельку крови, когда
берут её на анализ. Потом пластинки, плотно
приклеенные к стеклышку, попадают в руки
геолога. Кто такой геолог?
Теперь нужен микроскоп. Геолог кладет
под него стекло с наклеенными на него
почти прозрачными каменными пластинками
и начинает осмотр.
Удивительное это зрелище ― камень
под микроскопом! Каких только цветов, каких узоров не видишь на крохотной пластинке,
увеличенной в 50-70 раз! Тут и оранжевые
пятна, и розовые, и ярко-зелёные, и фиолетовые,
и синие полосы, и золотистые узоры, и тёмные
прожилки
Один цвет говорит о присутствии в камне
железа, другой о том, что в камне есть слюда,
остальные о том, что камень содержит
ещё какие-то вещества.
- А мы с вами посмотрим простой камешек под электронным микроскопом. Что мы видим?
Презентация.
Вид камня в разрезе.
Картинки с изображением геологов.
Предположения детей.
Восхищаются красотой камня, задают вопросы.
Высказывают свои предположения , почему срез камня разноцветный.
Дети рассказывают , как сдавали кровь из пальца.
Рассказывают о профессии геолога.
Ученики рассказывают, что они наблюдают. Делают предположения , что за вкрапления они видят.
V. Физминутка.
(1-2 минуты)
Игра.
Мы работаем отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
Встать и быстро передать бумажный «камень» по цепочке по кругу . Камень должен вернуться к ученику от которого ушёл камень. (игра по рядам)
Встали и потянулись
Стряхнули руки
Подняли руки вверх
Дети за учителем выполняют движения.
Стараются быстрей передать бумажный «камень». Чей ряд первый закончит.
VI.Практическая работа в виде игры на интерактивной доске.
(познавательная) (1-2 минуты)
Крот хочет посмотреть, узнаете ли вы камни. Соедините названия с камнем.
- Что вам помогло правильно соединить название и камень?
На экране изображения камней.
Красная яшма
Чёрный обседан
Розовый кварц
Голубой агат
Белый кварц
Зелёный кварцит
Дети выходят к доске и соединяют линией название с камнем.
- Цвет .
VII. Лабораторная работа: раскрашивание камней.(10-12 минут)
Крот подарил нам свои камни. И мы будем раскрашивать. Как можно раскрасить камни?
-Давайте пофантазируем и раскрасим наши камни!
Дети предлагают свои варианты раскрашивания камней.
Дети раскрашивают каждый свой камень, потом, когда камни высохнут, они расскажут истории этих камней и рисунка на них.
VIII. Рефлексия.(1 минута)
Готовые камни собираются учителем в единое
панно, это сопровождается рассказом:
«В сказочной стране жили разные жители. И они рассказали о себе вот что…..
Ученик , раскрасивший
камень, рассказывает, что это за рыбка или животное.
И так по паре фраз каждый ученик рассказывает о своём раскрашенном камушке.
IX. Итог.(1 минута)
- Что вы сегодня узнали?
- Что понравилось?
- Что удивило?
- Что захотелось сделать после нашего занятия?
― Мы сегодня узнали много нового про камни.
Как они появляются, как их используют люди
в своей жизни. Как их можно раскрасить и превратить в какое-нибудь животное.