Статья Учебно-исследовательская деятельность детей 5 лет

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Средняя школа № 32» города Усть-Каменогорска

мини-центра «Еркетай»















Организация учебно-исследовательской деятельности детей пяти лет











Шолкова З.В.













г. Усть-Каменогорск

2015 г.





Организация учебно-исследовательской деятельности детей пяти лет Стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Ели этой активности малыша не противодействовать, не пресекать всевозможными «нельзя», «не тронь», то с возрастом это потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов детских исследований существенно расширяется. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую степень образования: Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью детей и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Например, на занятиях обучения грамоте дети стараются определить место звука в словах, определить место буквы в схеме слова, а на занятиях ознакомления с окружающем миром дети наблюдают, рассматривают, проводят опыты. Я знакомлю детей со свойством снега. Учу детей наблюдать за снежинками, развивать внимательность, познавательность, любознательность. Проводим опыты: На улице наблюдаем за снежинками. Рассматриваем с детьми узоры снежинок. Сравниваем их. Объясняем, что лучше рассматривать на темном фоне. Снежинке удобно рассматривать на рукавичке, рукаве пальто и т.д. Сделаем вывод: все ли снежинки одинаковые? Занесем снежок в комнату положим на тарелочку. Понаблюдаем, что происходит со снежком. Во что превратился снежок? Почему это произошло? Сделаем вывод: снежок растаял от тепла. Подведение итогов: Вот видите ребята, какая интересная снежинка и какие чудеса с ней происходят? Она может: таять и иметь разную форму, размеры и она может летать. Исследовательская практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ детей:

  1. Мотивация;
  2. Выбор направлений исследований;
  3. Постановка задачи;
  4. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
  5. Оформление результатов работы;
  6. Грамотное представление исследовательской работы.

Приведу несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований:
  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследований;
  • Тема должна быть оригинальна;
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Следует запомнить, что выбор проекта - это только начало. Задача взрослых - помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дела до логического завершения. При работе над проектом необходимо поставить цели: Образовательные:
  • Сформировать у детей целостную картину мира;
  • Вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс;
  • Познакомить детей с этапами проектной деятельности;
  • Сформировать речевые умения.
Воспитательные:
  • Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
  • Через содержание учебного проекта подвести детей к каким-то выводам.
Развивающие:
  • Развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем;




© 2010-2022