- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Учебно-исследовательская деятельность детей 5 лет
Статья Учебно-исследовательская деятельность детей 5 лет
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шолкова З.В. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КГУ «Средняя школа № 32» города Усть-Каменогорска
мини-центра «Еркетай»
Организация учебно-исследовательской деятельности детей пяти лет
Шолкова З.В.
г. Усть-Каменогорск
2015 г.
Организация учебно-исследовательской деятельности детей пяти лет Стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Ели этой активности малыша не противодействовать, не пресекать всевозможными «нельзя», «не тронь», то с возрастом это потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов детских исследований существенно расширяется. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую степень образования: Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью детей и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Например, на занятиях обучения грамоте дети стараются определить место звука в словах, определить место буквы в схеме слова, а на занятиях ознакомления с окружающем миром дети наблюдают, рассматривают, проводят опыты. Я знакомлю детей со свойством снега. Учу детей наблюдать за снежинками, развивать внимательность, познавательность, любознательность. Проводим опыты: На улице наблюдаем за снежинками. Рассматриваем с детьми узоры снежинок. Сравниваем их. Объясняем, что лучше рассматривать на темном фоне. Снежинке удобно рассматривать на рукавичке, рукаве пальто и т.д. Сделаем вывод: все ли снежинки одинаковые? Занесем снежок в комнату положим на тарелочку. Понаблюдаем, что происходит со снежком. Во что превратился снежок? Почему это произошло? Сделаем вывод: снежок растаял от тепла. Подведение итогов: Вот видите ребята, какая интересная снежинка и какие чудеса с ней происходят? Она может: таять и иметь разную форму, размеры и она может летать. Исследовательская практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ детей:
- Мотивация;
- Выбор направлений исследований;
- Постановка задачи;
- Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
- Оформление результатов работы;
- Грамотное представление исследовательской работы.
Приведу несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований:
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследований;
- Тема должна быть оригинальна;
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
- Сформировать у детей целостную картину мира;
- Вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс;
- Познакомить детей с этапами проектной деятельности;
- Сформировать речевые умения.
- Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
- Через содержание учебного проекта подвести детей к каким-то выводам.
- Развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем;