Урок литературного чтения на тему Два мороза русская народная сказка

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Два Мороза» русская народная сказка

Цели:

познакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»;

отрабатывать навыки чтения;

развивать умение выделять главное в прочитанном тексте;

развивать речь, память и внимание детей;

воспитывать трудолюбие.

Оборудование: картинки с изображением Морозов(Красный нос, Синий нос), музыкальное сопровождение «Вальса снежных хлопьев» П.И.Чайковского.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

  2. Проверка домашнего задания.

- Дома ребята должны были выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Береза». Сейчас мы послушаем некоторых из вас.

III. Постановка цели урока.

  1. Беседа.

- Ребята, какое сейчас время года? (Зима) - О зиме мы с вами прочитали замечательные стихи. Но и композиторы не остались равнодушны к этому времени года. Вот, послушайте, какой восхитительный «Вальс снежных хлопьев» сочинил П.И.Чайковский.

(Дети слушают вальс П.И.Чайковского)

-Что вы себе представили, слушая эту музыку?

- И вместе со снежными хлопьями спустились на землю… Отгадаете загадку, что это?

Старик у ворот

Тепло уволок.

Сам не бежит,

Стоять не велит.

(мороз) - Правильно, мороз. Да не один мороз, а два мороза (показываю картинки) - Мороз - Синий нос и Мороз - Красный нос.
- Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет - зима не настанет. Явится - мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!»(хором)
- Вот как об этом волшебстве говорится в сказке. Отгадайте, какую сказку мы будем читать? Запишите буквы в таблицу и прочитайте название сказки, с которой мы будем знакомиться.

Р

А

О

6 (Р)

3 (А)

7 (О)

Д

О

В

1 (Д)

5 (О)

2 (В)

А

М

З

9 (А)

4 (М)

8 (З)
Откройте учебники с.198. Прочитайте название. - Сегодня мы познакомимся со сказкой «Два Мороза»

IV. Изучение нового материала.

1.Словарная работа.

-Перед тем, как я прочту вам сказку, давайте выясним значение некоторых слов.

  • Бубенчик - металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;
  • Дровосек - человек, рубящий дрова;
  • Купец - богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
  • Крестьянин - бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
  1. Чтение учителем.

  2. Первичная проверка понимания.

-Это сказка или рассказ? Почему?

- Понравилась сказка?

- Назовите действующих лиц сказки.

- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного?

- Как решили подшутить Морозы?

- Кого собрался заморозить Мороз - Синий нос?

- Кого собрался заморозить Мороз - Красный нос? - А вот как они это делали, вы прочитаете нам после самостоятельного чтения.

4. Словарная работа.

- А перед чтением мы с вами потренируемся читать сложные слова.

(на доске)

ёжится - сутулясь, сжиматься всем телом при ощущении холода.

проезжая дорога

свистнули

ко-ло-коль-чик

бу-бен-чик

дро-во-сек

крес-тья-нин

вы-ко-ла-чи-вать

по-за- ба-вить-ся


  1. «Жужжащее» чтение детьми.

- А теперь возьмите карандаши и во время чтения отметьте то место, в котором говориться о том, как Морозы пытались заморозить купца и крестьянина.

6.Выборочное чтение.

- Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца.

- Удалось ли ему это сделать?

- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец?

- Так почему же Мороз его заморозил?

- Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина.

- Удалось ли ему это сделать?

- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет крестьянин?

- Так почему же Мороз его не смог заморозить?

-Прочитайте, какой пословицей заканчивается сказка. Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии)

7. Чтение детьми сказки цепочкой. (При наличии времени).

V. РЕФЛЕКСИЯ.

- С какой русской народной сказкой познакомились?

- О ком рассказывается в сказке?

-Какая главная мысль сказки? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)

VI. Домашнее задание.

Стр.198-202 - выразительно прочитать, подготовить ответы на вопросы стр.202.


МБОУ СОШ №3









ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ДВА МОРОЗА» русская народная сказка»

Подготовила

учитель начальных классов

Бурдина Нина Викторовна

© 2010-2022