Урок обучения грамоте по теме: «Мягкий знак - показатель мягкости» (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №24















Урок обучения грамоте

1-д класс



Тема "Буква Ь - показатель мягкости согласных звуков".

Учитель начальных классов : Ефремова Лариса Николаевна



г. Волгодонск

2011г.

Урок обучения грамоте

Тема "Буква Ь - показатель мягкости согласных звуков".

1-й класс

Цели урока:

-Познакомить учащихся с новой буквой.

Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова. Расширить представление учащихся об окружающем мире, обогатить словарный запас детей.

-Развивать речь, мышление, внимание, память, мелкую моторику.

-Воспитывать прилежание, самостоятельность, усидчивость, чуткость, любовь к природе, учить оценивать свою работу.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник, карточки,

цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков; карточка с изображением букв «ь » ; учебник «Букварь»( с.86-87).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

 Т.М. Андрианова. Букварь.-М., АСТ, Астрель

 Т.М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю».- М.,АСТ, Астрель.

Используемая методическая литература:

 Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина. Обучение в 1 классе по «Букварю» и «Прописям».- М.,АСТ, Астрель 2010г.

Программное обеспечение: «Microsoft Office PowerPoint».

Программа: УМК «Планета Знаний ».




Ход урока

1. Орг.момент.

-. На уроке у нас гости- давайте поздороваемся с ними. Повернитесь, ребята к нашим гостям, поприветствуйте их, развернитесь . а) Считалочка: Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели.

-У нас сегодня необычный урок обучения грамоте

II. Повторение.

1. Актуализация знаний:

- Как отличить звук от буквы?

Звук мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим.

- Какие бывают звуки?

Гласные и согласные.
Парные и непарные.
Звонкие и глухие.
Твёрдые и мягкие.

2. Речевая разминка.

Кто много читает, тот много знает.

-Почему каждому человеку важно много читать? (МНОГО БУДЕШЬ ЗНАТЬ. ЛЕГЧЕ БУДЕТ ЖИТЬ)

- На что указывает точка? (Предложение читается спокойно, на конце голос понижаем)

- Заменим точку на восклицательный знак. Прочитаем.

- Заменим восклицательный знак на вопросительный. Прочитаем.

-Для чего служат знаки?

Вывод:

- Вот видите, как важно обращать внимание на знак препинания в конце предложения, чтобы наша речь была правильной, выразительной.


3. Артикуляционная гимнастика

Чтение чистоговорки.

Ба-бо-бы- на дворе стоят стол..(бы).

Бу-бы-ба- из окна торчит тру…(ба).

Мя-ме-мё-мю-ми -поём ноту ми

Ря-ре-рю-ри- прилетели снегири.

- В каких чистоговорках согласные звуки твёрдые, а в каких мягкие ?

- От чего это зависит?

III.Постановка темы и цели урока.

- Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв. Живёт в Букваре известный фокусник. Как его зовут? Отгадайте.

Я волшебник. Захочу -
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе
В мель опасную на море.
Кто волшебник - отгадай,
Выше руку поднимай.

Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква… (мягкий знак)

- Правильно, тема нашего урока «Буква ь (мягкий знак) - показатель мягкости согласных звуков».

- На что похожа буква Ь?

Буква Р перевернулась -
Мягким знаком обернулась.

IV.Работа с новым материалом.

- Хотите знать, почему Ь себя называет фокусником?

1. Чтение буквосочетаний - согласных с Ь в столбиках (хором, по цепочке)

ЛЬ БЬ ЗЬ

МЬ ВЬ СЬ

РЬ ДЬ ПЬ

НЬ ТЬ

- Что заметили?

- Да, мягкий знак - настоящий фокусник. В чём же заключался его фокус?

Как произносили согласные звуки , где появлялся Ь? (Мягко)

Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.

Мягкий знак - настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.

2. Слого - звуковой анализ слов «мел» - «мель»./Работа в парах/

Мел

Мель

Сколько букв? Сколько звуков?

- Какие фокусы и превращения вы заметили?

(Заменили твёрдый на мягкий изменилось звучание слова и смысл).

- Что обозначает слово «мел»?

Мел - мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.

Придумайте предложение. Я пишу мелом на доске.

Что обозначает слово «мель»?

Мель - мелководное место в реке, водоёме.

- Что ещё заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель».

(Мягкий знак не обозначает звука).

3.ФИЗМИНУТКА.

- А теперь давайте отдохнём. Встали все. Игра на внимание.

- Я называю слова. Если в слове есть (мягкий звук ), то вы хлопаете, если его нет, то тишина.

День, сон, тень.

Сыр, сок, лень.

Нос, рыть, ныть.

Конь, шум, шить.

-Какая буква помогала смягчить согласные буквы?

4.Работа по учебнику

- В нашем Букваре тоже есть слова, с которыми поработал наш фокусник мягкий знак.

- Откройте учебник на стр. 86.

А)-Прочитайте стихотворение про себя

-Чтение стихотворения о Ь знаке вслух

Б) Сравнение звукового анализа слов.

- Прочитаем слова с новой буквой - ь. УГОЛ_УГОЛЬ

-Сравните звуковые схемы слов

-Сколько букв? Сколько звуков? Какая буква смягчила согласный звук?

(Объяснение значений слов.)

УГОЛ - в геометрии плоская фигура, образованная лучами, исходящими из одной точки. Угол комнаты.

УГОЛЬ - ископаемое твёрдое, горючее

Прочитаем слова с новой буквой - ь.

-Приготовьте карандаши. - По ходу чтения карандашом отметьте непонятные слова для вас.

Чтение в полголоса.

В)Словарная работа.

- Какие слова непонятны?

Вещество растительного происхождения. Каменный уголь.

КОН - место, куда в игре надо попасть при броске. Сколько букв? Сколько звуков?

КОНЬ - непарнокопытное животное семейства лошадиных.

Хор - группа певцов

Хорь- лесной хищный зверь, семейства куниц

Галка - небольшая птица с сине-черным оперением птица

Галька- мелкие, гладкие камешки округлой формы на берегу реки

Банка- стеклянный сосуд

Банька - специальное помещение где моются и парятся

-Где становится Ь ? В конце и середине слов после согласных

-Для чего служит ь?

Вывод: не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

.5.Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

V.Закрепление .Рефлексия.

-Вы считали .В каком числе мы услышали Ь знак на конце слова./ 5/

И чтобы учиться на «пять» мы

В школе учимся :читать, думать, дружить, рисовать, писать…

В каких словах есть буква с которой мы познакомились?

-Как она называется?

-Для чего служит Ь? Обозначение мягкости согласных звуков

1. Отгадывание загадок.

-В школе встречается ь и в лесу мы можем встретить этот знак, если отгадаете загадки:

Он всю зиму в шубе спал
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной …(медведь)

- Назовите мягкие согласные звуки в этом слове

- Какой буквой обозначена мягкость последнего согласного в слове?

А ь знак звук дает?


Огромная кошка мелькнет за стволами, Глаза золотые и уши с кистями. Но это не кошка, смотри берегись, Идет на охоту коварная… (рысь). -Сколько букв в отгадке? Сколько звуков? Почему?

Её всегда в лесу найдёшь-

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

-Сделайте звуковой анализ этого слова /Работа в парах/ -Для чего служит Ь?

-А кто из вас был в лесу?

-Как надо вести себя в лесу?

2. Работа с текстом.

Т-с-с-с! Сейчас мы с вами отправимся в зимний лес.

Послушайте текст и озаглавьте его.

Учитель читает текст с 86.

- О каком животном идет речь в тексте?

- Как можно озаглавить текст?

А)Звукобуквенный анализ слова "ЛОСЬ"

-Что люди обычно называют лакомством?

Б)Повторное чтение текста детьми с заданием: Отметить слова в тексте с мягким знаком

-Для чего нужен мягкий знак?

-Сколько абзацев в тесте? 3

-Прочтите первый и назовите слова с ь

-Сколько букв в слове? Сколько звуков?

Чтение 2 абзаца

Чтение 3 абзаца

- Скажите, что зимой страшнее животным голод или холод?

- Как люди помогают перезимовать животным?

-Что значит быть заботливым?, (внимательным который проявляет внимание и оказывает помощь тем, кто в ней нуждается)

-А о ком заботитесь вы?

--А как вы можете помочь перезимовать птицам? ( кормушки) на балконе и деревьях

-А как называют человека, который ничего не делает?/ Лодырь, лентяй/

3.Работа с предложением.

- Прочитайте пословицу в книге: У лодыря что ни день, то лень

-Прочтите пословицу про себя , хором,

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Слово, обозначающее отсутствие желание трудиться, склонность к безделью. (Лень).

-Сколько в слове букв? Сколько звуков?

- Где находится он? (В конце слова).

--Для чего служит ь?

-Сегодня мы увидели, что нам действительно не знакомо слово - лень -

Вы работали очень хорошо.

VI.Итог урока.

Поднимите руку, кому понравилось знакомство с известным фокусником, который живёт в стране волшебных букв.

-Для чего служит Ь?

1. Догадайся ,впиши и прочти!

ь

ь

о

ь

ь

Урок обучения грамоте по теме: «Мягкий знак - показатель мягкости» (1 класс) Урок обучения грамоте по теме: «Мягкий знак - показатель мягкости» (1 класс) Урок обучения грамоте по теме: «Мягкий знак - показатель мягкости» (1 класс) Урок обучения грамоте по теме: «Мягкий знак - показатель мягкости» (1 класс)

Урок обучения грамоте по теме: «Мягкий знак - показатель мягкости» (1 класс)Спасибо за урок!

Самооценка учащихся.

- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то раскрась смайлик - красную цветом ,если хорошее - синим .

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали .

Спасибо всем. Урок закончен.


Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №24















Урок обучения грамоте

1-д класс



Тема "Буква Ь - показатель мягкости согласных звуков".

Учитель начальных классов : Ефремова Лариса Николаевна



г. Волгодонск

2011г.



© 2010-2022