Конспект урока по русскому языку на тему: Обобщение знаний о составе слова (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

Обобщение знаний о составе слова.

Цели урока:


  1. Совершенствование знаний о значимых частях слова;

упражнение в разборе слова по составу.

  1. Развитие мышления, речи, кругозора.

  2. Воспитание аккуратности, чувства товарищества,.

Задачи урока:

Отработка умения разбирать слова по составу и отработка орфографической зоркости (умение находить в корне или приставке букву, требующей проверки)

Планируемый результат:

Закрепить названия частей слова. Уметь разбирать состав слова.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Цель : активизация учащихся. Подготовка к восприятию нового материла.

- Здравствуйте, дети!

Тихо сядут девочки.

Ещё тише - мальчики.


  1. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, кто может объяснить значение слова морфемы? Это слово вам не знакомо. Его вы будете употреблять позднее. Морфемами называют наших старых знакомых - части слова.(слайд2) Что мы будем делать на уроке.? Какую цель поставим перед собой? ( Будем говорить о составе слова и разбирать слова)

- Вспомните, пожалуйста, с какими частями слова вы познакомились.(Корень, приставка, суффикс, окончание)

- А заодно мы обобщим ваши знания об однокоренных словах и значимых частях слова.


  1. Минутка чистописания.

Цель: формирование навыка каллиграфии .Развитие орфографической зоркости.

- Но как же нам добраться до этого грамматического царства, орфографического государства?

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо - не согнусь.

За работу я возьмусь.

Напишите строчку букв ш и строчку Шш.

Шутку сшутить, людей посмешить. ( В пословице найти орфограммы и подчеркнуть) (слайд3)

В словах , которые записаны, пропали буквы. Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова. (слайд 6)

Подбери проверочные слова

- х…дить

- м…рить

- л…вить

- д…ржать

- сп…шить

- г…стить


  1. Работа по теме урока. Закрепление изученного.

Цель: Закрепить умения находить и называть части слова, обосновать свой ответ правилом.

Какая часть слова является главной в словах?

Конечно -корень (слайд7)

Что такое - корень? (правило)

Корень - это общая часть однокоренных слов , в которой

передается их основное значение.

Самостоятельная работа в парах:

1в -составляет слова с корнем -сад-

2в- составляет слова с корнем - лес-

Молодцы, ребята (слайд8)

- Что такое - окончание?

Окончание - это изменяемая часть слова.

- Для чего оно служит?(ответы ученика)

Окончание служит для связи слов в предложении.

Если вы правильно выполните следующее задание, то соберете пословицу. (слайд9)

Не имей 100 (рубли), а имей 100 (друзья)

Наверняка вы знаете, что пословица - это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражается в предельно краткой форме. В основе каждой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт и т.д. Но всякая пословица предполагает и большой воспитательный смысл. В первой части ставится условие, а во второй - вытекающее следствие, вывод.

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Что вы изменили? (Окончание).

- Запишите это предложение.

Физминутка (слайд10)


А мы

Быстро к озеру спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз,

Это брасс.

Одной, другой -

Это кроль.

Все, как один,

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Но не отправились домой.


  1. Работа с учебником. Самостоятельная работа.

Цель: контролировать знания о способах образования однокоренных слов и выделить части.

Что такое суффикс?

Суффикс - это часть слова , которая стоит после корня и

служит для образования новых слов.

Для чего он нужен в словах? (ответы ученика)

А сейчас выполняем упражнение из учебника. Откройте книгу на стр…69., найдите Упр.152.. Прочитайте задание. Это упражнение вы выполните самостоятельно.

- Кому не понятно, что нужно сделать?

- Выполняйте.


  1. Проверка самостоятельной работы.

- Что же у вас получилось? Какие суффиксы вы использовали для образования новых слов? Какой оттенок они придали новым словам?( ответ ученика)

  1. Фронтальная работа.

- Какая еще часть слова служит для образования новых слов?

- Что такое - приставка?(правило)

Приставка - это часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Для чего она служит?( ответ ученика)

Сейчас образуйте слова с помощью приставок:

а) слова со значением приближения; (приплыть, приехать…)

б) слова со значением удаления; (отплыть, отъехать…)

в) все слова разберём по составу.


  1. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке.

- Что мы знаем о корне? Приставке? Суффиксе? Окончании?

Домашнее задание. Упр.179 правило

- Сегодня вы работали хорошо Поэтому я говорю вам -МОЛОДЦЫ! А вы себя как оцениваете?

Расскажите по схеме и оцените свои знания.

Конспект урока по русскому языку на тему: Обобщение знаний о составе слова (3 класс)

Я знаю состав слов, могу назвать их, умею показывать их графически, умею находить общие части однокоренных слов.

Научился находить , показывать и называть эти части. Я оценил свои знания на «…»

- Урок окончен.









МБОУ «Староновицкая основная общеобразовательная школа»







Конспект урока

по русскому языку на тему:



«Обобщение знаний о составе слова.»

3 класс

Урок провела

учитель начальных классов

Ананенко Т.Н.



© 2010-2022