- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по математике на тему Уравнение. Решение уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым (1 класс)
Разработка урока по математике на тему Уравнение. Решение уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Парамонова И.С. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МАТЕМАТИКА.
УРОК - СКАЗКА
1-ый класс. III-я четверть. Тема: Уравнение. Решение уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым.
Цели: образовательная: ввести новое понятие «Уравнение», научить решать простые уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым. развивающая:развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, речь, внимание, память.
воспитательная: воспитывать познавательную активность, умение работать в паре , дружеское отношение друг к другу.
Задачи:
-продолжить работу над развитием умения работать в паре , навыков общения, сотрудничества.
-формировать навыки самостоятельной учебной деятельности.
Формировать УУД: -----Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. -Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. -Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип (вид урока): урок открытия нового знания. Методы обучения: ислледование ,деятельностный метод Формы организации познавательной деятельности учащихся: - работа в микро группе (паре); - индивидуальная; - самостоятельная. Формирование компетенций:
учебно-познавательных: умение анализировать и обобщать --информационных: умение работать с учебным материалом -коммуникативных: умение работать в микро группе (паре)
Оборудование: учебник «Математика»(1 кл., авт. - Л.Г.Петерсон), тетрадь, раздаточные карточки, презентация к уроку с использованием ИКТ.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
-
Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создание игровой ситуации.
-
Определить содержательные рамки урока.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам вас сегодня встречать.
Ну что ж, начнём урок, не будем зря время терять.
Послушайте четверостишие:
В школу вы пришли учиться. В жизни это пригодится. Тот кто хочет много знать. Должен сам все постигать.
Как вы думаете, почему учение пригодится в жизни? (без знаний ничего не сделаешь). А что означает слово "сам"? (мы учимся тогда, когда сами понимаем, чего мы не знаем и сами открываем новые знания) - На уроке наши глаза…(внимательно смотрят). - Наши уши…(внимательно слушают). - Наши руки…(не мешают, а помогают). - Наша голова…(хорошо думает). Наш девиз: Если не лениться, можно многого добиться
- Психологический настрой.
III. Актуализация опорных знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели:
-
Актуализировать умение решать примеры на нахождение целого и части.
-
Тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.
-
Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению.
-
Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока.
-
Организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения.
Однажды случилась беда, Василиса исчезла. Иван - Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Видите, ребята, сколько возникло вопросов у Иван-Царевича. Мы поможем ему ответить на его вопросы. 1.Настрой. - Руки? (на месте) - Ноги? (на месте) - Локти? (у края) - Спина? (прямая) А кто это еще у нас в гостях? Так это же смайлик. Слайд 2 Девиз "Сначала надо повторить только самые нужные знания!" Готовы! - Запишите эти числа в порядке возрастания: Слайд 3,4
8 4 2 6 (ученик пишет на доске 2 4 6 8)
- Найдите закономерность и продолжите ряд ещё на одно число.
-Назовите число, предшествующее числу 8?
- Назовите число, последующее для 7.
- Какое число стоит между числами 4 и 6, 8 и 10?
- Какое число стоит справа от 8, слева от 9?
- Назовите соседей числа 7?
- В нашем ряду, который мы записали: Слайд 5
2 4 6 8 10 Найдите «лишнее» число. Почему оно лишнее? - Если вы всё правильно сделали , то мы узнаем, кто похитил Василису Прекрасную. (На обратной стороне цифр написаны буквы)
К о щ е й
2. Покорение гор. Признаки предметов, составление равенств. Слайд 6 - Отправился Иван-Царевич в путь. На его пути встречались горы, перевалы. Но с нашей помощью он надеется их легко покорить. Слайд 7 - По каким признакам можно разбить эти препятствия? (по цвету, по размеру, по форме) (Слайд с фигурами)
Слайд 8 - по цвету, слайд 9- по размеру, слайд 10-по форме. - Работая в паре составьте 4 равенства и запишите их
6+3=9 (слайд 10)
3+6=9
Назовите части (6 и 3)
Назовите целое (9)
9-3=6
9-6=3
Слайд 11 Девиз: Посмотрим, что мы повторили. Нам это пригодится!
(знаком плюс находим целое, знаком минус находим часть)
IV.Ситуация успеха. Слайд 12 - Перебрался Иван - Царевич через горы, а куда дальше идти, по какой дороге не знает. Стоит Иван - Царевич на распутье трёх дорог. На придорожном камне надпись: «Неправильно пойдёшь сам пропадёшь и коня потеряешь. Слайд 13.Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький».
Слайд 14 - Пошёл Иван - Царевич дальше. Но его поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Кто сразится со Змеем? Нужно победить все три головы Змея Горыныча. А для этого мы должны разобраться с его головоломками. V. Выявление места и причины затруднения. Цель:
-выявить и зафиксировать место и причину затруднения. зафиксировать во внешней речи причину затруднения Слайд 15 -А что вы видите на этом слайде? (равенства с окошечком) -Что обозначают в этих равенствах пустые окошечки? (какие-то числа, сумма которых равна 9) -А сейчас попробуйте, работая в паре, составить такие равенства, чтобы они были верными. (Учитель раздаёт каждой паре карточку с заготовкой одного из случаев состава числа 9, т.е. одна цифра уже записана, а другую нужно вставить; Идёт работа в паре.) -После выполнения задания, дети вывешивают свои карточки на доску. -А вот Иван-Царевич составил так: Слайд 16 3+х=9 х+5=9 х+7=9
Как вы думаете, правильно ли он сделал? (На этом этапе урока необходимо дать ребятам высказаться и объяснить свою точку зрения. Часть детей будет считать, что Иван-Царевич выполнил задание верно, т.к. получилось равенство. Другие ребята будут не согласны, т.к. непонятно одно слагаемое.) -Вам все здесь понятно? (есть неизвестное число)
Да, ребята, действительно, в этом равенстве есть неизвестное число. Иван -Царевич не знал, какое надо поставить число, поэтому написал «х». . Ребята, как же называется это равенство, как оно решается? Хотите узнать?
Слайд 17
(Физминутка для глаз)
- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. (5 раз).
1)Я за ногтем наблюдаю,
К носу ноготь приближаю.
Ноготь с носом повстречались,
А потом опять расстались.
-Чтобы помочь Иван-Царевичу давайте проведём математическое исследование.
VI. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: -определение средств (правило, модели, учебник) - построения плана достижения цели -Итак, мы с вами встретились с особым равенством. Сейчас, ребята вам придется потрудиться.(слайд с отгадкой темы урока) Проверим, как быстро и правильно вы умеете считать. Обратите внимание, что записано вместо ответов? (буквы). Слайд 18
9-8 = У
6-2 = В
5-3 = Р
8-5=А
5+4=Е
6+2=И
3 + 3= Е
7-2 = Н
4+ 3 = Н
Перед вами на партах лежат листочки с табличками. Слайд 19
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Запишите в таблицу ответы примеров в порядке возрастания. Если вы правильно найдете значение выражений, у вас получится слово. У кого получилось слово? Знакомо ли вам это слово?
Как же называется тема нашего урока? (уравнение) Какую цель поставим перед собой? (узнать, что такое уравнение и научиться их решать) Неизвестное число в математике принято обозначать буквами латинского алфавита и читается эта буква Х (икс), вешается карточка на доску. Если х поставить в окошечко, то получится равенство, так и сделал Иван-Царевич. Это равенство с иксом называется уравнением.
VII. Реализация построенного проекта. Цель: реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
Нам бы помочь Ивану-Царевичу решить уравнения.
Но как же мы их будем решать?
Обратимся к нашим учебникам - волшебным книгам, в которых может быть найдём заклинание: как победить Змея Горыныча. (Кто нашел заклинание?)
(Слайд 20 правило). (Учащиеся вслух читают правило в учебнике, а затем выполняют №1,стр.20 слайд 21) -Что нужно сделать в этом задании? (надо подобрать предметы в мешок так, чтобы получилось равенство) -Как называются такие равенства? (уравнения)
Слайд 22 (№5 (1) обратить внимание как оформляется решение уравнения). Что является частью, а что целым? Как найти часть? Трудно было решать?
Слайд 23 А теперь давайте поможем Иван -Царевичу решить его уравнения, где вместо окошечек он поставил икс.
Что нам нужно знать, чтобы правильно решить уравнения? (заклинание. А как мы называем в математике такие заклинания? правило: чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.) Назовите части.(3+х=9) Назовите целое.
3+х=9 х +5=9 х +7=9 Кто самый смелый, хочет решить уравнение у доски и помочь спасти Василису Прекрасную. Дети решают по одному уравнению у доски. А теперь попробуйте сами решить уравнение, работая в паре. Х+7=9 (после этого вывешивают свою работу на доску и проверяется правильность решения) Какое правило нам помогло решать уравнения? (чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.)
-Удобно так искать неизвестное число?
(Физминутка для пальчиков)
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
VIII. Закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Слайд 24 - Все задания Змея Горыныча мы с вами выполнили и победили его. И путь в царство Кощея свободен. Осталось через речку перебраться. -В виде какой геометрической фигуры можно изобразить речку? (Кривая линия) -Как называется самая маленькая геометрическая фигура? (Точка) -Отметьте у себя на листочках красным карандашом точку. Нарисуйте зелёным карандашом замкнутую кривую линию, так чтобы точка была внутри неё. А синим цветом проведите через эту точку прямую линию. Как сделать из прямой отрезок? Вот и получился у нас мостик. - Поможем Ивану-Царевичу пройти по мосту.
Физкультминутка.
Топнем правою ногой,
Топнем левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Перешли мы мост с тобой! Слайд 25 - Перешёл Иван через мост. Да не тут-то было. На другом берегу поджидает его Баба-Яга со своими ловушками. (Тренажер по решению уравнений.) Слайд 26 - И вот, наконец-то, на огромной высокой горе он увидел замок Кощея. А ключ от замка в ваших тетрадях (выполняют задания в тетрадях №5 (б,стр.21) Слайд 27,28 - Какое правило будем применять при решении этого уравнения? ( чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.)
Слайд 29 -Ну, вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана-Царевича такими словами: «Раз ты смог до меня добраться, выполни мое задание, и Василиса твоя! Догадайся, где она. Слайд 30. У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне и не в третьей. (во второй). Кто догадался, в какой башне Василиса Прекрасная. Помогите Ивану-Царевичу. Слайд 31 (Василиса и Иван)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Слайд 32.
Девиз: Вот и все! Напоследок только оглянусь назад. Какую цель перед собой ставили.
-Узнать что-то новое?
-Что нового узнали? (что такое уравнение )
Достигли своей цели? Докажите. Что такое уравнение? (это равенство с неизвестным числом) А что значит решить уравнения? (Решить уравнение - значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным»).
Чтобы его решить надо знать правило: (чтобы найти неизвестную часть, надо из целого вычесть известную часть.)
Вспомним какой девиз был у вас в начале урока? "Если не лениться, можно многого добиться". Кто сегодня не ленился? («Мне было трудно работать, я еще не все поняла, но у меня все получится )
Какое "открытие" сделали? (научились решать уравнения и теперь можем научить других). IX. Творческое задание. Слайд 33 - Молодцы, ребята! Сколько добрых дел мы с вами сделали, спасая Василису и помогая Ивану - Царевичу. Стали они жить долго и счастливо. Я очень благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям, которые помогли вам сегодня вновь совершить новое открытие в математике. Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. На следующем уроке мы с вами опять продолжим тренироваться решать уравнения. Я уверена, все у вас получится!
Слайд 34. - У вас на партах лежат листочки. Решите примеры и соедините точки в порядке возрастания. Какая фигура у вас получилась? До какого предмета её можно дорисовать? Представьте себя в роли художников, дизайнеров, архитекторов и достройте дом для Ивана - Царевича и Василисы Прекрасной с садом, цветами, озером, чтобы им было там уютно жить. Это задание вы выполните дома.
А какое у вас настроение в конце урока? Покажите карандаш, цвет которого соответствует вашему настроению. А почему у вас такое настроение? (потому что я сегодня сделала новое открытие для себя узнала как решаются уравнения и т.д.) А что означает цвет твоего карандаша? (теплый цвет)
Планируемый результат: Предметные: Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
(Регулятивные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
(Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Познавательные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
9