- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (Школа 2100)
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (Школа 2100)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шаныгина Е.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Рассмотрена Утверждаю На заседании МО Директор школы № 4 протокол № Приказ № от «___» ___________ 2014 г. от «___» ___________ 2014 г.
Рабочая программа
по «Литературному чтению» для 2 класса
учитель начальных классов
Шаныгина Е.В.
Переславль-Залесский
2013 г.
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «Изменения, которые вносят в федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, утвержденный министерством образования науки РФ от 6 октября 2009 года № 373», приказа Министерства образования и науки РФ №889 от 30 августа 2010 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г. №1341, обеспечена УМК для 2 класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Основное содержание тем рабочей программы соответствует содержанию авторской программы.
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса; 3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: 4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова; 6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях. Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс - «Капельки солнца»; 2-й класс - «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс - «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс - «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся. В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем. Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. «Сквозные герои» учебника - второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий - знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе - это игра-путешествие. Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю лишком большими, дети могут учить одно из 2-3 стихотворений по собственному выбору. На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается во 2 классе четыре часа в неделю, 136 ч. в год.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к при- роде - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Взаимосвязь результатов освоения предмета можно системно представить в виде схемы.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения: - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития - формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; - понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части; - выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст; - составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя; - относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; - находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; - относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
VI. Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения. 3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности. 4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика. 6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Круг детского чтения
2-й класс
«Там, на неведомых дорожках...» Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки. Сказочные человечки Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои. Сказочные богатыри Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов. «Сказка мудростью богата...» Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева. «Сказка - ложь, да в ней намёк...» Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки. «Самое обыкновенное чудо» Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.
2. Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения - чтение целыми словами; 2) правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения; 3) скорость чтения - установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст; 4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3. Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия. Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте. Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением. Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части. Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений
(что почувствовали, о чём захотелось подумать). Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами. Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
5. Литературоведческая пропедевтика
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка. Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).
Тема и основная мысль произведения. Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.). Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).
6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи
- подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения; - выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое; - устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста; - составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану. Развитие умения писать работы по итогам чтения - сочинения-миниатюры о сказочных героях. Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста. Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по литературному чтению
(программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» - овладение функциональной гра- мотностью; - овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста; - овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи - определение своего эмоционально- оценочного отноше- ния к прочитанному, развитие умения объяснять это отно- шение - приобщение к литературе как к искусству слова; - приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях
• осознанно, правильно, вырази- тельно читать целыми словами;
• понимать смысл заглавия произ- ведения; выбирать наиболее подхо- дящее заглавие из данных; само- стоятельно озаглавливать текст; • делить текст на части, озаглав- ливать части;
• выбирать наиболее точную фор- мулировку главной мысли из ряда данных;
• подробно и выборочно переска- зывать текст;
• составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану • размышлять о характере и поступках героя; • высказывать своё отношение к прочи- танному (что почув- ствовал, о чём захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чём думал, что чувствовал автор); • относить произведение к одному из жанров:сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
VII. Тематическое планирование
и основные виды деятельности учащихся
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литературного чтения во 2-м классе по учебнику «Маленькая дверь в большой мир»
*(136 часов - 4 часа в неделю)
№
п/п
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
Кол. часов
Дата
Коррек.
Характеристика деятельности учащихся
Раздел I. «Там, на неведомых дорожках...» (23 ч)
Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенно- сти прослушанного художе- ственного произведения (опре- делять жанр - рассказ, сти- хотворение, сказка народная, авторская; загадка, послови- ца, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное зада- ние, выбирать последователь- ность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Чтение Читать вслух целыми слова- ми осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.
1
Вводный урок. Знакомство с новым учебником. Б. Заходер. «Моя Вообразилия», Выразительное чтение.
1
2
Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом. Структура книги. ИКТ, презентация
1
3
Введение в раздел «Там, на неведомых дорожках...». Б. Заходер «Сказочка». Анализ стихотворения.
1
4
Русские народные сказки. Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». ИКТ, презентация. Аудирование (слушание).
1
5
Народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Признаки сказки как жанра.
Герои положительные и отрицательные.
1
6
Особенности народной сказки: зачин, повторы, особые слова и выражения, эпитеты, речь героев, концовка.
1
7
П. Ершов «Конёк-Горбунок». Чтение и анализ сказки. ИКТ, презентация.
1
8
П. Ершов «Конёк-Горбунок». Особенности сказочного мира. Чтение отрывков 2 части с комментированием. ИКТ, видеоролик.
1
9
П. Ершов «Конёк-Горбунок». Приметы волшебной сказки. Наблюдение над особенностями языка сказки.
1
10
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение и анализ произведения.
1
11
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев сказки. ИКТ, презентация.
1
12
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение народной и авторской сказки.
1
13
Авторская сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович». ИКТ, видеоролик.
Чтение и анализ произведения.
1
14
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнительная характеристика героев.
1
15
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сопоставление сказки авторской В. Одоевского с народной сказкой «Морозко».
1
16
П. Бажов «Серебряное Копытце» (сказ). Аудирование. Анализ произведения .
1
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.
Участвовать в ведении учите- лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Объяснять выбор автором заглавия произведения; выби- рать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоя- тельно озаглавливать текст.
Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.
Пересказывать текст подроб- но и выборочно. Характеризовать книгу: ана- лизировать обложку, титуль- ный лист, оглавление, иллю- страции.
Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов.
Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соот- ветствии с правилами речевого общения.
Формулировать вопроситель- ные предложения. Конструировать монологиче- ское высказывание: состав- лять рассказ о герое прочитан- ного произведения по плану.
Творческая деятельность Инсценировать художествен- ного произведение (его фраг- менты): читать по ролям, уча- ствовать в драматизации.
Иллюстрировать художе- ственное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку.
17
П. Бажов «Серебряное Копытце». ИКТ, видеоролик. Сравнение сказа и сказки.
1
18
Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса». Чтение и анализ 1-3 частей сказки.
1
19
Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса». Чтение и анализ 4-8 частей. Составление плана сказки.
1
20
Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса». Наблюдение над жанровыми особенностями сказки. ИКТ, презентация.
1
21
Скороговорки. Особенности жанра. Наблюдение над ролью скороговорок в текстах других жанров. ИКТ, презентация.
1
22
Обобщение по разделу «Там, на неведомых дорожках...». Проверочная работа.
1
23
Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок. Особенности волшебной сказки ИКТ, кроссворд.
1
Раздел II. «Сказочные человечки» (27 ч)
24
Введение в раздел «Сказочные человечки». Голландская народная песенка «Морская прогулка». Выразительное чтение.
1
25
Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть. Чтение и анализ.
1
26
Т. Янссон «Шляпа Волшебника». 2-я часть.
Устный рассказ о семье Муми-троля. ИКТ,презентация.
презентация.
1
27
Т. Янссон «Шляпа Волшебника» 3-4-я части. Сказочная повесть. Пересказ по плану.
1
28
Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Устный рассказ о героях сказки. ИКТ, презентация.
1
29
Дж.Р.Р.Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» ч.1 и 2
Чтение и анализ.
1
30
Дж.Р.Р.Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» ч. 3 и 4. Комментированное чтение .ИКТ, презентация.
1
31
Дж.Р.Р.Толкин «Хоббит глава «Пауки и мухи». ». 5-6-я части. Выборочное чтение.
1
32
Дж.Р.Р.Толкин «Хоббит».глава «Пауки и мухи» ». 7-8-я части . Устный рассказ о хоббите Бильбо.
1
33
Авторская сказочная повесть Дж. Р.Р. Толкина «Хоббит». Авторские вставки в текст, особенности изображения героев.
1
34
А. Милн «Винни-Пух», глава 3. Чтение и анализ произведения. ИКТ, видеоролик.
1
35
А. Милн «Винни-Пух», глава 3. Сравнительная характеристика героев.. ИКТ, презентация.
1
36
А. Милн «Винни-Пух», глава 3. Устный рассказ о Винни-Пухе. ИКТ, видеоролик.
1
37
Борис Заходер «Песенки сказочных человечков». Выразительное чтение. ИКТ,презентация, видеоролик..
1
38
А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино». Чтение и анализ текста.
1
39
А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно». Чтение по ролям.
1
40
А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Характеристика героев. Беседа об идее сказки.
1
41
Повесть-сказка А. Толстого «Приключения Буратино». ИКТ, видеоролик. Особенности сказочной повести. ИКТ, видеоролик.
1
42
Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Составление рассказа о семье Чиполлино. ИКТ, презентация.
1
43
Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Составление
характеристики Чиполлино. ИКТ, видеоролик.
1
44
Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Озаглавливание частей текста. ИКТ, презентация, кроссворд.
1
45
Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
Части 1-2. Комментированное чтение.
1
46
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...» Часть 3-я Характеристика героев. ИКТ, видеоролик.
1
47
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон...».
Чтение по ролям .Часть 4-я.
1
48
Обобщение по разделу «Сказочные человечки». Проверочная работа .
1
49
Сочинение-рассказ о сказочном человечке.
1
50
Внеклассное чтение. Любимые герои - сказочные человечки (по книгам Т.Янссон, А. Линдгрен, А. Толстого…).
1
Раздел III. «Сказочные богатыри» (13 ч)
51
Введение в раздел «Сказочные богатыри». Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Аудирование, анализ произведения.
1
52
Былина как фольклорный жанр. Чтение и анализ авторского текста. ИКТ, презентация.
1
53
Богатырская «Сказка про Илью Муромца». Беседа о жанровых особенностях богатырской сказки.
1
54
«Сказка про Илью Муромца». Характеристика главного героя. ИКТ, презентация.
1
55
Былина «Илья Муромец и Святогор» (отрывок). Комментированное чтение. Понятие гипербола. Характеристика Святогора.
1
56
Сравнение богатырской сказки и былины. Выборочное чтение.
1
57
Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв». Чтение и анализ сказки. ИКТ, презентация.
1
58
Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв». Характеристика главного героя.
1
59
Дагестанская сказка «Богатырь Назнай». Комментированное чтение.
1
60
Дагестанская сказка «Богатырь Назнай». Озаглавливание частей сказки.
1
61
Н. Матвеева «Пираты». Выразительное чтение. ИКТ, презентация, кроссворд.
1
62
Повторение по разделу «Сказочные богатыри». Проверочная работа.
1
63
Внеклассное чтение. «Преданья старины глубокой» (былины о русских богатырях).
1
Раздел IV. «Сказка мудростью богата» (23 ч)
64
Введение в раздел «Сказка мудростью богата». Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?» Выразительное чтение.
1
65
Татарская сказка «Мудрый старик». Выборочное чтение.
1
66
Татарская сказка «Мудрый старик». Особенности бытовой сказки. Составление плана.
1
67
Татарская сказка «Мудрый старик». Пересказ по плану.
1
68
Киргизская сказка «Мудрая девушка». Чтение и анализ сказки.
1
69
Киргизская сказка «Мудрая девушка». Работа над характеристикой героев сказки.
1
70
Русская сказка о «Мудрая дева». ИКТ, презентация. Чтение по ролям.
1
71
Русская сказка «Мудрая дева». Составление характеристика героя
1
72
Сопоставление русской, татарской и киргизской сказки. ИКТ, презентация. Выборочное чтение
1
73
Долганская сказка «Как появились разные народы». Комментированное чтение
1
74
Герои долганской сказки «Как появились разные народы». ИКТ, презентация. Подробный пересказ
1
75
Корейская сказка «Честный мальчик». ИКТ, презентация.
Деление сказки на части по готовому плану.
1
76
Японская сказка «Добрый крестьянин». Инсценирование сказки
1
77
Сатирическая японская сказка «Ивовый росток». Пересказ по составленному плану
1
78
Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка». ИКТ, презентация. Чтение и анализ сказки
1
79
И. Франко «Сказка о глупости». ИКТ, презентация. Деление сказки на части.
1
80
И. Франко «Сказка о глупости». Сравнительная характеристика героев
1
81
Русские народные пословицы и поговорки. Особенности жанра. Деление пословиц на группы по смыслу.
1
82
Русские народные загадки. ИКТ, флипчарт. Особенности языка загадок. Структура загадок.
1
83
Творческая работа. Сочинение загадок
1
84
Обобщающий урок по разделу «Сказка мудростью богата» Проверочная работа по разделу
1
85
Колыбельные песни. ИКТ, флипчарт. Особенности жанра. Выразительное чтение
1
86
Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки? ИКТ, презентация. Выборочный пересказ
1
Раздел V. «Сказка - ложь, да в ней намек...» (26 ч)
87
Введение в раздел «Сказка - ложь, да в ней намек...». Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...». Комментированное чтение
1
88
Английская народная песенка «Кораблик». ИКТ, презентация. Выразительное чтение
1
89
Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц». Сравнение сказок
1
90
Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки». Составление плана сказки
1
91
Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки». Наблюдение над языком сказки.
1
92
Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы». Составление плана сказки
1
93
Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы». Сравнительная характеристика героев
1
94
Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») 1-2 части. Анализ сказки
1
95
Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну». Выборочное чтение
1
96
Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну». Озаглавливание частей
1
97
Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну». Составление рассказа о герое.
1
98
Любимые герои сказок. ИКТ, игровые анимационные задания. Составление простого плана
1
99
Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул». Анализ сказок
1
100
Латышская сказка «Как петух лису обманул». Творческий пересказ
1
101
Современные сказки о животных. Александр Курляндский «Ну, погоди!». Характеристика сказочных персонажей
1
102
Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Пересказ по картинному плану.
1
103
Генрих Сапгир «Песня». ИКТ, презентация. Выразительное чтение
1
104
Генрих Сапгир «Песня». Л. Квитко «Смелые воробьи». Выразительное чтение
1
105
Разные стихи о животных. (Л. Квитко «Весёлый жук». Ю. Мориц «Резиновый ёжик»). ИКТ, аудиозапись. Диалог с автором
1
106
Авторские считалки. Вадим Левин «Кошкина считалка», «Мышкина считалка». ИКТ, флипчарт. Особенности жанра
1
107
Авторские считалки. И.Демьянов «Считалки», М. Бородицкая «Щи-талочка». Выразительное чтение
1
108
Борис Заходер «Считалия». ИКТ, презентация. Комментированное чтение
1
109
Творческая работа. Сочинение считалки. ИКТ, презентация
1
110
Обощение по разделу V. Колыбельные русских поэтов. Выразительное чтение ИКТ, презентация.
1
111
Проверочная работа по разделу «Сказка - ложь, да в ней намек...»
1
112
Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки. Конкурс чтецов. ИКТ, кроссворд.
1
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» (24 ч)
113
Введение в раздел «Самое обыкновенное чудо». Г. Горбовский «Розовый слон». Выразительное чтение. ИКТ, презентация.
1
114
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-я часть) Диалог с автором. ИКТ, презентация.
1
115
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (2-я часть). Комментированное чтение
1
116
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (3-4-я части). Составление характеристики героя
1
117
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (5-6-я части). Выборочное чтение. ИКТ, презентация.
1
118
Джанни Родари «Солнце и туча». Характеристика главных персонажей. ИКТ, презентация.
1
119
Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В. Орлов «Я рисую море». Пересказ сказки по ключевым словам
1
120
Валентин Берестов «Честное гусеничное» Деление сказки на части. ИКТ, презентация.
1
121
Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка». Словесное рисование
1
122
В. Хмельницкий «Гора». «Снег и скрипка», «Про чудака лягушонка» Выразительное чтение. ИКТ, презентация.
1
123
Музыкальные сказки Г. Цыферова «Град», «Про чудака лягушонка» .Творческий пересказ. ИКТ, видеоролик
1
124
Б. Сергуненков. Сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик». Составление плана
1
125
Б. Сергуненков «Кот белый - кот чёрный». Анализ произведения. ИКТ, презентация.
1
126
Внеклассное чтение. Сказки-миниатюры. Инсценирование сказок. ИКТ, презентация.
1
127
Комплексная диагностическая работа
1
128
Сказки-игры Дж. Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки». Чтение по ролям
1
129
Весёлые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева. Выразительное чтение ИКТ, презентация.
1
130
Весёлые стихи. М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!»). Выразительное чтение
1
131
Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце». Комментированное чтение
1
132
Обобщение по разделу «Самое обыкновенное чудо». Проверочная работа
1
133
Урок-отчёт «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир». ИКТ, презентация, кроссворд
1
134
Урок-викторина «В мире много сказок». ИКТ, игровые анимированные игровые задания
1
135
Проверка техники чтения. ИКТ, игровые анимированные задания.
1
136
Урок-отчёт по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки». ИКТ, кроссворд
1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Литературное чтение»
Для мультимедийных демонстраций:
- компьютер,
- интерактивная доска,
-
мультимедийный проектор,
- принтер,
- сканер,
-
ксерокс,
- колонки,
- DVD-проигрыватель,
- документ-камера.
Мультимедийные и наглядные пособия:
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, портреты писателей);
- DVD диск «Уроки Кирилла и Мефодия. 2 класс». (Анимированные интерактивные игровые упражнения);
- мультимедийные презентации;
- мультфильмы и видеофильмы;
- аудиозаписи.
10