Урок математики по теме: Задача. Условие и требование

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Селихово

Автор: Расева Светлана Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Селихово

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Тип урока: Открытие нового знания



Технологическая карта изучения темы «Задача. Условие и требование»


Тема

Задача. Условие и требование

Цель

Знакомство с понятием «задача», со структурой задачи

Планируемый результат, формирование УУД

Предметные результаты:

- рассмотреть отличие задачи от математического рассказа;

- уметь различать структуру текстовой задачи; находить и выбирать способ решения;

- уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к изучению предмета;

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Познавательные УУД:

- формировать умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов; делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

- понимать задаваемые вопросы;

- уметь выражать свою точку зрения;

- адекватно воспринимать другое мнение и позицию

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- формировать умение слушать и вступать в диалог.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- А.Л.Чекин. Математика. Учебник для 1 класса. Ч.2. с. 32-33

- О.А Захарова. Математика в вопросах и заданиях. Тетрадь для самостоятельных работ №2. С.50

- презентация

- карточки-рисунки (прямоугольники и треугольник) для групповой работы

- дощечки для написания маркером

- солнышко и тучка для самооценки.

Методы и приёмы

подводящий к теме диалог; фронтальная работа; работа в группах; самостоятельная работа; чтение математических текстов


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методический комментарий

1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

- Доброе утро, дорогие ребята, рада видеть вас сегодня на нашем уроке.

Прежде, чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Пожелайте друг другу удачи.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас

Математика сейчас.

Настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД:

уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Личностные УУД: мотивировка на достижение цели

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

(Слайд 2)

Готовясь к уроку, я нашла поговорку:

«Повторять да учить - ум точить»

- Ребята, я задумалась над этим выражением, а как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

- А вы любите открывать новые знания? (ОНЗ)

А как мы открываем новые знания?

- Что мы будем делать? (Повторим, обобщим, встретив затруднение, остановимся, подумаем, чего не знаем).

- С чего начинаем урок? (с повторения)

(Слайд 3)

Ребята, к нам в гости пришли Маша и Миша. Они для вас приготовили различные задания. Давайте посмотрим первое.

Устный счёт.

Для начала, как всегда, нужна гимнастика ума.

- Покажем, как мы умеем считать? (Да)

1. Маша задумала число, добавила к нему 2 и получила число 5. Какое число задумала Маша?

(Ответы детей: 3)

- Как вы рассуждали?

(Слайд 4)

2. Второе задание, которое приготовили Маша и Миша называется «Собери лимоны».

Задание: соберите лимоны в корзину, но только те, выражение которых равны «6».

(Слайд 5)

3. И еще одно задание от Миши. Он вам предлагает сыграть в игру «Кто быстрее».

Работа с дощечкой.

4+2= 6 6 - 4 = 2

5+3 =8 7 - 2 = 5

-Молодцы!

(Слайд 6)

- Давайте обобщим, что мы уже знаем и умеем делать?

(- Мы знаем математические знаки +, -, <, >.

- Мы выучили все числа и научились их писать.

- Мы изучили состав чисел.

-Умеем выполнять математические действия с числами).

- Что же здесь делает знак вопроса? Чего мы не умеем? (Не умеем решать задачи).

Ученики отвечают на вопросы



Ученики выполняют задания героев Маши и Миши

Ответы детей

Дети выполняют задание: выбирают выражения, которые равны «6».

Дети пишут маркером на дощечке и показывают ответ.

Ученики работают с таблицей.


Ученики отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли с достаточной полнотой и точностью в устной форме.


Регулятивные УУД: умение выполнять математические действия.




Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

3. Постановка учебной задачи.

- А почему мы не умеем решать задачи?

- А вы знаете, что такое задача? (Нет)

- Какие мысли приходят вам в голову?

(текст, числа, вопрос)

(Слайд 7)

Послушайте два математических рассказа и сравните их:

Сколько всего лягушат было на болоте?

На болоте прыгали 5 лягушат. К ним прискакали ещё 2 лягушонка.

На болоте прыгали 5 лягушат. К ним прискакали ещё 2 лягушонка. Сколько всего лягушат было на болоте?

- Какой рассказ будет являться задачей?

Дети высказывают предположения.

Сравнивают математические рассказы, пытаются выяснить, какой из них является ЗАДАЧЕЙ.

(Ответы детей).

Познавательные УУД:

Умение проводить сравнение

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

- Почему мы не можем ответить на вопрос? Почему возникло затруднение?

( Не знаем что такое задача).

- Какова же цель урока? (Узнать, что такое задача. Чем задача отличается от обычного рассказа).

- Какова же тема урока сегодня? (Задача).

Итак, мы сегодня открываем новые знания.

Ребята, а как мы будем устранять затруднение?

- Наметим план действия:

1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

- Кто наши главные помощники?

(Свой опыт, учебник, учитель)

- Посмотрите ещё раз на рассказы, чем же они отличаются? (есть вопрос).

- Математический рассказ, в котором есть вопрос, мы будем называть задачей.

(На доске появляется карточка ЗАДАЧА)

- Вспомним, о чем говорится в задаче?

(о лягушатах)

- Что нам известно? ( На болоте играли 3 лягушонка) - Что ещё нам известно? (К ним прискакали ещё 2 лягушонка).

- Это УСЛОВИЕ задачи (появляется карточка УСЛОВИЕ)

-Что же в задаче требуется узнать? (Сколько всего лягушат?)

- Это ТРЕБОВАНИЕ задачи, без требования не может быть задачи (появляется карточка ТРЕБОВАНИЕ)

- Так из каких частей состоит задача? Кто был внимательным и может повторить? (Ответы детей)

- Что такое условие задачи? (Это то, что нам известно)

- Что обязательно должно быть в задаче? В задаче должно быть … (требование)

- Что такое требование задачи? (Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать)

(Слайд 8)

- Так какой же рассказ (первый или второй) будет являться ЗАДАЧЕЙ?

- Вы свои затруднения сняли? Узнали, что такое задача? (Да)

- Мы уже можем идти домой? (нет)

- А что ещё нужно сделать? (Закрепить)

Ученики определяют цель урока и называют тему урока.


Ученики составляют план действия выхода из затруднительной ситуации.


.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.



Дети приходят к выводу, что второй текст является задачей.

Ответы детей

Регулятивные УУД:

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Определять тему самостоятельно или с помощью учебника.


Познавательные УУД:

умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

Умение оформлять мысли в устной и письменной форме.


Физ.минутка «Танец лягушат»

Ребята, мы очень хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем и исполним танец «Танец лягушат».

Выполнение танцевальных движений под музыку

Личностные УУД:

осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья.

5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Переходим к этапу закрепления. Работать будем в группах.

Ребята, давайте вспомним

Правила работы в группе.

(- В группе должен быть ответственный;

- Работать должен каждый на общий результат;

- Один говорит, другие слушают;

- Своё несогласие высказывай вежливо;

- Если не понял, переспроси).

Давайте, ребята, обратимся к нашему главному помощнику - учебнику.

Откройте учебник на стр. 33, приклейте закладку. Какие знаки - помощники вы видите?

(Слайд 9)

Задание № 2 (На экране текст задачи из учебника)

- Сравни два текста. Какой из них является задачей? Докажите свое предположение.

(Слайд 10-11)

Задание №3 (На экране)

- К данным УСЛОВИЯМ придумай ТРЕБОВАНИЯ

  • На одном берегу реки было 7 домов, а на другом -6.
  • В классе было 10 учеников, а потом пришли ещё 2.
  • В одной вазе лежало 6 яблок, в другой - 2, а в третьей - 4.
  • Зерно вывозили 9 машин, а потом 1 машина сломалась.

(Слайд 12)

Задание №4 (На экране)

- К данным требованиям придумай условие, чтобы получились задачи. (Сколько всего коров было в стаде? Сколько ромашек осталось в вазе для цветов? Найди число комбайнов, работающих в поле. Требуется узнать, сколько мешков картошки собрали за день?)

Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.

- Давайте ещё раз вспомним составные части задачи:

Условие

Требование

Если отсутствует требование или условие, текст не является задачей.

(Слайд 13)

Ребята, обратите внимание на экран.

Перед вами задача. Прочитайте её. Найдите условие и требование.

У вас на партах лежат геометрические фигуры: прямоугольники и треугольник. Вам нужно построить дом, а чтобы всё получилось, вам надо правильно найти УСЛОВИЕ и ТРЕБОВАНИЕ задачи.

Дом начинаем строить с фундамента.

ЗАДАЧАА(Слайд 14)

Требование

Условие

Поблагодарите группу за работу.

Дети проговаривают правила работы в группе


Ученики открывают учебник, объясняют значение знаков-помощников «Подумай» и «Расскажи».

Дети сравнивают тексты, отвечают на вопросы, доказывают свое мнение.

Дети работают в группах, придумывают к условиям требования.

Отчет группы у доски.


Работают в группах: придумывают к требованиям условия.

Отчет группы у доски.


Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.

Дети читают задачу на экране.

Работа в группах: ученики работают с раздаточным материалом (у каждой группы раздаточный материал: геометрические фигуры: прямоугольники и треугольник. Дети строят дом из фигур.

Дети благодарят друг друга за работу.

Коммуникативные УУД:

Уметь работать в группе, выражать свою точку зрения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

Формируются умения ориентироваться в учебнике.

Познавательные УУД:

Умение проводить сравнение.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

А сейчас ребята, работаем в тетради на печатной основе. Откроем страницу 50, переклеим закладку.

Задание № 1 (Т-2, с. 50)

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём ошибки?

- В чём причина ошибок?

Работают самостоятельно.

Дети подходят к столу учителя и сравнивают выполненное задание с образцом.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

Умение следовать инструкции.

Познавательные УУД:

Умение выполнять задание на основе использования математических законов

7. Рефлексия учебной деятельности

(Слайд 15)

Итак, ребята, сегодня на уроке

Я узнал (а)…

Мне понравилось…

Было трудно… На столах у вас лежат солнышко и тучка. Я попрошу вас, чтобы вы прикрепили на доске: солнышко, если на уроке вам было интересно, или тучку, если на уроке вам было скучно.

Высказывания детей и оценка своей работы.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

При составлении конспекта были использованы ресурсы Интернет.

© 2010-2022