- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики по теме: Задача. Условие и требование
Урок математики по теме: Задача. Условие и требование
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Расева С.И. |
Дата | 17.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Селихово
Автор: Расева Светлана Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Селихово
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тип урока: Открытие нового знания
Технологическая карта изучения темы «Задача. Условие и требование»
Тема
Задача. Условие и требование
Цель
Знакомство с понятием «задача», со структурой задачи
Планируемый результат, формирование УУД
Предметные результаты:
- рассмотреть отличие задачи от математического рассказа;
- уметь различать структуру текстовой задачи; находить и выбирать способ решения;
- уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к изучению предмета;
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- формировать умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Познавательные УУД:
- формировать умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов; делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе группами;
- понимать задаваемые вопросы;
- уметь выражать свою точку зрения;
- адекватно воспринимать другое мнение и позицию
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- формировать умение слушать и вступать в диалог.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- А.Л.Чекин. Математика. Учебник для 1 класса. Ч.2. с. 32-33
- О.А Захарова. Математика в вопросах и заданиях. Тетрадь для самостоятельных работ №2. С.50
- презентация
- карточки-рисунки (прямоугольники и треугольник) для групповой работы
- дощечки для написания маркером
- солнышко и тучка для самооценки.
Методы и приёмы
подводящий к теме диалог; фронтальная работа; работа в группах; самостоятельная работа; чтение математических текстов
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методический комментарий
1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)
- Доброе утро, дорогие ребята, рада видеть вас сегодня на нашем уроке.
Прежде, чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Пожелайте друг другу удачи.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас
Математика сейчас.
Настраиваются на работу.
Коммуникативные УУД:
уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Личностные УУД: мотивировка на достижение цели
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.
(Слайд 2)
Готовясь к уроку, я нашла поговорку:
«Повторять да учить - ум точить»
- Ребята, я задумалась над этим выражением, а как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
- А вы любите открывать новые знания? (ОНЗ)
А как мы открываем новые знания?
- Что мы будем делать? (Повторим, обобщим, встретив затруднение, остановимся, подумаем, чего не знаем).
- С чего начинаем урок? (с повторения)
(Слайд 3)
Ребята, к нам в гости пришли Маша и Миша. Они для вас приготовили различные задания. Давайте посмотрим первое.
Устный счёт.
Для начала, как всегда, нужна гимнастика ума.
- Покажем, как мы умеем считать? (Да)
1. Маша задумала число, добавила к нему 2 и получила число 5. Какое число задумала Маша?
(Ответы детей: 3)
- Как вы рассуждали?
(Слайд 4)
2. Второе задание, которое приготовили Маша и Миша называется «Собери лимоны».
Задание: соберите лимоны в корзину, но только те, выражение которых равны «6».
(Слайд 5)
3. И еще одно задание от Миши. Он вам предлагает сыграть в игру «Кто быстрее».
Работа с дощечкой.
4+2= 6 6 - 4 = 2
5+3 =8 7 - 2 = 5
-Молодцы!
(Слайд 6)
- Давайте обобщим, что мы уже знаем и умеем делать?
(- Мы знаем математические знаки +, -, <, >.
- Мы выучили все числа и научились их писать.
- Мы изучили состав чисел.
-Умеем выполнять математические действия с числами).
- Что же здесь делает знак вопроса? Чего мы не умеем? (Не умеем решать задачи).
Ученики отвечают на вопросы
Ученики выполняют задания героев Маши и Миши
Ответы детей
Дети выполняют задание: выбирают выражения, которые равны «6».
Дети пишут маркером на дощечке и показывают ответ.
Ученики работают с таблицей.
Ученики отвечают на вопросы учителя
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли с достаточной полнотой и точностью в устной форме.
Регулятивные УУД: умение выполнять математические действия.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
3. Постановка учебной задачи.
- А почему мы не умеем решать задачи?
- А вы знаете, что такое задача? (Нет)
- Какие мысли приходят вам в голову?
(текст, числа, вопрос)
(Слайд 7)
Послушайте два математических рассказа и сравните их:
Сколько всего лягушат было на болоте?
На болоте прыгали 5 лягушат. К ним прискакали ещё 2 лягушонка.
На болоте прыгали 5 лягушат. К ним прискакали ещё 2 лягушонка. Сколько всего лягушат было на болоте?
- Какой рассказ будет являться задачей?
Дети высказывают предположения.
Сравнивают математические рассказы, пытаются выяснить, какой из них является ЗАДАЧЕЙ.
(Ответы детей).
Познавательные УУД:
Умение проводить сравнение
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)
- Почему мы не можем ответить на вопрос? Почему возникло затруднение?
( Не знаем что такое задача).
- Какова же цель урока? (Узнать, что такое задача. Чем задача отличается от обычного рассказа).
- Какова же тема урока сегодня? (Задача).
Итак, мы сегодня открываем новые знания.
Ребята, а как мы будем устранять затруднение?
- Наметим план действия:
1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача.
2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
- Кто наши главные помощники?
(Свой опыт, учебник, учитель)
- Посмотрите ещё раз на рассказы, чем же они отличаются? (есть вопрос).
- Математический рассказ, в котором есть вопрос, мы будем называть задачей.
(На доске появляется карточка ЗАДАЧА)
- Вспомним, о чем говорится в задаче?
(о лягушатах)
- Что нам известно? ( На болоте играли 3 лягушонка) - Что ещё нам известно? (К ним прискакали ещё 2 лягушонка).
- Это УСЛОВИЕ задачи (появляется карточка УСЛОВИЕ)
-Что же в задаче требуется узнать? (Сколько всего лягушат?)
- Это ТРЕБОВАНИЕ задачи, без требования не может быть задачи (появляется карточка ТРЕБОВАНИЕ)
- Так из каких частей состоит задача? Кто был внимательным и может повторить? (Ответы детей)
- Что такое условие задачи? (Это то, что нам известно)
- Что обязательно должно быть в задаче? В задаче должно быть … (требование)
- Что такое требование задачи? (Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать)
(Слайд 8)
- Так какой же рассказ (первый или второй) будет являться ЗАДАЧЕЙ?
- Вы свои затруднения сняли? Узнали, что такое задача? (Да)
- Мы уже можем идти домой? (нет)
- А что ещё нужно сделать? (Закрепить)
Ученики определяют цель урока и называют тему урока.
Ученики составляют план действия выхода из затруднительной ситуации.
.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Дети приходят к выводу, что второй текст является задачей.
Ответы детей
Регулятивные УУД:
Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Определять тему самостоятельно или с помощью учебника.
Познавательные УУД:
умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
Умение оформлять мысли в устной и письменной форме.
Физ.минутка «Танец лягушат»
Ребята, мы очень хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем и исполним танец «Танец лягушат».
Выполнение танцевальных движений под музыку
Личностные УУД:
осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья.
5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Переходим к этапу закрепления. Работать будем в группах.
Ребята, давайте вспомним
Правила работы в группе.
(- В группе должен быть ответственный;
- Работать должен каждый на общий результат;
- Один говорит, другие слушают;
- Своё несогласие высказывай вежливо;
- Если не понял, переспроси).
Давайте, ребята, обратимся к нашему главному помощнику - учебнику.
Откройте учебник на стр. 33, приклейте закладку. Какие знаки - помощники вы видите?
(Слайд 9)
Задание № 2 (На экране текст задачи из учебника)
- Сравни два текста. Какой из них является задачей? Докажите свое предположение.
(Слайд 10-11)
Задание №3 (На экране)
- К данным УСЛОВИЯМ придумай ТРЕБОВАНИЯ
- На одном берегу реки было 7 домов, а на другом -6.
- В классе было 10 учеников, а потом пришли ещё 2.
- В одной вазе лежало 6 яблок, в другой - 2, а в третьей - 4.
- Зерно вывозили 9 машин, а потом 1 машина сломалась.
(Слайд 12)
Задание №4 (На экране)
- К данным требованиям придумай условие, чтобы получились задачи. (Сколько всего коров было в стаде? Сколько ромашек осталось в вазе для цветов? Найди число комбайнов, работающих в поле. Требуется узнать, сколько мешков картошки собрали за день?)
Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.
- Давайте ещё раз вспомним составные части задачи:
Условие
Требование
Если отсутствует требование или условие, текст не является задачей.
(Слайд 13)
Ребята, обратите внимание на экран.
Перед вами задача. Прочитайте её. Найдите условие и требование.
У вас на партах лежат геометрические фигуры: прямоугольники и треугольник. Вам нужно построить дом, а чтобы всё получилось, вам надо правильно найти УСЛОВИЕ и ТРЕБОВАНИЕ задачи.
Дом начинаем строить с фундамента.
ЗАДАЧАА(Слайд 14)
Требование
Условие
Поблагодарите группу за работу.
Дети проговаривают правила работы в группе
Ученики открывают учебник, объясняют значение знаков-помощников «Подумай» и «Расскажи».
Дети сравнивают тексты, отвечают на вопросы, доказывают свое мнение.
Дети работают в группах, придумывают к условиям требования.
Отчет группы у доски.
Работают в группах: придумывают к требованиям условия.
Отчет группы у доски.
Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.
Дети читают задачу на экране.
Работа в группах: ученики работают с раздаточным материалом (у каждой группы раздаточный материал: геометрические фигуры: прямоугольники и треугольник. Дети строят дом из фигур.
Дети благодарят друг друга за работу.
Коммуникативные УУД:
Уметь работать в группе, выражать свою точку зрения.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД:
Формируются умения ориентироваться в учебнике.
Познавательные УУД:
Умение проводить сравнение.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.
А сейчас ребята, работаем в тетради на печатной основе. Откроем страницу 50, переклеим закладку.
Задание № 1 (Т-2, с. 50)
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В чём ошибки?
- В чём причина ошибок?
Работают самостоятельно.
Дети подходят к столу учителя и сравнивают выполненное задание с образцом.
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные УУД:
Умение следовать инструкции.
Познавательные УУД:
Умение выполнять задание на основе использования математических законов
7. Рефлексия учебной деятельности
(Слайд 15)
Итак, ребята, сегодня на уроке
Я узнал (а)…
Мне понравилось…
Было трудно… На столах у вас лежат солнышко и тучка. Я попрошу вас, чтобы вы прикрепили на доске: солнышко, если на уроке вам было интересно, или тучку, если на уроке вам было скучно.
Высказывания детей и оценка своей работы.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
При составлении конспекта были использованы ресурсы Интернет.