Программа Самопознание 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29


РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

Методический Совет Директор МБОУСОШ №29

С.К.Лазар ___________ ___________ М.Б.Светлова «______»_____2015 г. «______»__________ 2015 г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


САМОПОЗНАНИЕ

___________________________________________________________________

(наименование программы)

по внеурочной деятельности


Для объединения обучающихся 4 класса А,

мобильной группы 4 классов






Возраст учащихся 9-11 лет Количество часов в год 34


Педагог, реализующий программу

Казыбаева Жанна Чахметовна














СУРГУТ

2015 г.


РЕЦЕНЗИЯ


на дополнительную общеобразовательную программу внеурочной деятельности «Самопознание», руководитель Казыбаева Ж.Ч., учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 29 города Сургута. В основу программы положена идея развития духовно-нравственного развития детей. Поэтому содержание данной программы направлено на норм и правил здорового образа жизни. Программа реализуется во внеурочной деятельности через интеллектуальное объединение «Самопознание» и рассчитана на учащихся 9-11 лет, так как этот возраст является наиболее благоприятным периодом восприятия духовно- нравственного обучения. Сроки реализации программы - 1 год Представленная программа имеет целью развития и воспитания духовно- нравственного потенциала. Направленность программы- духовно-нравственное Автором успешно предпринята попытка создания программы по решению следующих задач: - во-первых, пропаганда духовно-нравственного образа жизни; - во-вторых, привитие интереса к самопознанию, саморазвитию; - в-третьих, формирование новых нравственных действий, расширение интеллекта, нравственности и применение их в жизненных ситуациях. Программа «Самопознание» соответствует требованиям, предъявляемым к разработке программ внеурочной деятельности. Содержит:

  1. Нормативную базу
  2. Паспорт программы
  3. Пояснительную записку
  4. Информационную справку
  5. Структуру организации занятий
  6. Учебно-тематическое планирование
  7. Календарно-тематическое планирование
  8. Список литературы
В программе выделена система педагогических средств, обеспечивающих реализацию целей деятельности педагога, работающего по данной программе. Автор пытается осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования. В программе выделены все структурные части, количество часов указано в учебно-тематическом плане. Программа соответствует основным требованиям, предъявленным к программам внеурочной деятельности. Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.

Рецензент___________________С.К. Лазар, заместитель директора по УВР








Нормативно-методическое обеспечение:

  • Федеральный уровень:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);

  • Письмо Минобразования России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

  • Региональный уровень:

  • постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 г. № 357- п «Стратегия действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2017 годы»;

  • постановление правительства ХМАО-Югры от 26.09.2013 № 378-П «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы»;

  • постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.01.2014 г. № 17-П «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 г. № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы;

  • «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года».

  • Муниципальный уровень:

  • постановление Администрации города от 16.05.2013 г. № 3171 «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в городе Сургуте»;

  • постановление Администрации города от 13.12.2013 г. № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2016 годы» (с изменениями от 30.04.2014 г. № 2896, от 20.06.2014 г. № 1721);

  • Регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей;

  • Информационно-методическое письмо Департамента образования Администрации г,Сургута от 29.05.2015 г. №2327/15 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в учреждениях, подведомственных департаменту образования Администрации города, в 2015-2016 учебном году»

  • Информационно-методическое письмо Департамента образования Администрации г,Сургута от 14.07.2015 г. №2490/15 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в учреждениях, подведомственных департаменту образования Администрации города, в 2015-2016 учебном году»

  • Положением о Внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №29

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название программы


Самопознание

Направленность программы

Духовно-нравственная

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу


Казыбаева Жанна Чахметовна

Год разработки


2015 г.

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа Внеурочной деятельности

Методический Совет Протокол №_____ от 31.08.2015 г.

Информация и наличии рецензии

Имеется

Цель


Введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.


Задачи


раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;

- присоединение семьи к школе;

- формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

- подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.


Ожидаемые результаты освоения программы - знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения; - перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность; - искреннее, без принуждения, участие во всех видах деятельности, - развитие личности учащихся; - заинтересованность детей и родителей жизнью класса и школы; -принятие детьми ценностей народной культуры - степень соответствия реального облика учащихся образцу выпускника 1-й ступени школы.


Срок реализации программы


1 год

Количество часов в неделю / год


1 час/34ч

Возраст учащихся


9-11 лет

Формы занятий


Работа в парах;

Работа в четверках;

Работа в микрогруппах;

Работа в ресурсном круге;

Социокультурный тренинг.


Методическое обеспечение


  1. Учебник для 4 класса общеобразовательной школы КалачёваМ.В., Кудышева Б.К. 2010г.

  2. Тетрадь для 4 класса общеобразовательной школы Калачёва М.В.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Магнитная доска

Мультимедийный проектор

Компьютер с программным обеспечением

































Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на 2015/2016 учебный год



Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой «Самопознание» автор КалачёваМ.В., Кудышева Б.К. 2010 г.

(наименование программы) (кем, когда)

и рекомендованной к реализации _Методическим советом МБОУ СОШ №29

31.08.2015 г.


Направленность дополнительной общеобразовательной программы внеурочной деятельности: Духовно-нравственная


Вид образовательной деятельности


Цель : дать ребёнку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека; посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым раз­мышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке; продолжать формирование в ребенке ощущения этни­ческого и социокультурного родства с окружающим соци­умом; уверенности в том, что это родство создает возмож­ность самореализации.



Задачи : Развивающие:

  • Развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, по­лезности.

  • Развитие учебных навыков и способностей через содержательный аспект урока.


Обучающие:
  • Раскрытие духовно-нравственных категорий - Я для мира - мир для меня, Каким мир принимает меня?, Любовь в моем сердце, Учимся строить отношения с людьми, Родина, любимая земля!, Я - частица единой вселенной

  • Знакомство с истоками ценностей внут­реннего мира человека.

  • Учить работать коллективно, развивать чувство коллективизма.
  • Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка для духовного развития.

Воспитательные:
  • Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, род­ным, одноклассникам, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (ве­ры, культуры, нации).
  • Формирование духовного мира, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать уважительность, правдивость, целеустремленность.
  • Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
  • Расширение коммуникативных способностей детей.




Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2015/2016учебном году:


Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1 год

Возраст учащихся

9-11 лет

Количество учащихся в группе

26

Количество часов в неделю

1

Общее количество часов в год

34


Ожидаемые результаты :


Четвероклассники научатся:

- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Я для мира - мир для меня, Каким мир принимает меня?, Любовь в моем сердце, Учимся строить отношения с людьми, Родина, любимая земля!, Я - частица единой вселенной; - формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям; - выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации; - преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения; - анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы; - принимать совместное решение; - анализировать свою работу, работу пары, группы.

Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории: Я для мира - мир для меня, Каким мир принимает меня?, Любовь в моем сердце, Учимся строить отношения с людьми, Родина, любимая земля!, Я - частица единой вселенной, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении; - приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы. -мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях школьной жизни. Система заданий, ориентированных на формирование УУД. Личностные УУД. 1. Действия, реализующие потребность школьника в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации. 2. Действия, характеризующие уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям. 3. Действия, способствующие закреплению восприятия, осмысления и прочувствования материала.
Регулятивные УУД. 1. Отбор эффективных способов решения задач при выполнении тренингов. 2. Самоконтроль результата работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах. 3. Анализ и самоанализ деятельности при рефлексии. Познавательные УУД. 1. Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях. 2. Сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры. 3. Анализ полученной информации и использование ее в организации работы на уроке. 4. Выполнение активных форм обучения. 5. Выражение своих впечатлений от услышанной и прочитанной информации в виде жанровых рисунков, цветовых гамм, изображение конкретных предметов или явлений природы. 6. Составление рассказов, сообщений по заданной теме. 7. Комментированное чтение статей. 8. Поиск необходимой информации в Интернете. Коммуникативные УУД. 1. Учет позиции собеседника (соседа по парте). 2. Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов. 3. Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).


Учебно-тематический план на 2015/2016 учебный год




Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

Я для мира - мир для меня.

Я и Мы.

Открываю себя.

Какой Я?

Мечтаю о будущем.



1

1

1

1


4

2

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

Каким мир принимает меня?

Что значит быть взрослым?

Учусь жить по правилам.

Порядочность - это…

Мой мир.


1

1

1

1


4

3

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6

3.7.

3.8.

Любовь в моем сердце.

Я буду как Солнце.

Родительский дом - источник любви.

Я любимый и любящий.

Дружба и любовь.

«Мальчик с девочкой дружил…»

Дом Дружбы .


1

2


1

1

2


1



8

4


4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

Учимся строить отношения с людьми.

Что значит быть общительным?

Как разрешать конфликты?

Как разрешать конфликты?

В поисках согласия.

Секреты общения.

Секреты общения.



1

1

1

1

1

1



6

5

5.1.


5.2.


5.3.


5.4.


Родина, любимая земля!

Любовь к Родине рождает героев.

Исторические памятники России.

Праздники и обычаи седой старины.

Праздник, который полюбят все.


1


1


1


1


4

6

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

6.6.

6.7.

6.8.

Я - частица единой вселенной.

Я - человек, Я - мыслитель

Я - школьник

Я и мои учителя

Я - часть семьи

Я - гражданин своей страны

Я - гражданин мира

Я - часть Природы

Я - часть Вселенной


1

1

1

1

1

1

1

1


8


ИТОГО:

34


34

Календарно-тематическое планирование

для группы № 1 (4А)


№п/п

Наименование раздела программы

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий (факт)

1

Я для мира - мир для меня.

4часа


Я и Мы.


1

04.09.

04.09.

Открываю себя.


1

11.09.

11.09.

Какой Я?


1

18.09.

18.09.

Мечтаю о будущем.


1

25.09.

25.09.

2

Каким мир принимает меня?

4 часа

Что значит быть взрослым?


1

02.10.

02.10.

Учусь жить по правилам.


1

09.10.


Порядочность - это…

1

16.10.


Мой мир.

1

23.10.


3

Любовь в моем сердце.

8 часов


Я буду как Солнце.

1

30.10.


Родительский дом - источник любви.


1

13.11.


Родительский дом - источник любви.


1

20.11.


Я любимый и любящий.


1

27.11.


Дружба и любовь.


1

04.12.


«Мальчик с девочкой дружил…»


1

11.12.


«Мальчик с девочкой дружил…»


1

18.12.


Дом Дружбы.

1

25.12.


4

Учимся строить отношения с людьми.

6 часов

Что значит быть общительным?


1

15.01.


Как разрешать конфликты?


1

22.01.


Как разрешать конфликты?


1

29.01.




В поисках согласия.


1

05.02.


Секреты общения.


1

12.02.


Секреты общения.

1

19.02.


5

Родина, любимая земля!

4 часа

Любовь к Родине рождает героев.


1

26.02.


Исторические памятники России.


1

04.03.


Праздники и обычаи седой старины.


1

11.03.


Праздник, который полюбят все.

1

18.03.


6

Я - частица единой вселенной.

8 часов

Я - человек, Я - мыслитель.



1

01.04.


Я - школьник.

1

08.04.


Я и мои учителя.


1

15.04.


Я - часть семьи.


1

22.04.


Я - гражданин своей страны.


1

29.04.


Я - гражданин мира.


1

06.05.


Я - часть Природы.


1

13.05.


Я - часть Вселенной.

1

20.05.






Календарно-тематическое планирование

для группы № 2 (мобильная группа)


№п/п

Наименование раздела программы

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий (факт)

1

Я для мира - мир для меня.

4часа


Я и Мы.


1

07.09.

07.09.

Открываю себя.


1

14.09.

14.09.

Какой Я?


1

21.09.

21.09.

Мечтаю о будущем.


1

28.09.

28.09.

2

Каким мир принимает меня?

4 часа

Что значит быть взрослым?


1

05.10.

05.10.

Учусь жить по правилам.


1

12.10.


Порядочность - это…

1

19.10.


Мой мир.

1

26.10.


3

Любовь в моем сердце.

8 часов


Я буду как Солнце.

1

09.11.


Родительский дом - источник любви.


1

16.11.


Родительский дом - источник любви.


1

23.11.


Я любимый и любящий.


1

30.11.


Дружба и любовь.


1

07.12.


«Мальчик с девочкой дружил…»


1

14.12.


«Мальчик с девочкой дружил…»


1

21.12.


Дом Дружбы.

1

28.12.


4

Учимся строить отношения с людьми.

6 часов

Что значит быть общительным?


1

11.01.


Как разрешать конфликты?


1

18.01.


Как разрешать конфликты?


1

25.01.




В поисках согласия.


1

01.02.


Секреты общения.


1

08.02.


Секреты общения.

1

15.02.


5

Родина, любимая земля!

4 часа

Любовь к Родине рождает героев.


1

22.02.


Исторические памятники России.


1

29.02.


Праздники и обычаи седой старины.


1

07.03.


Праздник, который полюбят все.

1

14.03.


6

Я - частица единой вселенной.

8 часов

Я - человек, Я - мыслитель.



1

28.03.


Я - школьник.

1

04.04.


Я и мои учителя.


1

11.04.


Я - часть семьи.


1

18.04.


Я - гражданин своей страны.


1

25.04.


Я - гражданин мира.


1

02.05.


Я - часть Природы.


1

16.05.


Я - часть Вселенной.

1

23.05.























СПИСОК использованной литературы: (в соответствии с требованиями)

  1. Аджиева Е.М. Пятьдесят сценариев классных часов. - Москва, 2000.

  2. Академия Вежливых Наук профессора Бонуса. /Сост. Хаткина Н.В., Хаткина М.А. - Д.: Изд-во «Сталкер», 1997.

  3. Алтынсарин И. Чистый родник. /Батибаева С.Г. и др. Подарок малышам. - Алматы, 1999.

  4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - Москва, 1985.

  5. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - Москва, 1986.

  6. Амонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике. - Москва: Изд. дом Ш. Амонашвили, 2001.

  7. Антология детской поэзии. -, 1983.

  8. Бронников А.Ю. и др. Учитель Иванов. Жизнь и учение. - Москва, 1999.

  9. Бунеев Р.Н. и др. Маленькая дверь в большой мир. - Москва, 1999.

  10. Во имя жизни. Фотоальбом. - 1997.

  11. Джексон А. Десять секретов Счастья. - Москва, 2002.

  12. Игротека для девочек /состав. Е.С. Гудкевич. - Москва, 2000.

  13. Кабанбаев М. Сам пропадай, а друга выручай. - Алматы, 2000.

  14. Каирбеков Б.Г. Государственные символы Республики Казахстан. - Алматы, 1997.

  15. Кальянов С.А. Загадки твоей личности. - Москва, 1999.

  16. Кривин Ф. Воробей и дерево. /«Барвинок», №1. 1987.

  17. Куцакова Л. Оригами. - Санкт-Петербург, 1994.

  18. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о буквах и словах. - Москва, 1999.

  19. Лопатина А., Скребцова М. Пятьсот игр по темам в детском саду, школе и дома. - Москва, 2001.

  20. Лопатина А., Скребцова М. Ступени мудрости. Пятьдесят уроков о добрых качествах. - Москва, 2003.

  21. Лопатина А., Скребцова М. Азбука мудрости. - Москва, 1999.

  22. Лопатина А., Скребцова М. Природа - глазами души. - Москва, 1999.

  23. Лопатина А., Скребцова М. Мир единства и любви. - Москва, 1999.

  24. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. - Москва, 2000.

  25. Сухомлинский В.А. На второй год. /Хрестоматия по этике - Москва: Педагогика,1990.
  26. Сухомлинский В.А. Коле стало легче. /Хрестоматия по этике - Москва: Педагогика,1990.
  27. Такура Ж. Поделюсь сокровищем своим. - 1998.
  28. Тикунова М.В. Хрестоматия по литературе 1-4 класс. Москва, 1998.
  29. Хаткина Н.В., Хаткина М.А. Академия вежливых наук профессора Бонуса. - Донецк, 1997.
  1. Учебник для 4 класса общеобразовательной школы КалачёваМ.В., Кудышева Б.К. 2010г.

31.Тетрадь для 4 класса общеобразовательной школы Калачёва М.В.2010г.


© 2010-2022