Конспект урока по литературному чтению на тему К. Д. Бальмонт Золотая осень (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Кулешовой Евгении 3 класс. Учебник: Климанова Л. Ф. УМК: школа России. Тип урока - изучение нового материала. Тема: К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». Цель урока: познакомить детей с жизнью и творчеством К.Д. Бальмонта. Задачи: Обучающая - познакомить детей с жизнью и творчеством К.Д. Бальмонта; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; прививать любовь к поэзии. Учить читать и понимать стихи; обучение выразительному чтению; научить детей чувствовать эмоциональный тон произведения. Развивающая - развивать умения и навыки анализа; развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания; развивать умение вслушиваться в текст, определять чувства и настроение автора; развитие воображения; формирование собственного суждения и высказывания по теме; развивать умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения. Воспитывающая - Способствовать воспитанию чувств: участия, сочувствия, сопереживания; воспитание чувства прекрасного, наблюдательности к окружающему миру, любви к природе, к языку. Оборудование: учебник, конспект, портрет К. Д. Бальмонт.

Макет доски.


Шестое декабря.

Классная работа.

Тема: К.Д. Бальмонт. «Золотое слово».


К.Д. Бальмонт.




Ход урока. Этапы урока.
Деятельность учителя. Деятельность учащихся. I. Организационный момент

-Здравствуйте ребята! -Тихонько садитесь. - Все готовы к уроку?
-Здравствуйте. -Готовы. II. Проверка домашнего задания

Чтение отрывков наизусть.
Читают стих наизусть.
III. Введение в тему.

1. Работа над пословицей.
Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я ещё погляжу.
Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.







-С какого времени года начинается год? - Перечислите времена года? - Что характерно каждому времени года?
- Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные. Тютчев, Фет, Есенин,.
- Сегодня мы ознакомимся с творчеством одного из них. Прочитайте его имя на странице 173, рассмотрите его портрет. (Константин Дмитриевич Бальмонт.)
2. Рассказ о поэте.
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне.. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной, и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории. В 1876-1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве в университете, и Демидовском лицее в Ярославле. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией. Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж. Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких.

3. Чтение стихотворения «Золотое слово». А теперь давайте познакомимся со стихотворением Бальмонта, но вначале давайте поработаем над новыми словами и их лексическим значением. - кутерьма. -озолотила. -стерла берега. -солнце золотиться. - речка серебриться. -лютик золотой.

-Какую функцию выполняют знаки препинания в этом стихотворении.
- Прочитайте название стихотворения, которое вы будете читать. - Как вы думаете, что означает это словосочетание. - Какие еще выражения вы знаете с корнем золот.
- Как вы думаете, почему это стихотворение так называется?

Проверим наши предположения.
- Ребята я вам сейчас прочитаю стих- е, а вы внимательно послушайте и скажите мне, почему автор именно так озаглавил стих - е? - Чтение стихотворения учителем. Обратите внимание на интонации. - Так почему же именно так, автор озаглавил это стих-е? Обьясните? - Понравилось ли вам стихотворение? Чем?




- Через какие средства языка нам предоставлен сюжет стих-я? - Какие признаки неживой природы описывается в стих-ии? - Какой приум использует автор, чтобы передать эмоциональный тон стих-я? Дети читают пословицу и объясняют её смысл. Например: Я помню её так, что осень все деревья и кустарники одевает в разные цвета. Листья меняют свою окраску. И начинается это явление уже в августе. В сентябре бывает всё красиво вокруг. Наступает золотая осень. Весна же наступает постепенно. Сначала даже происходит «борьба» зимы с весной. Но всё-таки весна одолевает зиму. Иногда бывает ранняя, а иногда - поздняя. Постепенно весной всё зеленеет и становится красивым.











Записывают в тетрадь по чтению, Константин Дмитриевич Бальмонт (1867- 1942 гг.)
















































- Золотое слово.


Предположения детей. Золотые руки.


- Слушают.











- Мне стихотворение понравилось. Оно такое интересное, необычное. Даже настроение поднимается. Мне сразу представилась весна. Она как живая, как молодая девушка, которая что-то творит. IV. Физкульт минутка


V. Изучение новой темы Работа над стихотворением «Золотая слово». - Откройте свои учебники, и возьмите в руки карандаши. Я буду читать стих-е с интонацией и паузами, а вы будите графически их отмечать. - Почему перед прямой речью мы выделяем паузу? - Какое слово вы выделили в 1, 2, 3 строчке?
Прочитайте стихотворение выразительно. Я даю вам на подготовку 3 минуты. НЕ забудьте, что читать стихи надо так, как читаешь себе. (Выразительное чтение учащихся.) Учитывая разметку по эмоциональности.


- Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберете?


Идейные вопросы. - Кто обещал всё озолотить?
- А кто всё сделал на самом деле?

- Разве у весны есть золотые краски? И если есть, то в чём они выражены?





- Как вы поняли выражение «жёлтый одуванчик, - будет и седой»?
Собственное отношение. - Так почему же автор так назвал своё стихотворение? - Какая главная мысль стих-я? Объясните свое мнение. - Какое время года любите вы и за что? - Как вы думаете, а какому времени года отдает предпочтение автор?
Вторичный анализ.

Прочитайте выразительно стихотворение, учитывая все интонации и эмоциональный тон стих-я.

-Какие прилагательные помогают передать красочность, яркость стих-я? Найдите их в тексте.

- прочитайте пословицу на доске:

Как зима не злиться, а весне покориться. - Как вы считаете, она подходит к нашему стих-ю? Докажите.








- Дети читают.






- Мы выбираем хвастливую интонацию. Ведь они обещают сделать то, что могут только сами. Осень обещала: «Я озолочу». А зима сказала: «Как я захочу».

- Всё озолотить обещала осень.
- На самом деле всё это сделала весна.

- Весной солнце золотится. Лютик - золотой, ведь он жёлтый. Речка серебрится, вода залила всё вокруг. А там, где нет воды, - лютик золотой и жёлтый одуванчик.

- Одуванчик сначала жёлтый, а потом, когда созревают семена, он становится белым, пушистым. Это похоже на седые волосы.
- Ответы уч-ся. VIII. Итог урока. Д\З. - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Что вы узнали о жизни и творчестве К.Д. Бальмонта? - Домашнее задание с. 173 учить наизусть. - Ответы уч-ся.

© 2010-2022