- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок русского языка Устаревшие слова
Интегрированный урок русского языка Устаревшие слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколова Г.М. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цель урока: познакомить с понятием «устаревшие слова», научить их понимать и использовать. Задачи урока:
- Образовательная: ввести понятие устаревшие слова, выявить значение устаревших слов.
- Развивающая: развивать речь учащихся, расширять и обогащать словарный запас.
- Воспитательная: воспитывать патриотические и нравственно-эстетические качества личности на основе произведений русских классиков А.С.Пушкина и П. Ершова.
Компетентность:
-
ценностно - смысловая через умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения;
-
коммуникативная через уважительное отношение и общение с одноклассниками через общение на уроке.
-
общекультурная через духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных традиций;
-
учебно-познавательная через способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Добывания знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных действий в нестандартных ситуациях.
-
информационнаячерез овладение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Этап урока
Содержание учебного материала.
УУД
Формируемая компетенция
Деятельностьучителя
Деятельностьобучающихся 1.Организационный момент
СЛАЙД №1
В славном царстве МБОУ СОШ
В государстве 31-ом
За Медвежею горою
Живёт класс уже 2 -й
Чада там, на завалинке не сидят,
А под гусли яровчатые песенки поют,
Узоры рисуют и танцы танцуют
Пригласили они к себе гостей,
на пир честной под широкою сосной.
Да пир не простой:
задания выполнять, разум набирать.
О ком шла речь в этом указе?
Часто ли вам приходится слышать такую речь?
А в какие времена она звучала?
Я предлагаю начать урок русского языка.
Открываем планшет.
Записываем число, классная работа.
Кто прокомментирует?
Четвёртое апреля.
Классная работа.
Минутка чистописания
СЛАЙД № 2
А сегодня пропишем буквы, которые ушли из алфавита. Например, омега и ять (моё комментирование написания букв)
Они ушли из кириллицы (древнерусской азбуки) ввиду того, что менялся русский язык, речь становилась более богатой на количество новых слов, выражений. А звуки этих букв стали менее востребованными в произношении и написании, поэтому их не стало.
Прописывание букв
Повторение изученного материала
Предлагаю выполнить задание с использованием букв русского алфавита.
Р_бята, п_льто, быстр_, _тец, с__одня.
Прочитаем.
Что перед вами?
Докажите….
Какие орфограммы непроверяемые в слове?
Я не согласна с вами в том, что слово
отец, можно проверить словом отче (так называли на Руси своего папу или пожилого человека)
Это похожие по смыслу слова?
Как мы их называем?
Задание: дополните столбики слов синонимами и антонимами.
СЛАЙД № 3
Самопроверка.
Оцените себя: по количеству правильно записанных слов: максимум - 15 баллов
ВЫВОД: Отработали написание словарных слов, синонимов и антонимов, узнали значение словаотче.
Это словарные слова, так как они непроверяемые.
Безударная гласная.
Парная согласная.
Синонимы
Ребята
пальто
быстро
отец
сегодня
дети
одежда
скоро
отче
завтра
ученики
мгновенно
папа
Мотивационный этап к изучению нового
2.Определение проблемы, постановка цели на урок.
СЛАЙД № 4
Тридесятого числа началась неделя,
Время катит чередом,
Час за часом, день за днём.
Семедницапробегает,
Учёба чад всех вразумляет.
Всё ли было понятно?
Нет,
иногда в сказках.
Определите возникшую проблему.
Какую цель вы ставите на урок?
В тексте есть непонятные слова.
Для чего их использовали?
Как их понять?
Для чего их нужно знать?
Можно ли их заменить?
-
Научиться понимать слова, чтобы читать произведения.
3.Тема урока Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова?
- Как вы думаете, о каких именно словах мы будем сегодня говорить на уроке?
СЛАЙД № 4
В русском языке постоянно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит? - Да потому, что меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например,(ступа, керосиновая лампа, лапти) вместе с ним уходит и слово.
Слайд № 5
Информационная страничка
Устаревшие слова.
А где же мы можем их встретить чаще?
Устаревшие слова, это современно?
Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают.
Древние слова, старые слова, устаревшие слова.
В стихах, песнях, пословицах, былинах, сказках.
Мини итог
Необходимы ли устаревшие слова в наше время?
Вывод:устаревшие слова надо изучать и знать, так как мы учимся на произведениях писателей классиков, а они чтобы передать колорит и атмосферу времени, использовали слова своего времени. Это современно и модно, можно пополнить свой словарный багаж.
4.Отработка новых знаний.
1компетентносто-ориентированное задание
СЛАЙД № 6 Аспект: первичная обработка информации, планирование информационного поиска, соотнесение информации. Стимул: Вы являетесь исследователями литературных первоисточников или рукописей. Вам встретился отрывок, который нужно отредактировать для чтения детьми ….. Задачная формулировка:Определи смысл устаревших слов, разгадай загадку. Источник информации: отрывок из текста.
- Определи и выпиши непонятные слова.
- Определи и выдели, в какой части слова заложен смысл слова.
- Составь алгоритм исследования смысла слова.
- Проверь его работу на примере выбранного устаревшего слова
- Алгоритм:
Мини итог
Чему вы научились, выполняя задание?
Вывод: Научились определять значение устаревших слов.
Физ. минутка
СЛАЙД № 7
Пощелкайте перстами, Улыбнитесь устами, Наклоните выю вперёд, назад. Потрите свои ланиты. Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.
2компетентносто-ориентированное задание
Мини итог
СЛАЙД № 8
Предмет -литературное чтение
Стимул: В нашей школе ежегодно в октябре проводится конкурс инсценированной сказки «Дары осени». Вам, как классу с художественным уклоном, необходимо подготовить декорации для оформления сцены. Для этого нужно понимать значение или толкование каждого слова.
Задачная формулировка: Соотнеси устаревшие слова с изображением
Источникинформации: первоисточник
«Конёк Горбунок», «Колобок».
«КОЛОБОК» Жили - были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ________ не было. Что делать? Пошла старуха в _______, по коробу поскребла, по _______ помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окно. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окна на __________ , с ________ на дорожку - и убежал…
Слова для справок:
изба
сусек
амбар
завалинка
СЛАЙД № 9 Инструмент самопроверки:
«КОЛОБОК» Жили - были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в избе не было. Что делать? Пошла старуха в амбар, по коробу поскребла, по сусеку помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окно. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окна на завалинку, с завалинки на дорожку - и убежал…
Слова для справок:
изба
сусек
амбар
завалинка
Самооценка:
За каждое верно вставленное слово в текст по 1баллу.
За каждое верное соотнесение с художественным изображением по 1 баллу.
Что нового вы узнали, чему научились?
Вывод: Узнали значение устаревших слов и их изображение.
3 компетентносто-ориентированное задание
СЛАЙД № 10
Предмет - математика Стимул: В наше время мы, даже не задумываясь, производим вычисленияразличными мерками: -длины, - веса, -времени и т.д. Это ведь удобно, единая система устраивает почти всех. Но естественно, так было не всегда. Начиная с древнейших времён, вплоть до 19 века, наши предки пользовались другими мерами и единицами. Послушайте какими…
«…Да ещё рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами …»
Послушай рассказ о том, как измеряли в старину.
СЛАЙД №11 Источник информации: В старину для определения единицы длины люди нередко использовали части своего тела, длину своих шагов. Например, локоть - это длина руки от локтевого сгиба до кончика среднего пальца. Такая единица длины применялась многими народами, но, конечно, под разными названиями:
Обычно локоть имел длину от 38 до 54 см. Были длины ладонь и палец. Пядь - это расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами. Длина пяди была от 19 до 23 см. Рассмотри таблицу «Основные первичные меры» и назови ещё единицы измерения длины.
Времена менялись, исчезали одни меры, появлялись другие. На смену локтю пришёл аршин. Это тоже был локоть, но персидский, длиной 72 см. Тогда же появился и вершок, равный 1/16 аршина. В 18 веке для определения длины царь Пётр 1 предложил воспользоваться английскими мерами для удобства ведения торговли с другими странами - ярд, фут и дюйм. 1 фут примерно равен 30 см 1ярд = 3 футам = 91 см 1 дюйм примерно равен 25 мм. По указу Петра 1 сажень, аршин, пядь, вершок определялись так, чтобы выполнялись равенства: 1 сажень = 3 аршинам = 12 пядям = 48 вершкам = 7 футам = 84 дюймам. Только в 1918 г. переход к единой метрической системе мер положил конец этой неразберихе. С тех пор старинные меры на практике не применяются. Но их нередко можно встретить в рассказах, сказках, в книгах по истории.
Задачная формулировка 1 задание: Используя рассказ о том, как измеряли в старину, ответь на вопросы: - Какой рост у Дюймовочкив сказке Х. К. Андерсена?
- А. С. Пушкин говорит, что у царя Салтана родился сын «в аршин». Определи рост будущего князя Гвидона в дюймах, в сантиметрах.
2 задание:
- 2 задание: Измерь длину и ширину столешницы парты в локтях, в простой сажени, пядями.
Вычислите её Р и S.
Запиши результаты измерений в таблицу.
- локоть - 50 см - сажень - 1 метр - пядь-15 см
локтями пядями Длина
Ширина
S- ?
Р- ?
Инструменты проверки: 1 задание: 1дюйм и 71см 2задание:
локтями пядями Длина 4 л 10 п Ширина 2 л 5 п S- ? 8(л2) 50 (п2) Р- ? 12л 30 п
За каждый правильный ответ по 1 баллу;
Сообщение детей
Мини итог
Что нового вы узнали, чему научились?
Вывод:Узнали устаревшие меры длины, но ими можно пользоваться и в наше современное время.
Итог урока
Ребята, работа на уроке, ваш планшетик наполнился информацией.
О чем он?
Чему можно научиться или узнать, прочитав его?
Русский язык - самый лучший на свете!
Он самый великий и самый богатый,
И много секретов хранит он, ребята!
Все эти секреты должны разгадать
И с радостью русский язык изучать.
Тогда очень грамотным станет ваш класс,
И русский язык станет другом для вас!
- О устаревших словах.
- Можно научиться определять смысл этих слов.
- Научиться ими пользоваться.
Приложение к уроку: «Планшет»
(Число. Классная работа) ______________________________________________________________________________
р_бята
п_льто
быстр_
_тец
с_ _одня
Самооценка:
По количеству правильно записанных слов - _________________ баллов.
Информационная страничка
Устаревшее слово
Значение
кушак Широкий пояс
сафьян Тонкая кожа
кафтан Старинная мужская рубашка
боярин Человек старинного знатного рода, приближённый к князю, царю
терем Дом в виде башни
чело Лоб
чадо ребёнок
локоть 50см
сажень
1 метр
пядь
15 см
аршин
70 см
дюйм
2 см
перст
палец
уста
губы
выя
шея
ланиты
щёки
- Задание: Определи смысл устаревших слов, разгадай загадку.
Тридесятого числа началась неделя,
Время катит чередом,
Час за часом, день за днём.
Семедница пробегает,
Учёба чад всех вразумляет. Этапы: 1.Определи и выпиши непонятные слова. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определи и выдели, в какой части слова заложен смысл слова.
- Составь цепочку исследования смысла слова.
- Проверь его работу на примере другого устаревшего слова
- Тридесятого- три, десять
- В корне
- Цепочка слов: родственные, однокоренные слова, синонимы
Задачная формулировка: Соотнеси устаревшие слова с изображением
«КОЛОБОК» Жили - были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ________ не было. Что делать? Пошла старуха в _______, по коробу поскребла, по _______ помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окно. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окна на __________ , с ________ на дорожку - и убежал…
Слова для справок:
изба,
сусек,
амбар,
завалинка.