Конспект урока по русскому языку на тему Что такое имя существительное?

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку на тему Что такое имя существительное?

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, 2КЛАСС.

ТЕМА УРОКА: Что такое имя существительное? ТИП УРОКА: Открытие нового знания.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: формирование умений реализации новых способов действий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: формирование общего понятия об имени существительном, развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи.

Задачи:

- учить различать предмет и слово как часть речи;

- учить соотносить вопросы кто? и что?;

- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

- развивать речь учащихся.

Личностные:

- развивать умение высказывать свое мнение и выражать свои эмоции;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные:

- развивать умение извлекать информацию из схематической информации, правил;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами заданий;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу;

- осуществлять познавательную личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- умение работать в паре.

Предметные:

- построить алгоритм правильного использования имен существительных в речи;

- различия существительных по существенным признакам;

- развивать устную и письменную речь учащихся. Метапредметные: - развивать логическое мышление, умение ставить проблемные вопросы; - выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; - создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.










ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Тихо все за парты сели,

На меня все посмотрели!

Проверяют готовность к уроку, тихо садятся за парты.

2.Мотивирование к учебной деятельности

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Сегодня не уроке нам предстоит много думать, рассуждать, фантазировать. А для этого нам нужно:

1. Иметь зоркий глаз;

2. Уметь слушать;

3. Быть внимательным.

Внимательно слушают.

3. Актуализация знаний

- Ребята, из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- Как вы думаете, давно ли у человечества появилась речь?

- Какие слова древний человек придумал первыми?

- На столе у вас лежат карточки. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Что объединяет слова в столбиках?

- Что объединяет подчёркнутые слова?

- Наша речь состоит из предложений.

- Предложения состоят из слов.

- Да, но сначала древние люди произносили звуки, а уже потом слова.

- Я предполагаю, что это были названия предметов, инструментов.

Работа с карточками.

- Эти слова однокоренные.

- Они отвечают на вопрос ЧТО? И КТО?

4. Постановка учебной задачи.

Все слова русского языка делятся на большие группы - ЧАСТИ РЕЧИ.

- Какие у вас возникли вопросы?

1. Как называется?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает?

5. Физминутка для глаз.

- На эти вопросы мы ответим после физпаузы.

Выполняют зарядку для глаз.

6. Открытие новых знаний.













Итог:

- Я тоже подобрала несколько слов. Запишите, пожалуйста, их в тетрадь, но будьте внимательны при списывании.

Москва, моряк, мир, мечтать, мама, Марина, мёд.

- Ребята, все ли слова вы списали?

- Почему?

- На какие вопросы отвечают слова, записанные вами?

- Выделите в словах орфограммы, которые требуют проверки, объясните их.

- Ребята, а кто из вас знает, как назвали часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

- Как вы думаете, почему её так назвали?

- Вы уверены, что все имена существительные можно потрогать?

- Хорошо, но я вас постараюсь переубедить…

- Замените, одним словом и запишите:

- движение воздуха - …

- буря на море - …

- сильный ветер со снегом -…

- ненастье с громом и молнией

- Что вы можете сказать о них?

- Все ли явления природы вы сможете потрогать руками?

Вывод.

- Продолжим изучать, что обозначают имена существительные.

Слушаем задачу:

Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 м от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 м?

(15-5-3=7(м))

- Молодцы. Назовите героев этой задачи.

- Как одним словом назвать эти слова?

- Запишите названия животных.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- А на вопрос КТО? кроме животных кто ещё отвечает?

- Вы видите репродукцию картины.

- Что вы чувствуете, глядя на неё?

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что обозначают эти слова?

- Ребята, мы попали на урок технологии. Для изготовления аппликации, какие инструменты нам пригодятся?

- Какие ещё знаете инструменты?

- Как ещё можно назвать овощи, инструменты, учебные принадлежности, автомобили, дома …?

- На какой вопрос они отвечают?

- Что же мы узнали о нашей части речи?

- Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

Записывают слова.

- Нет!

- Слово мечтать - отвечает на вопрос что делать?

- КТО? ЧТО?

- безударная гласная в корне;

- парная согласная;

- большая буква в именах людей;

- географических наименованиях;

- словарные слова.

(взаимопроверка, работа в парах)

- ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

- Потому, что эти слова существуют их можно потрогать и посмотреть.

- ДА!

Дети записывают слова: ВЕТЕР, ШТОРМ, МЕТЕЛЬ, ГРОЗА

- Отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают явления природы.

- НЕТ.

Не все имена существительные можно потрогать.



Попугай, Мартышка, Удав.

- Животные.

- КТО?

- Люди.

- Восхищение, удивление, спокойствие, умиротворение.

- ЧТО?

- Чувства, переживания.

- Ножницы, кисточка.

- Грабли, пила, лопата, топор…

- Предметы.

- Что?

- Главное значение этих слов - значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? - о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе.

7 .Физкультминутка.

Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы поднимаете руки вверх, если другие части речи - приседаете. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, дежурный, играть, мама.

(Дети читают вслух стихотворение и маршируют)

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно!

8. Развитие умений.


Итог:

- Ребята, а как вы предполагаете имя существительное это важная часть речи?

- Может быть можно обойтись без неё?

- Давайте проверим наше предположение.

- У меня есть предложения без имён существительных. Прочитайте. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

- Всё ли понятно?

- Исправим предложения, запишем их.

- Наша речь не может быть без существительных.

- Нет.

РАБОТА С КАРТОЧКАМИ.

9. Самостоятельная работа.

- Вот теперь докажите, что вы не только умеете добывать знания, но и применять их на практике. С.45, Упр. 75.

-Поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего друга. Если всё правильно, то пусть на полях засияет солнышко, если с ошибками, то пока тучка.

Работа в тетрадях.

Взаимопроверка.

10. Подведение итогов урока.

- Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока.

- Достигли мы заданной цели?

- Какую часть речи мы изучали? Составим «скелет» урока. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

- В голове рыбы запишем проблему, над которой работали.

- На верхних косточках основные понятия.

-На нижних косточках расшифровку понятий.

-Хвост - ответ на вопрос: «Что такое имя существительное?»

-Да

-Имя существительное.

-Работа с елью.

11. Домашнее задание

с. 47, упр. 79 + знать определение имени существительного

12. Рефлексия

Подсказка.

-Я для себя сделал открытие…

-Меня удивило…

-Оказывается, что…

Спасибо, дети за урок,

Надеюсь, он пошёл вам впрок!

Ответы детей
























Карточка № 1. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


  1. Найди и почеркни слово каждой группы, которое появилось первым.

зверь

одомашнивать

грозил

рыбачили

звериный

дом

грозовое

рыба

озверел

домашнее

гроза

рыбный

Карточка № 2. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Вставь недостающие слова и запиши правильно.

Я ___________________________________ второго класса.

Я кладу в портфель: _____________________________________________

В пенале лежат: _________________________________________________

Карточка № 3. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)



© 2010-2022