Конспект урока по темеКорень слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Предмет Русский язык Класс 3


Тема занятия: 1. Корень слова
Ссылка: Учебник русского языка для 3 класса, автор Мендикинова Р.Т., Никитина С.А.
Общая цель: Формирование понятия о корне и однокоренных словах, умения отличать их от внешне сходных не однокоренных слов и форм слова, выделять в них корень.
Задачи урока

Развивать навык написания корня в однокоренных словах и слов с изученными орфограммами.

Развивать умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Закрепить полученные знания с помощью практических заданий.


Ключевые идеи

  • Информация может превратить в личные убеждения те знания, которые приобретут учащиеся на этом уроке.

  • Использование модуля критического мышления для равития речевой и мыслительной деятельности при изучении темы даст детям возможность высказывать свое личное мнение, обсудить с одноклассниками возникшие по теме вопросы.

  • Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения.
Критерии успеха -Я умею различать однокоренные слова, выделять корень. -Умею правильно разбирать слова по составу. -Умею применять изученные правила.
Задания

1. Составление правила работы на уроке

Работа в группах


2. Сообщение темы урока через применение стратегии «Кластер»

Работа в группах


3.Наблюдение над однокоренными словами. Стратегии «Белый конверт», «Кьюбик», презентация

Работа в группах, в парах


4. Работа с правилами

фронтально

Последующее задание

1.Прочитать теоретический материал учебника: правила с.42, 43, 45.

2.По учебнику выполнить упражнение 100.
Источники Учебник русского языка для 3 класса, автор Мендикинова Р.Т., Никитина С.А.
Ресурсы Листы А-4, плакаты, цветные ручки. фломастеры, карточки, конверты с заданиями, кубики, стикеры.
Ход урока I.Организационный момент. (2 мин) 1. Приветствие. Психологический настрой. Ученики стоят в кругу, взявшись за руки:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рад вас видеть я! Учитель: Ребята, рукопожатием и улыбкой передайте друг другу свое хорошее настроение. 2. Деление на две группы- по цветам стикеров. (2 мин) Учитель: Сегодня мы будем работать в группах, для этого возьмите стикеры и рассаживайтесь по цветам за соответствующим им столам.

(ученики занимают свои места за столами) 3. Составление правил работы на уроке. (5 мин) Учитель: Ребята, успешность урока зависит то вашего поведения на уроке. На ваших столах лежат листы, на которых нужно записать правила работы на уроке. Но прежде посоветуйтесь в группах. (Ученики советуясь, составляют правила и затем один из каждой группы зачитывает их ) Учитель: Молодцы, ребята. Вы составили хорошие правила. Давайте из них выберем самые главные, а я запишу их на доске. (Учитель записывает правила на доске, затем ученики читают их хором.)

Правила работы на уроке: 1.Не опаздывать на урок.

2.Внимательно слушать учителя.

3. Не перебивать друг друга

4. Один говорит, остальные слушают.

5.Быть активным на уроке.

Учитель: Молодцы, ребята. Сможем ли мы придерживаться этих правил? Готовы к уроку? А эти строчки пусть будут нашим девизом на уроке (девиз записан на доске):

На уроке не болтать!

Время даром не терять!

Нужно многому учиться,

В жизни это пригодиться!

4. Оформление тетради. Ученики записывают число и «Классная работа» (1мин) II. Вызов. Сообщение темы урока через применение стратегии «Кластер» (5 мин.) Учитель: Во втором классе мы изучали тему «Состав слова». Какие части слова вы знаете? Пусть каждая группа составит кластер «Части слова». (группы составляют кластеры и по завершении поднимают свои листы) - Молодцы! Назовите эти части слова. -Дайте им определения. -Какая из этих частей самая главная? -Кто догадался - какая тема нашего урока? -Правильно, сегодня мы будем учиться находить корень в словах и подбирать однокоренные слова. III. Изучение новой темы. Осмысление. 1.Наблюдение над однокоренными словами. Стратегия «Белый конверт» А) Работа в группах. (5 мин) Учитель: Каждая группа получает конверт с заданиями. Выполняем задание № 1. Внимательно его прочитайте. Посоветовавшись друг с другом, ответьте на вопросы и запишите слова в тетрадях. Группа, выполнившая задание первой, поднимает руки.
Задание №1: Допишите предложения. В записанных вами словах выделите корень. 1-ая группа: 1)Здание, в котором живет семья, называется … . 2)Он бывает маленький … . 3)Учитель задает в конце урока … задания. 2-ая группа: 1) Здание, в котором мы сейчас находимся … . 2) Тот, кто здесь учится - ученик или … . 3) Участок, который находится вокруг нее- … . Учитель: Какие слова вы записали? Что вы можете сказать о них? (каждая группа зачитывает записанные слова, называет корень) 2. Работа с правилами. (3 мин) Учитель: Откройте учебники, прочитайте правила на страницах 42-43. - Что называется корнем слова? - Какие слова являются однокоренными? -Приведите примеры. Б) Работа в парах. (5 мин) Задание №2 : Прочитайте слова. Выделите корень. Найдите лишнее слово. Запишите однокоренные слова в тетрадь. 1пара- вода, водный, водитель, водяной; 2 пара- гора, горе, горный, горочка; 3 пара- рисунок, зарисовка, рисовый, рисовать; 4 пара- носовой, носить, носик, нос. ( выполнив работу, пары меняются тетрадями и проверяют правильность выполнения.) Учитель: Ребята, что вы заметили? - Все ли слова с одинаковым корнем являются однокоренными? -Какие слова, по-вашему, лишние? Почему? 3. Работа с правилом на странице 45. (2 мин) - Прочитайте правило. Какими должны быть однокоренные слова?

4. Физминутка. (1 мин)

Руки поднимем и покачаем-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-
К югу летят журавли.
И на носочки поднимемся выше-
Солнышко видим вдали.


В) Работа в группах. Задание № 3 Стратегия «Кьюбик» (Кубизм) (5 мин) Учитель: Каждый из вас бросает кубик и записывает однокоренные слова к выпавшему слову. (Слова на гранях кубика: еж, трава, рыба, земля, море, лиса.) Учитель: Прочитайте записанные слова. Какие однокоренные слова можно еще добавить? - Почему эти слова называются однокоренными? Задание № 4 (5 мин) Учитель: В одной волшебной долине росло два чудесных дерева. Они гордились своими крепкими ветками и красивыми листочками. Но вдруг налетел ветер и оборвал все листочки. Как помочь деревьям вернуть былую красоту? ( Каждая группа получает листы с изображением дерева. 1-ая группа- дерево с корнем сад, 2-ая группа- лес) - Дорисуйте ветки и на них запишите однокоренные слова. (ученики выполняют задание) Презентации групп. Представитель каждой группы вывешивает лист с изображением дерева на доску. Учитель: Прочитайте записанные слова. - Молодцы, все справились с заданием. Теперь благодаря вам эти деревья вновь обрели свою красоту. IV. Итог урока. Рефлексия. (3 мин) 1. Учитель: Наш урок подходит к концу. Вы справились со всеми заданиями, молодцы! Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке. -Что мы находили в словах? -Какие слова мы подбирали? -Какие слова называются однокоренными? (На доске учитель составляет опорную схему по ответам учеников):

ККонспект урока по темеКорень словаОРЕНЬ


оКонспект урока по темеКорень словаКонспект урока по темеКорень словаднокоренные слова


одинаковый корень одинаковое значение

Учитель: Все ли поняли тему нашего урока?

-С каким настроением вы завершите урок ?

- Отразите на смайликах свое настроение и приклейте смайлики на доску.

2. Домашнее задание. (1 мин)

-выучить правила на страницах 42,43,45. Выполнить упражнение 100.

Учитель: Урок окончен.

Анализ занятия


Рассуждения по следующим вопросам: Как проходило занятие? Что было удачно? Что было неудачно? Что бы вам хотелось делать? В какой поддержке вы нуждаетесь? Что вы могли бы развивать?

Оценивание практического занятия

Мотивация учителем учеников к поиску информации. Факторы, которые положительно или отрицательно влияли на ученика в ходе занятия (социальный, эмоциональный). Качество заданий (соответствие содержанию темы, слишком легкие или сложные, скучные задания, соответствующие уровню мышления, эмоционально удовлетворяющие). Формы социальной поддержки.

Изменения к занятиям

Рекомендации





© 2010-2022