Программа кружка научно – познавательного направления Математика и Я ( 2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







ПРОГРАММА


научно - познавательного направления


кружок « МАТЕМАТИКА И Я »

( 2 класс )






Учитель: Красулина Надежда Ивановна






Пояснительная записка


Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы не применялись знания математики. Но это же ещё точная и «нудная» наука. Как же увлечь детей цифрами, отрезками, задачами, геометрическими фигурами и т.д. А мы их будем оживлять и превращать, как в сказке, и надеюсь всё у нас получится. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание программы представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Творческие работы, разные технологии, используемые в программе, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию условий работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся. С этой целью предусмотрена последовательная смена учеником деятельности в течение одного занятия. Электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах комнаты и т. п. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). Дети свободно перемещаются по классу. Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе: а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности, в) формирование картины мира. Задачи: Обучающие: - знакомство детей с основными математическими понятиями, - обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, - обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе, - сформировать умение учиться, - формирование умения следовать устным инструкциям. Развивающие: - развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, - развитие мелкой моторики рук и глазомера, - развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей, - выявить и развить математические и творческие способности. Воспитательные: - воспитание интереса к предмету «Математика», - расширение коммуникативных способностей детей, - формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Занятия сопровождаются выполнением практических заданий по теме, решение занимательных и логических задач, упражнений на смекалку, проведение игр. Занятия сгруппированы по возрасту детей и прохождением учебного материала. Таким образом, создаётся возможность систематически сочетать изучаемый материал по математике с внеклассной работой, углублять знания учащихся. Ценностными ориентирами содержания данного курса являются: - формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; - формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; - развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; - формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; - формирование пространственных представлений и пространственного воображения; - привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. В работе с детьми будут использованы следующие методы: - словесные, - наглядные, - практические, - исследовательские. Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: - репродуктивные, - продуктивные (творческие), - контролирующие. К репродуктивным относятся: а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу, б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков. К продуктивным относятся три вида учебных действий: а) обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера; б) поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний; в) преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий. Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля. Планируемые результаты. Личностные результаты - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий; - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; - воспитание чувства справедливости, ответственности; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание программы»). Универсальные учебные действия - Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). - Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. - Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково - символистические средства для моделирования ситуации. - Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. - Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. - Воспроизводить способ решения задачи. - Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. - Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. - Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. - Конструировать несложные задачи. -Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. - Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. - Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. - Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. - Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. - Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. - Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. - Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, - Использовать критерии для обоснования своего суждения. - Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. - Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Основные виды деятельности учащихся: - решение занимательных задач; - творческие работы; - самостоятельная работа; - задания на смекалку; - лабиринты; - кроссворды; - логические задачи, - упражнения на распознавание геометрических фигур; - решение нестандартных задач; - решение текстовых задач повышенной трудности различными способами; - выражения на сложение, вычитание; - решение комбинаторных задач; - решение геометрических зад

Основное содержание курса Числа и величины. Арифметические действия Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 1 до 20. Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков, содержащих числа. Решение и составление ребусов. Числовые головоломки. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров. Отгадывание задуманных чисел. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы; вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Формы организации обучения. «Веселый счет» - игра-соревнование. Игры «Русское лото», «Математическое домино», «Отгадай задуманное число», «Лучший лодочник», «Не собьюсь», «Задумай число», «Магазин» и другие. Мир занимательных задач Задачи имеющие несколько решений, нестандартные задачи, логические задачи.

Пространственные отношения. Геометрическая мозайка Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, за - перед, между, вверху - внизу, ближе - дальше и др.). Проведение линии по заданному маршруту. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Геометрические узоры. Симметрия.разрезание и составление фигур.

Работа с информацией Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).









Описание материально- технического обеспечения программы

№ п\п

Название объектов и средств материально- технического обеспечения

1

Библиотечный фонд

«Математика и конструирование» Волкова С. И., Пчелкина О.Л. «Для тех кто любит математику» Волкова С. И., Моро М. И. «Логические задания» Ефимова И. В. «Обучение с увлечением» Агеева С. И. «Занимательная летняя школа» Беденко М. В. «Математика для малышей» Лукьянова А. В.

2

Печатные пособия


школьные канцелярские принадлежности, набор цифр, набор геометрических фигур, предметные картинки, демонстрационный счётный материал, фишки и т. д.

3

Технические средства обучения

Интерактивная доска, проектор

4

Экранно- звуковые пособия

Презентации , видиофрагменты

5

Игры и игрушки



































Календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год

№ п\п

Тема занятий

Дата проведения

1

Математика - это интересно.

2

Веселый счет.

3

Математические игры.

4

Задачи на смекалку.

5

Меры длины.

6

Числовые головоломки.

7

Единицы стоимости.

8

Игра «Магазин».

9

Геометрический материал. Периметр.

10

Геометрический материал. Задания на смекалку.

11

Игра - соревнование «Веселый счет».

12

Задания на смекалку. Порядок действий.

13

Математические игры.

14

Буквенные выражения.

15

Числовые головоломки.

16

Математическое путешествие.

17

Секреты задач.

18

Задачи на смекалку.

19

Игра - соревнование «Веселый счет».

20

Математические задачи в стихах

21

Уравнения.

22

Математические кроссворды

23

Геометрический материал. Углы.

24

Геометрический материал. Прямоугольники.

25

Математические ребусы.

26

Математическая викторина « Я быстро считаю».

27

Математические игры

28

Деление. Веселые задачи.

29

Конструирование предметов по точкам

30

Игра « Весёлый счёт»

31

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Игра «Магазин».

32

Табличное умножение и деление. Игра « Весёлый счёт»

33

Математические кроссворды

34

Математическая викторина.

34

Подведение итогов.






























© 2010-2022