Урок по математике для 1 класса «Присчитывание и отсчитывание по 3. Составление и решение задач»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока составила Вершинина Валентина Евгеньевна

МБОУ «СОШ № 16» УР г. Глазов

Технологическая карта урока

Предмет:

Математика

УМК

«Школа России»

Класс:

1

Тема урока:

«Присчитывание и отсчитывание по 3. Составление и решение задач»

Тип урока:

Комбинированный

Формы и методы обучения:

Проблемно-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Цели деятельности учителя:

Продолжать формировать умение записывать и находить значения суммы и разности в столбик (без перехода через десяток), выполнять проверку вычислений; развивать навыки устного счета, умение преобразовывать величины, чертить отрезки, находить периметр многоугольника

Планируемые результаты:

Предметные:

Сформировать навыки сложения и вычитания в случаях вида [ ] + - 3, упражнять в присчитывании и отсчитывании по 3. Вырабатывать вычислительные навыки, умение сравнивать числа и выражения. Развивать умение составлять задачи по рисунку и заданной схеме, решать их. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Метапредметные:

Строить и формулировать предложения с помощью учителя, отвечать на вопросы, излагать свои мысли; правильно читать задания учебника; называть сказки, связанные с числом 3. Повторить понятия «позже», «раньше».

Регулятивные:

Умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе данного эталона; высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при работе в парах и группе.

Личностные:

Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Межпредметные связи: Технология: организация и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатом; литературное чтение: осуществление выбора способов деятельности, реализация их на практике.

Образовательные ресурсы: М.И. Моро и др. Математика. 1 класс; электронное приложение к учебнику М.И.Моро (CD - ROM) ; система уроков по учебнику М.И.Моро и др./авт.сост. С.В.Савинова

Основные понятия и термины:

Сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, задача, присчитывать, отсчитывать.

Этапы урока, время

Планируемый результат в области

УУД, предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приёмы

I. Орг. м.

1 мин.

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Организовать своё рабочее место под руководством учителя (коммуникативные УУД)

Долгожданный дан звонок. Начинается урок!

Руки! -

Ноги! -

Ручки! -

Спинка! -

- Оцените свою готовность к уроку.

- Садитесь.

- На месте!

- На месте!

- У края!

- Прямая!

Показывают смайлики (Жёлтый, зелёный или красный)

Словесный

II. Актуализа-

ция

знаний

2 мин.

Организовать актуализацию умений находить недостающее число, обобщать ответы, подвести к формулировке темы урока.

Находить ответы на вопросы, используя внимание, свой жизненный опыт и знания (познавательные УУД)

- Считая от 1 до 10, я пропустила при записи одно число.

- Какое?

- Расскажите о числе 3 по плану:

1) Что у вас в жизни связано с числом 3.

2) Где мы видим цифру 3, слышим о числе три?

3) В названии каких сказок встречается число 3?

Рассматривают: Слайд 1

7 10

8 1

2 5 6

4 9

- нет 3

1) День рождения 3 числа, автобус. …

2) триколор имеет флаг, светофор, …

Слайд 2

3) «Три поросёнка», «Три богатыря», «Три медведя», …

Наглядный

Беседа

Наглядный

III. Минутка чистописа-ния

2 мин.

Закрепить умение правильного написания и знания цифры 3.

Распознавать цифру в знаковой системе (познавательные).

Адекватно оценивать и вносить корректировку

(регулятивные)

- Кто догадался, в написании какой цифры мы будем упражняться?

- Взгляните на образец её написания.

- Откуда начнём писать?

- Открываем тетрадь и прописываем.

- Выделите. Отметьте самые красивые и правильные

- Цифры 3

Слайд 3

Рассматривают образец,

Проговаривают

и прописывают.

Отмечают условным знаком.

Наглядный

Практический

IV. Определе-ние темы, постановка целей

2 мин.

Подвести детей к формулировке темы и целей урока.

Прогнозировать (регулятивные), строить высказывание, формулировать тему, цель (познавательные).

Читать текст, вычитывать информацию (коммуникативные).

Целеполагание (регулятивные).

- С какой цифрой и с каким числом мы поработали?

- Попытайтесь сформулировать тему урока, используя карточки:

+

-

3

по

[]

[]

- Проверим наши предположения.

- Открываем учебник на стр. 112 и читаем тему урока.

- Наши предположения подтвердились.

- Какие цели поставим?

Цифра 3, число 3.

- Я думаю, мы будем к [ ] (числу) + по 3 и из [ ] (числа) - 3

Открывают учебник, читают:

- Будем учиться прибавлять к числу по 3 и вычитать из числа по 3; составлять и решать задачи.

+ и - по 3, …

Наглядный

V. Устный счёт.

6 мин.

Выявить уровень освоенности пройденного материала.

Проговаривать задания (регулятивные).

Контролировать - в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (регулятивные)

Выполнять мыслительные операции по указанной инструкции (регулятивные)

- Продолжим разминку.

- Сформулируйте задания:

1 чел. 2 чел.

5 * [] = 7 2 О 5

8 * [] = 6 10 О 6

4 * [] = 3 8 О 8

3* [] = 3 7 + 1 О 9

8 * [] = 10 6 - 1 О 5

- У доски будут выполнять … и …. .

- После решения берёте карточку и проверяете самостоятельно.

- Остальные работают со мной, показываем ответы карточками из наборного полотна.

1) Какое число следует за числом 4?

2) За числом 7?

3) Какое число стоит перед числом 9?

4) Увеличь 4 на 2. Как ты считал?

5) Уменьши 7 на 2. Как считал?

6) 3 да 3.

7) 6 без 2.

8) Первое слагаемое 6, второе 1. Найдите сумму.

9) Увеличь 8 на 1 и снова на 1. Докажи.

- Оцените свою работу.

- Послушаем как оценили свою работу ребята, работающие у доски. Расскажите по плану.

- Как вы себя оцениваете, озвучьте свой выбор.

- Я думаю, хорошо поработали, пора отдохнуть.

Формулируют:

- Вместо окошечка нужно поставить число, а вместо кружочка знаки…

У доски 2 человека.

Самопроверка по эталону.

Достают наборное полотно, показывают карточки с числами ответами.

5

8

8

6

5

6

4

7

10

Показывают смайлики, анализируя свою работу по плану:

Задание? Выполнил?

Правильно? Сам?

Жёлтый смайлик - задания были трудные, но я справился.

Зелёный - не все задания были лёгкими, но я справился.

Красный - задания для меня слишком трудные. Мне нужна помощь.

Индиви-

дуальная

работа

Фронтальный опрос, практическая работа

VI. Физминут-

ка.

2 мин.

Переключить с одного вида деятельности на другой.

Распределять пространство в классе. Слушать и проговаривать вербальные сигналы

(коммуникативные)

- Отдохнём с тремя медведями.

- У медведя во бору. Грибы, ягоды беру, а медведь не спит, всё на нас глядит. Корзинка опрокинется, медведь за нами кинется.

Корзинка опрокинется, медведь за нами кинется.

Дети повторяют слова и имитируют движения.

Здоровье - сберегающий

VII. Работа по теме урока.

7 мин.

Познакомить с приёмами сложения и вычитания.

Воспринимать на слух и соотносить с действиями (познавательные).

Строить рассуждение, выделение, осуществление анализа объекта, установление

причинно -

следственные связи

( познавательные)

- Приступаем к изучению новой темы.

- Напомните…

- Помогать нам будет медвежонок, его роль исполнять будет … (по желанию)

- Приготовьте наборное полотно и показывайте ответы карточками:

- К какому числу начнём + по 3?

- Записывать будет … [ ] + 3 =

- Теперь к какому числу + 3? [ ] + 3 =

- Следующее число, + 3? [ ] + 3 =

- Какие числа получились при сложении:

- Проверим правильность выполнения по учебнику на стр. 112 по розовым карточкам.

- Что мы сейчас научились делать?

- Учимся вычитать по 3.

- Записывать будет …

- Из какого числа начнём вычитать ?

Смотрим в учебник, какое это число?

[ ] - 3 =

- Остановились на 7, Мишка делает 3 шага назад [ ] - 3 =

- Теперь из какого числа вычтем?

[ ] - 3 =

- А можно из единицы вычесть 3? Почему?

- Итак, помогите мне закончить предложение: Если + к числу по 3, делаем …

- Если из числа вычитаем по 3, то делаем …

- Оцените свою работу. Как вы поняли тему?

- Используйте этот приём при решении примеров.

Дети называют тему урока.

Ребёнок одевает маску и выполняет соответствующее количество шагов.

Дети работают с наборным полотном.

На доске ребёнок дополняет запись и получается:

1 + 3 = 4

4 + 3 = 7

7 + 3 = 10

Карточки 1, 4, 7, 10

Делают вывод.

На доске ребёнок делает записи.

Наблюдают по учебнику, отвечают на вопросы.

10 - 3 = 7

7 - 3 = 4

4 - 3 = 1

Нет. Из меньшего числа большее не вычитается.

Делают вывод:

Три шага вправо от числа, называем третье число от числа…

Три шага назад, называем третье число слева…

Показывают смайлики.

Объяснительно - наглядный







Словесный

VIII. Закрепле-

ние темы урока.

4 мин.

Выявить умение использования данного приёма при решении = 3 и - 3 через самостоятельную работу.

Осмысление своих сил, возможностей, знаний (личностные).

Контроль - в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

(регулятивные)

- Выберите себе задание:

Трудное: на жёлтых листочках.

Не очень трудное: на зелёных.

Лёгкое - на красных.

- Находим листочки такого же цвета и проверяем самостоятельно.

- Оцените свою работу.

- Кто допустил ошибки? Что нужно сделать, чтобы быстро решать и не было ошибок?

- Это и будет вашим домашним заданием.

Самостоятельный выбор и решение.

Самопроверка по эталону.

Показ смайликов.

Делают умозаключение:

Выучить. …

Дифференци-рованная работа

IX. Работа над задачей.

Организовать актуализацию умений наблюдать, обобщать предметы, находить лишний. Составлять по рисунку и заданной схеме задачи, решать их.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на других уроках

(познавательные).

Оформлять свои наблюдения в устной форме и письменной (коммуникативные).

Адекватно оценивать усваиваемое содержание (личностные).

- Найдите в учебнике на стр. 112 № 5.

- Рассмотрите маски, будьте внимательны и отвечаем только на мои вопросы полным ответом :

!) Сколько всего масок?

2) Есть ли среди них хоть одна маска медведя? Сколько?

3) Сколько масок домашних животных? Назовите их?

4) Чью маску можно назвать лишней? Почему?

- Составьте задачу по данному выражению и решите её.

- Запишем решение. К доске…

Оцените своё умение отвечать на вопросы, составлять и решать задачи.

7

1

2

Кошка и собака

Сова

Птица

Составляют задачу: Дети вырезали 5 масок. Ещё нужно вырезать 2. Сколько всего будет масок?

Самостоятельно оформляют решение в тетради и у доски ученик. 5 + 2 = 7 (м.)

Ответ: 7 масок.

Показ смайликов.

Проблемно - поисковый

X. Работа по группам.

3 мин.

Организовать решение логической задачи по группам.

Смысловое чтение (познавательные). Строить логическую цепочку (познавательные).

Слушать одноклассников, соглашаться или аргументировано возражать

- А вы знаете, у лисы сегодня день рождения? Она пригласила гостей и среди них есть медведь, волк и заяц.

- Откроем учебник на стр. 109, № 8.

Читает …

- Работать будете в группах. Напомните, как работаем в группе? Что нужно делать, чтоб не ссориться?

- Проверяем. Слушаем 1 группу: …

- Следующие группы…

Рисунки в двух экземплярах.

Работают по учебнику

Называют правила работы, распределяют роли.

Отчитываются:

У нас было задание ответить на вопрос: «Кто пришёл к лисе первым?» У нас получилось…

Наглядно - практический

XI. Работа в парах.

2 мин.

Организовать работу в парах на выработку вычислительных навыков.

Планировать учебное сотрудничество (коммуникативные).

Устанавливать логическую последовательность (познавательные).

- Пора и чаем угостить зверушек.

Работать будете в парах.

- Ваша задача создать чайную пару: один из пары берёт блюдце, другой чашку. На них числа. Вы должны суметь договориться, составить пример на + или - , в котором обязательно должно быть число 3. После того, как составили и решили выражение, находите ответ, показывая карточкой.

Договариваются, подбирают числа, составляют выражение, находят ответ и озвучивают свои действия с показом чайной пары и с карточкой-ответом.

Наглядный

Практический

XII. Рефлексия.

1 мин.

Осознавать важность полученных знаний, понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности (регулятивные).

Уметь полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание

(коммуникативные).

Осознавать начальные формы рефлексии (познавательные).

Осознавать важность полученных знаний; приобрести мотивацию к учебной деятельности; овладеть начальными навыками адаптации в обществе (личностные).

- Чему учились на уроке?

- Расскажи, ты какую цель ставил…?

- Что показалось трудным?

- Что будешь делать, чтобы в следующий раз не испытывать трудности?

- Что понравилось на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют удовлетворённость, неудовлетворённость своей работой на уроке.



Показ смайликов.

Беседа


© 2010-2022