• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами

Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение грамоте

Урок «Я познаю современный мир»

Урок литературного чтения. Тема: Согласные звуки [д], [д'], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде­ние над однокоренными словами.

Цели:

- формируем умение различать гласные и согласные звуки;

- формируем умение выделять звук в слове;

- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

- формируем умение писать предложения;

- формируем умение анализировать текст.

Оборудование: буквы печатные и письменные, в т.ч. Д, картинки «дом», «дым», «дерево», «дупло», «дятел», «дедушка», «дорожка», «дрова», «дети». Символы: Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний



1 3 Учитель читает текст и выставляет таблички с иллюстрациями на доске в определённой последовательности. Таблички со словами - опора для запоминания. Это… Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами. . Из трубы идёт… Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами. . У дома растёт … Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами. . В дубе … Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами. . У дупла … Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами. .

У дома сидит … Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами. .

К дому ведёт … Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами. . У дорожки … Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами. .

У дома играют … Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами. . - Какие слова понадобились, чтобы создать эту картину? (Дом, дым, дуб, дупло, дятел, дед, дорожка, дрова, дети.) - Послушайте внимательно и произнесите сами слова: дом, дым, дуб, дупло, дорожка, дрова. Что вы заметили? - Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с твёрдого со­гласного звука [д].) - Произнесите эти слова. Назовите звук, с которого они начинают­ся. (С твёрдого согласного звука [д].) Прикрепляем синий кружок. - Послушайте внимательно слова: дед, дятел, дети. Что вы заме­тили? - Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с мягкого со­гласного звука [д'].) - Как вы думаете, какая будет тема урока?

Составление плана урока.

План (примерный) 3 2

  1. Знакомство с новыми звуками и буквами.

  2. Звуко-буквенный анализ слов.

  3. Знакомство с написанием буквы Д.

  4. Чтение слогов.

  5. Чтение предложений и текстов.

  6. Письмо слов и предложений.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.- Каким кружком обозначаем такие действия?


Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.



ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Учитель показывает на схемах синие и зелёные кружочки, дети на­зывают звуки [д], [д'].

- Какой буквой обозначают на письме эти звуки? Найдите её на доске (ленте букв).

- На что похожа эта буква?

- Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д - труба печная.

Этот домик - буква Д. - Звонкий звук или глухой? - Какой головной убор нарисовать человечку? (Кладём ладонь на горлышко и произносим звуки, чувствуем дрожь, вибрацию - следовательно, эти звуки звонкие, потому нарисуем звоночек.)

1. Работа в «Букваре», с. 92. Работа со схемой. Заполняем схему-«человечка» в «Букваре». Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.- Итак, что мы узнали про новую букву Д? - Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.2. Работа в тетради для печатания, с. 30. - Прочитайте слоги. - Напечатайте их. - С печатной буквой познакомились, давайте посмотрим, как пишется прописная буква Д. Где мы сейчас будем работать? 3. Работа в прописи. 2 5 Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами. 1) - Откройте прописи на с. 14. Посмотрите на табло.

- Из каких элементов состоит буква?

- В каких буквах эти элементы встречаются? (О, А, У, З.) Учитель соединяет на доске элементы буквы Д: - Пишу букву А, но не закругляю вправо, а веду вниз, как у буквы У. 2) - Напишите элементы буквы Д разными цветными ручками. 3) Гимнастика для пальцев: постукивание, сжимание, разжима­ние, поглаживание. 4) - Посмотрите на картинку. Что нарисовано на картинке? - Кто нарисован на картинке? - Давайте составим текст по этой картинке. Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.4. Работа в парах. 4 Дети составляют текст и рассказывают его друг другу. Одного-двоих учеников можно попросить озвучить текст. - Озаглавьте этот текст. Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.- Что мы сейчас с вами делали? - Какое умение формировали? (Умение владеть речью.) 5) - Обведите линии на рисунке. - Чему мы сейчас научились? (Познакомились с печатной и письменной буквой Д.) - Что теперь мы сумеем сделать? (Прочитать слоги.)

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.




ΙΙΙ. Применение нового знания

Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.1. Работа в «Букваре». 5 6 2 1) Звуко-буквенный анализ. - Вернёмся к словам нашего рассказа (картинкам на доске). - У каких слов поставили си­ний кружок? Почему? - У каких слов - зелёный кружок? Почему? - Назовите ещё раз слова с твёрдым согласным звуком. - Назовите слова с мягким согласным звуком. 2) Составление рассказа. - А давайте проверим нашу память. Кто может вспомнить нашу картину с опорой на схемы? Повторение рассказа учащимися - 2-3 человека. - Можно ли сказать, что это текст? Почему? - Где происходили события? (Во дворе, в деревне.) - Как можно было бы назвать этот текст? - Озаглавьте. (Во дворе у деда. В деревне. Двор дедушки.) - Подберите имя дедушке. Вы догадались, с какой буквы должно начинаться имя деда? (Д: Денис, Дима, Де­мьян.) Повторение рассказа с названием и именем дедушки. 3) Чтение слогов (с. 92). - Подготовимся к чтению слогов: а) чтение про себя; б) девочки читают слоги с буквой Д, а мальчики - слоги с буквой Т; в) поменялись ролями; г) чтение вместе: с буквой Д - громко, а с буквой Т - тихо. - Что мы сейчас делали? (Читали слоги, составляли рассказ.) Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.- Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью.)

Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами. - Мы прочитали слова. Как вы думаете, что мы будем делать дальше? (Писать слоги.)

- Давайте попробуем написать слоги. Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.2. Работа в прописи. 4 Написание слогов с буквой Д, отработка соединений. Подчёркива­ние самых красивых букв. - Чем отличаются соединения в написании до и од? (До - о пишет­ся сверху, в од - о начинаем писать снизу.) Рекомендуется использовать ручки разного цвета для письма на каждой строке: рука отдыхает при смене цвета, ребёнок успевает ана­лизировать написанные слоги. Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.3. Работа в «Букваре». 5 6 - Что читать легче: слоги или слова? - Почему? - Подготовимся к чтению 1-го столбика. - Прочитайте слово, похожее по значению на слово мысль. (Дума.) - Слово, обозначающее женщину. (Дама.) - Действие, которое производят наши лёгкие, нос. - Какой вопрос можно задать к слову душа? - Подготовьтесь к чтению 2-го столбика. - Найдите слова, близкие по смыслу. (Дол и долина.) - Чем отличаются слова дом и домик? (Значением, по составу.) - Подготовьтесь к чтению 3-го столбика. - Можно ли объединить слова этого столбика в группы? - В какие? (По каким признакам?) - Прочитайте эти группы. - Что общего в словах 4-го столбика? - А что приятнее: дарить или получать в дар? - Можно ли сказать, что слова 5-го столбика тоже имеют что-то общее, похожее? - Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие. - Прочитайте слова с приставками. Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.- Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, понимать речь.)
Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.4. Работа в прописи. 1 3 Списывание с письменного образца (с. 15). 1) Прочитайте слова (дом, дым). - Чем они отличаются? Обведите. 2) Обведение по образцу слов с комментированием (по выбору учителя): доска, дракон, Родина, род, родник, друг, подруга. - Какие соединения с буквой Д встретились в этих словах? Учитель показывает на доске соединения букв в словах с буквой Д. 3) Образование и запись однокоренных слов по картинкам (дома, домик, домики, домишко), выделение корня и суффикса, беседа о лексическом значе­нии слов. 4) Знакомство со словарными словами город - огород. (По происхождению это однокоренные слова.) - Сравните слова: о-город, город, из-городь, город-ить. Все эти слова образовались от слова город, что означало «обнесённый часто­колом». Запись слов, постановка ударения, подчёркивание букв безудар­ных гласных звуков. 5) Работа над предложением. У Лиды подруга Лада. Чтение и анализ предложения. Запись с изменённым порядком слов. 6) Самостоятельная работа в парах со схемами-«человечками»: заверше­ние и самопроверка схем.

Проверка работы.


Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить работу? - Ты выполнил всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

7) Самооценка работы в прописи.


- Что у вас на этой странице получилось лучше всего? - В чём испытали затруднения?

- В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 9.

- Как оценили свою работу? Почему?

5. Работа в тетради для печатания (печатание слов на с. 30).

Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.6. Работа в «Букваре». 1 4 7 1 1) Чтение текста. Наблюдение за предлогами (с. 92). - Просмотрите на текст на с. 92. - Что заметили? (Это наш текст про деда.) - А чем отличаются наш текст и текст учебника? Прочитайте про себя. - Точно ли художник нарисовал картинку к тексту? - Какие слова выделены? - Как в русском языке называют такие слова? - А что будет, если вместо этих предлогов поставить другие? - Сколько букв потребовалось, чтобы написать эти слова? - Перечитаем текст, подчёркивая пробелы между предлогом и словом по ходу чтения. - Озаглавьте текст. 2) Чтение текста В. Хмельницкого «Дымок». 5 А) Работа с текстом до чтения. - Что изобразил художник? - Что напоминает эта картинка? - Кто автор текста? - Прочитайте название текста Виктора Хмельницкого. - А как вы думаете, это будет сказка или рассказ? (Принимаются все версии детей.) Проверим. Б) Работа с текстом во время чтения. а) Чтение по предложениям с комментариями. Ключевые слова за­писаны на доске и подчёркиваются по мере их появления в тексте. Над трубой появился белый дымок. - Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок - значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...) 2-е предложение: Осмотревшись, он быстро помчался вверх. - Автор оживил его. Заметили? (Осмотревшись, помчался.) 3-е предложение: - Постой, не спеши, - стала учить труба. - Какой вопрос зададим автору? (Почему стала его учить труба? Мудрая, давно живёт на крыше дома.) 4-е предложение: - Каким был дымок? (Любознательным.) - А как об этом сказано в тексте? (Некогда, я всё хочу увидеть.) 5-е предложение: - Почему так думает труба? - А что ответит дымок? Попробуйте предположить. 6-е предложение, чтение и подтверждение. - Каким образом ей ответил дымок? Прочитайте. - Выпалил - что означает это слово? (Сказал очень громко, быстро.) - Что произойдёт дальше с ним? (Предположения.) - Читайте 7-е предложение не спеша. 7-е предложение: И... - Что хотел при помощи многоточия выразить Виктор Хмельниц­кий? 8-е предложение. - Что же случилось с дымком? - Почему? (Растаял. Не успела пред­упредить труба.) - Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что дымок растаял? 9-е предложение. - А как текст об этом говорит? Размышляем дальше. - Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш дымок? б) Выявление первичного восприятия. - За какие важные мысли можно автору текста сказать «спасибо»? - Сказку подарил нам Виктор Хмельницкий или рассказ? - Задайте друг другу вопросы. В) Работа с текстом после чтения. Творческое задание.

  • Мы не узнали, какие путешествия и приключения ждали наше­го героя. Пофантазируйте. Нарисуйте.
  • Расскажите, о чём вы мечтаете, когда смотрите на облака.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.



ТООУ

ТООУ

ΙV. Итог

- Какая была тема урока? - Что нового мы узнали сегодня о русском языке? 4 4 - А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД.
- Все ли пункты плана выполнили? - Чему научились на уроке? - Кто или что вам помогало справиться? - Кто доволен сегодня своей работой? - Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

- Отметьте своё настроение в дневнике.

ТООУ

V. Домашнее задание (по желанию)

- Заштрихуйте рисунок на с. 14. Составьте рассказ.


Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно вставляли и анализировали слова.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Работа в прописи


* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали буквы.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

1. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно читали и анализировали слова.

2. Работа в прописи


* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова и предложения.

3. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно анализировали текст.





Приложение









Урок литературного чтения на темуСогласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами.

13

© 2010-2022