В гостях у сказки (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № »





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

В гостях у сказки



Составитель; Юрченко И.Д..

учитель начальных классов



Кашира, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг. Рабочая программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011). Программа «В гостях у сказки» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Внеурочные занятия «В гостях у сказки» помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Специфика организации занятий по программе «В гостях у сказки» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности


АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели занятий:

- создание на практике условий для развития читательских умений и

интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся

начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений Задачи:

- способствовать формированию активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формировать познавательный интерес и любовь к чтению, развивать интерес к творчеству писателей;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащать нравственно-эстетический опыт ребенка.


ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 6,5-10 лет. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.

Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие направлено как на формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на формирование нравственных и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Программа «В гостях у сказки» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю (продолжительность занятия 25 минут) во внеурочное время в объеме 32 часа в год - 1 класс, 33 часа в год - 2-4 класс.

Изменения, внесённые в программу:

Так как базисный учебный план школы рассчитан не на 34, а на 35 учебных недель, то количество часов увеличится на 1, т.е. в 1 классе- 33 часа в год, вместо планируемых 32 часов. Один час планируется для вводного занятия и инструктажа по технике безопасности. Во 2 - 4 классе - 35 часов в год.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;


  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:
  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


Познавательные учебные умения:
  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:
  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:
  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
  • книге и героях;
  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
  • заданную тему;
  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • пользоваться аппаратом книги;
  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.



ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1.Проверка читательских умений: сформированность техники чтения, навыков работы с книгой, знание ее элементов, навыков работы с текстом.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)

Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет-

2. Почему ты любишь читать?

-можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да

-нет-

4. Что ты любишь читать?

-стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

-читают

-не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу

-не могу

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводное занятие

Знакомство с предметом изучения. Инструктаж по технике безопасности.

Здравствуй, книга

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация

(определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам

(работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной

из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских

книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура

книги-сборника.

В. Сутеев - автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре

книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения

Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских

писателей на страницах журналов.

Сказки зарубежных писателей

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро

«Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Книги-сборники стихотворений для детей

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра

«Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови»

Дети - герои книг

Дети - герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка

и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения

Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка». Парад героев сказок.

Дети - герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая

рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский

«Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».

Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков

«Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

Книги о животных

Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акмушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

Универсальные учебные действия:

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

- пользоваться аппаратом книги;

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.- М.: Либерия, 1999.
  2. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост.П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
  3. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред.П.А. Николаев. - М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
  4. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
  5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980
  6. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980
  7. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006
  8. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. - «Лист», Москва, 1997
  9. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
  10. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). - Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
  11. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006



Список художественной литературы для 1 класса

Рассказы и сказки о природе
Акимушкин И.«Природа- чудесница»
Бианки В. « Латка», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт», «Где раки зимуют»
Пришвин М. «Берестяная трубочка»
Чарушин Е. «Про Никитку»
Шим Э. «Рассказы и сказки о природе»

Сказки
Катаев В. «Дудочка и кувшинчик», «Цветик - семицветик»
Остер Г. «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев»
Родари Д. «Голубая Стрела»
Сутеев В. «Сказки»
Хитрук Ф. «Каникулы Бонифация»
Хогарт Э. «Мафии и его весёлые друзья»
Чуковский К. «Сказки»

Рассказы
Толстой Л. «Филипок», «Липунюшка», «Котёнок»
Ушинский К. «Четыре желания», «Проказы старухи Зимы», «Плутишка кот», «Петушок с семьёй»
Носов Н. «Заплатка», «Фантазёры», «Шурик у дедушки», «Бобик в гостях у Барбоса»
Пермяк Е. «Торопливый ножик», «Как Маша стала большой», «Как Миша хотел маму перехитрить»
Осеева В. «Волшебное слово»

Стихи
Аким Я., Барто А., Берестов В., Заходер Б., Маршак С, Михалков С, Сеф Р.



Список художественной литературы для 2 класса

Русские народные сказки

1. «Баба-яга»

2. «Волшебное кольцо»

3. «Дочь - семилетка»

4. «Ленивая Арина»

Алтайские сказки

1. «Алын-Манаш»

2. «Семь братьев»

3. «Нарядный бурундук»

Армянские сказки

1. «Взаимная помощь»

2. «Богач и бедняк»

3. «Ремесло дороже золота»

4. «Мудрый ткач»

Башкирские сказки

1. «Ленивая девочка»

2. «Падчерица»

Белорусские сказки

1. «Солдат Иванка»

2. «Как мужик царского генерала проучил»

3. «Зайчики»

4. «Лисица-хитрица»

Бурятские сказки

1. «Девица Хонхинур»

2. «Девица Шурэлдэхэн»

3. «Хитрый кот»

4. «Как собака нашла себе хозяина-друга»

Грузинские сказки

  1. «Дочь охотника»

  2. «Сын охотника»

  3. «Лиса и медведь»

  4. «Лиса и перепёлка»

Ингушетские сказки

  1. «Возвращение Благодати»

  2. «Чья вина»

  3. «Сон или сказка?»

  4. «Кузнечик и муравей»

Кабардинские сказки

  1. «Малыш и великан»

  2. «Трудовые деньги»

Казахские сказки

  1. «Награда мудрости»

  2. «Дочь хана и визирь»

  3. «Сапожник»

  4. «Сапожник и хан»

Калмыцкие сказки

  1. «Злая ворона»

  2. «Весёлый воробей»

  3. «Птица Куклухай»

Карачаевские сказки

  1. «Два орла»

  2. «Чёрный орёл»

Бурятские сказки

  1. «Как тугодумовцы лодку строили»

  2. «Как тугодумовцы рыбу удили»

Мордовские сказки

  1. «Дуболго Пичай»

  2. «Сыре-варда»

Нанайские сказки

  1. «Хвастун»

  2. «Пустая голова»

Осетинские сказки

  1. «Богатырь Домбай»

  2. «Правдивый и в воде не тонет»

Таджикские сказки

  1. «Вельможное одеяние»

  2. «Завещание Мушфики»

Татарские сказки

  1. «Знание всего дороже»

  2. «Три совета отца»

Чеченские сказки

  1. «Три жемчужины»

  2. «Спасибо, сказанное ветру»

Сказки про птиц.





© 2010-2022