Разработка урока Сложное предложение

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка.

Учитель: Мустафина Райхан Хамидуловна

Название: УМК «Л.В.Занкова» Предмет: Русский язык Класс: 4А

Тема урока: Общее знакомство со сложными предложениями

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе « Сложное предложения»

Тип урока: Урок изучение нового материала

Цель урока: Изучение структуры сложного предложения через организацию практической деятельности в процессе работы по технологии РКМЧП ( развитие критического мышления через чтение и письмо).

Задачи урока: познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём; развивать критическое мышление, умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Приемы ТРКМЧП: кластер, инсерт, синквейн. Оборудование: экран, проектор, доска, компьютер (презентация)

Этап урока

время

Содержание учебного материала

Методы и приемы

работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД

Организационный момент:

1.Настрой учеников на учебную деятель-ность

2. Сообщение темы урока

2 мин

- Вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки те, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

-Все трудности можно преодолеть, если все делать с настроением и с хорошими мыслями, чего и вам желаю!

- Мы с вами продолжаем изучать большую тему «Предложение».

Словес-ный

Фронтальный

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Эмоциональный настрой на урок.


Выполнение требований учащимися


Формирование личностных УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний.

Стадия вызова Кластер

4 мин

- Как вы считаете, все ли мы знаем о предложении? - Что мы уже знаем?














Прием РКМЧП

Дети составляют кластер. Графическая систематизация знаний.

Систематизирует информацию до изучения нового материала.

На доске заполняется кластер группой детей. Остальные дети работают в группах, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу.

Формирование

коммуникативных УУД.

Слушать и понимать речь других;

- высказывать свое мнение; умение работать в группах по решению поставленных проблем;

- вырабатывать совместные решения ;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Стадия вызова

2 мин − Что у вас вызывает трудности? - Какую цель мы ставим себе на урок?

Контроль знаний

фронтальный

Определение темы и целей работы на уроке. Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Систематизирует информацию до изучения нового материала.

Формирование регулятивных УУД.

Обучающиеся учатся:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, предложенному учителем

Стадия осмысле-ния.

10 мин

- Посмотрите и скажите о чем идет речь? (Слайд)

1. Сложными бывают…..

2. Сложными бывают….

- Какие слова называются сложными?

Приведите примеры, обоснуйте ответ.

-Какие же предложения называются сложными?

- Чему должны научиться сегодня на уроке?

2)Работа по карточкам. Дайте характеристики предложений.

1 В тумане падают листья.

2 Скоро осень проснется и заплачет спросонья.

3 Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал

4 Весной по утрам тонкий лед еще покрывает лужицы, а воздух пахнет морозом.

- С какими предложениями мы не знакомились подробно?

- Что-то вы уже знаете о них?

3) Чтение правила в учебнике стр. 94-95 (Прием РКМЧП Маркировка по методу insert (инсерт)

+ - уже знал ! - новое ? - хочу узнать подробнее

- Что нового вы узнали из сообщения? - Какие же предложения называются сложными?

Поисковый





Прием РКМЧП

Маркировка по методу insert (инсерт)

+- уже знал

! - новое

?- хочу узнать подробнее

Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний.




Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации





Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации.

Формирование регулятивных УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-осуществлять контроль, взаимоконтроль результатов деятельности.

Формирование познавательных УУД:

ориентироваться в учебнике;

- пользоваться инструкциями;

- выделять и формулировать познавательную цель в результате совместной работы класса и учителя; ставить и формулировать проблемы в результате совместной работы класса и учителя;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

-применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ.

Закрепле-ние изложен-ного материала

9 мин

1. (Запись в тетрадях, разбор предложений, составление схем)

Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал. (схема)

Весной по утрам тонкий лед еще покрывает лужицы, а воздух пахнет морозом.

(схемы)

- Как связаны между собой части сложного предложения? (Интонацией)

- А как еще могут быть они связаны? (Союзами и, а, но)

- Как отделяются части сложного предложения на письме?

Практичес

кий

Фронтальный

Наблюдение, помощь по просьбе учащихся.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации.

Дополняют друг друга и превращают разные мысли в одну, более полную.

Регулятивные УУД:

-ориентироваться в учебнике;

- пользоваться инструкциями;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила;

-выразительно читать текст.

Физминутка

2 мин

Слайд

Зарядка

Направлена на сохранение здоровья детей.

Динамическая пауза

Создание здоровье сберегающей среды.

Самостоятельная работа









Стадия осмысле-ния.

8 мин

1) -Составьте алгоритм (инструкцию), как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. (В парах) Алгоритм

1. Найди и подчеркни …

2. Посчитай …

3. Если основ две или больше, то это …

4. Найди границы …

5. Поставь …

2) Расставьте знаки препинания. (слайд )

В тумане падают листья.

Наступили яркие весенние деньки и солнце греет сильнее.

Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.

Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт.

- Сколько сложных предложений вам встретилось? (2,4) Докажите, что они сложные.

- Что можете сказать о третьем предложении?

- Что соединяет союз в этом предложении?

- В каком случае ставится запятая? (если это части сложного предложения)

3) Чтение сообщения (слайд)

Разработка урока Сложное предложение

- Что мы знали?

- Что нового узнали?

4) - Отделите вертикальной черточкой простые предложения в сложном.

- Сравните: при каком построение предложений речь плавная, а при каком отрывистая? Почему?

- Простые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения.

5) - Можно ли любые простые предложения соединить в сложное? Почему?

Проверим ваши наблюдения. Я приготовила вам задание. Продолжите предложение, чтобы получилось сложное. (слайд )

(На экране появляется первая часть предложения и варианты его продолжения.)

На опушке леса стоял огромный дуб ,….

Учитель: Предлагаю выбрать продолжение из вариантов на экране.

Мы собирали грибы.

На рассвете поднялся ветер.

В его ветвях сновали птицы.

Можно придумать и свой вариант продолжения.

Проверка. Назовите свой вариант предложения, доказав, что это сложное предложение. (слайд )

На опушке леса стоял огромный дуб, в его ветвях сновали птицы.

На опушке леса стоял огромный дуб, в его дупле сидела белка.

-Получилось ли соединить два предложения в одно? -Не везде получилось

-Что вы заметили?

-В предложениях высказываются разные мысли.

-Какой же следует вывод?

(слайд)

Разработка урока Сложное предложение

Практический






Прием РКМЧП

Маркировка по методу insert (инсерт)

+- уже знал

! - новое

?- хочу узнать подробнее


Практичес-кий







Прием РКМЧП

Маркировка по методу insert (инсерт)

+- уже знал

! - новое

?- хочу узнать подробнее



Работа с текстом


Осуществление контроля и проверки полученных знаний.



Фиксируется недопонятая информация.



Наблюдение, помощь по просьбе учащихся






Фиксируется недопонятая информация



Выполнение практических заданий на основе изученной информации.

Проверка уровня своих знаний по данной теме.



Находят в тексте информацию.



Выполнение практических заданий на основе изученной информации






Находят в тексте информацию.

Формирование регулятивных УУД:

- пользоваться инструкциями;

- ставить и

применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила;

-выразительно читать текст.

Регулятивные УУД







Регулятивные УУД:

- пользоваться инструкциями;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила;

-выразительно читать текст.

Проверка знаний

  1. минмин

Упр.409 стр.92

1 вариант - отметить сложные предложения

2 вариант - отметить простые предложения

Практичес-кий

Самостоятельная работа

Контроль за применением полученных знаний уч-ся, определение той части учащихся, которая не освоила новый учебный материал

Осуществляют контроль и самоконтроль своих знаний

Формирование регулятивных УУД:

- применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

-применять правила.

Рефлек-

сия

2 мин

- Я предлагаю вам написать синквейн.

Речь

Прием РКМЧП Синквейн

Работа в паре

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля

Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Формирование

коммуникативных УУД:

- высказывать свое мнение;

-умение работать в паре по решению поставленных проблем;

- вырабатывать совместные решения при работе в паре;

Формирование познавательных УУД:

представлять информацию в виде текста (синквейн).

Итог урока


1 мин

- Чему мы учились сегодня на уроке?

- С какими затруднениями столкнулись на уроке?

- Что необходимо добавить в кластер?

Словесный

Фронтальный,

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля

Дети вносят дополнения в кластер

Формирование познавательных УУД:

-извлекать информацию представленную в разных формах (схема);

- анализировать, сравнивать, группировать

Задание на дом

1 мин

Написать сочинение по картине, используя сложные предложения.

Разработка урока Сложное предложение

Словесный

Запись домашнее

го задания

Определение и разъяснение

уча-ся критериев успешного выполнения дом. задания

Объективное оценивание уровня своих знаний.

Формирование личностных УУД:

-мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Оценива

ние работы

1 мин

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Давайте оценим наши знания о предложение еще раз.

Разработка урока Сложное предложение

Словесный

Фронтальная

Оценивание уровня знаний.

Объективное оценивание уровня своих знаний.

Формирование регулятивных УУД:

- учатся осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.


© 2010-2022