Рабочая программа по музыке

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное казенное образовательное учреждение
«Краснодубровская основная общеобразовательная школа»


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________________ Н.Ф.Бубнова

«_28_»__августа__ 20_15__

Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №__1___

от «_29_»__08__20_15_г.

«Утверждаю»

Директор школы

_______________С.В.Миронов

Приказ № ___81___ от

«_29_»__августа___ 20_15__

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

ДЛЯ 2 КЛАССА






Составила:

учитель первой категории

Жукова М.П.





2015-2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2011 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с. При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник В. В. Алеева, Т. Н. Кичак «Музыка. 2 класс» (М.: Дрофа, 2008), рабочая тет­радь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему ор­ганизации образовательной деятельности педагога. При отборе и выстраивании музыкального репертуара в программе предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания музыки через ее интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой уча­щимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ. В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потреб­ностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образо­вания на основе государственного образовательного стандарта. Место предмета в базисном учебном плане. Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего обра­зования во 2 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю). Рабочая программа по музыке для 2 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки с предметами: «Литера­турное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир». В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), сти­левой подход, творческий метод (JI. Предтеченская), системный подход от частного к общему. Изучение музыки как вида искусства во 2 классе направлено на достижение следующей цели: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музы­кальной культуре как важнейшему компоненту гармонического развития личности. Структура документа. Рабочая программа по музыке для 2 класса включает следующие разделы:

  1. Титульный лист (название программы).
  2. Введение.
  3. Пояснительная записка.
  4. Список литературы.
  5. Учебно-тематический план.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наибо­лее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образова­тельного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с уче­том особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса. Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с. Содержание 2 класса углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкаль­ных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как «Музыкально-театральные жанры», «Музыкальные инструменты», «Музыка, живопись, поэзия», «Основы музыкальной грамоты». Целью уроков музыки во 2 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компонен­ту гармоничного развития личности. Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главны­ми из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интони­рование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация. Главная тема 2 класса - «Музыкальная прогулка». Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направле­ны на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнитель­ской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое инто­нирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю­бившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной ис­следовательской (проектной) деятельности и др. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты. Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям феде­рального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в про­грамму не внесено изменений. Для реализации программного содержания используются:
  1. Алеев, В. В. Музыка. 2 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2008.
  2. Алеев, В. В. Музыка. 2 класс [Текст] : рабочая тетрадь : пособие для общеобразоват. учреж­дений / В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2010.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса заключаются:
  • в наличии интереса к предмету «Музыка»;
  • в умении определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных опреде­лений, которые представлены в учебнике для 2 класса;
  • в умении определять характер и настроение музыки с учетом терминов: мажорный и ми­норный лады (весело, грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4; аккомпанемент;
  • в понимании главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров - оперы и балета;
  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест);
  • в узнавании по изображениям и в различении на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина;
  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (стремление к передаче характера песни, умение исполнять legato, поп legato, правильно распределять дыхание во фразе, делать кульминацию во фразе).

Литература Методические пособия для учителя:

  1. Музыка. 2 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2007. - 208 с.: ноты.
  2. Музыка. 2 класс [Электронный ресурс] : фонохрестоматия на 2 CD / В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009. - 2 электрон, опт. диска (CD-Rom).
  3. Музыка. 1-4 классы [Текст] : конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г. В. Стюхина. - Волгоград : Учитель, 2010.
  4. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: методическое пособие / JI. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
  5. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М.: Глобус, 2008.
  6. Курушина, Т. А. Музыка. 1-6 классы [Текст] : творческое развитие учащихся : конспекты уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград : Учитель, 2009.
Дополнительная литература для учащихся:
  1. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
  2. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Ми­нина. - СПб. : ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.
  3. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М..: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  4. Финкельштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкельштейн. - СПб. : Компози­тор, 1997.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под­готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
  1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : ru. wikipedia.org/wiki
  2. Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : classic.chubrik.ru
  3. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: music-dic.ru
  4. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic _music

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Тема года: «Музыкальная прогулка»

1

Прогулка

1

2

Картинки с выставки

1

3

Осенины

1

4

Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков

1

5

В оперном театре

1

6

Осень: поэт, художник, композитор

1

7

Весело - грустно

2

8

Озорные частушки

1

9

Мелодия - душа музыки

1

10

Вечный солнечный свет в музыке - имя тебе Моцарт!

1

11

Музыкальная интонация

1

12

Ноты долгие и короткие

1

13

Величественный орган

1

14

«Балло» означает «танцую»

1

15

Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»

1

16

Зима: поэт, художник, композитор

1

17

Для чего нужен музыкальный размер?

2

18

«Марш Черномора»

1

19

Инструмент-оркестр. Фортепиано

1

20

Музыкальный аккомпанемент

1

21

Праздник бабушек и мам

1

22

«Снегурочка» - весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова

2

23

Диезы, бемоли, бекары

1

24

«Где это видано...»

1

25

Весна: поэт, художник, композитор

1

26

Звуки-краски

1

27

Звуки клавесина

1

28

Тембры-краски

1

29

«Эту музыку легкую... называют эстрадною...»

1

30

Музыка из детских кинофильмов

1

31

Музыкальные театры мира

1

Средства обучения. 1. Печатные пособия:
  • комплект портретов композиторов;
  • демонстрационный материал: Музыкальные инструменты. Комплект пособий для дошко­льных учреждений и начальной школы (Харьков: Ранок, 2007).
    1. Информационно-коммуникационные средства:
  • «Антология русской симфонической музыки» (8 CD).
  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (8 CD).
  • «Большая энциклопедия России: Искусство России» (1 CD).
  • Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (1 CD).
  1. Технические средства обучения:
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран проекционный,
  • принтер,
  • интерактивная доска,
  • DVD,
  • музыкальный центр.
    1. Учебно-практическое оборудование:
  • музыкальный инструмент;
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления де­монстрационного материала.






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ


№ урока

Тема урока

Кол- во

часов

Тип урока

Элементы основного и дополнительного

Музыкальный материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата прове­дения

план

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Тема года: «Музыкальная прогулка»

1

Прогулка

1

Комбинированный

Что включает в себя поня­тие «музыкальная прогул­ка»? Стоит только прислу­шаться, и музыка заполнит все пространство. Общий характер музыки. Средства музыкальной выразитель­ности (темп, динамика и т. п.). Выявление содер­жательной общности между музыкой, поэзией и живо­писью. Музыкальные рей­сы - прогулки с концертом. Музыкальный салон

С. Прокофьев. «Кузнечики и стре­козы» (из балета «Золушка») (слу­шание); В. Шаинский. «Мир похож на цветной луг» (пение, музыкально-ритмические движения)

Знать о свойствах музыкального звука. Уметь: определять средства музыкаль­ной выразительно­сти; слушать музыку внимательно, вос­принимать и харак­теризовать музы­кальное произведе­ние; петь легко, сво­бодно

Устный опрос

Подо­брать стихи о приро­де или составить рассказ о про­гулке


2

Кар­тинки с вы­ставки

1

Комбинированный

Интонация в музыкальном произведении. Глубокое родство музыкальной и ре­чевой интонации является важнейшей из основ, на ко­торых базируется вырази­тельность музыки, ее спо­собность воздействовать на слушателя. Значение инто­нации для передачи состоя­ний, настроений, характера музыки, а также настроений, состояний собственного внутреннего мира. Продолжение знакомства с творчеством композитора М. П. Мусоргского

М. Мусоргский. «Прогулка», «Из­бушка на курьих ножках» («Баба Яга»), «Балет не- вылупившихся птенцов» (из фор­тепианного цикла «Картинки с вы­ставки») (слуша­ние); А. Заруба, Р. Стеф. «До чего же грустно...» (пе­ние)

Знать, что интона­ция может изобра­жать и выражать, что интонации в музыке бывают устойчивы­ми и неустойчивы­ми, что есть интона­ции для выражения вопроса, просьбы, недоумения, утвер­ждения, ответа, при­казания.

Уметь: выявлять ха­рактер музыки; определять значение

интонации при рабо­те над музыкальным образом; слушать музыку вниматель­но; петь легко, сво­бодно

Устный

опрос,

пение

Нарисо­вать Бабу Ягу или другой сказоч­ный пер­сонаж (по же­ланию)


3

Осенины

1

Изучение нового материала

Роль праздников в жизни

людей.

Календарные праздники.

Осенины.

Песни об осени, осенние заклички

«Осень». Русская

народная песня.

«Восенушка-осень». Русская

народная песня - закличка; Ю. Чич- ков, И. Мазнин. «Осень» Знать обрядовые песни и заклички, исполнявшиеся осе­нью.

Уметь комментиро­вать обрядовые пес­ни, пословицы

Пение,

музыкально-

ритмические дви­жения Подо­ брать обрядо­вые пес­

ни или посло­вицы



4

Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков

1

Изучение нового материала

Великие композиторы, ве­ликие произведения. Про­должение знакомства

с творчеством русского

композитора Н. А. Римского-Корсакова. Опера - жанр музыкально-драматиче­ского искусства. Опера «Сказка о царе Салтане»: строение произведения, либретто, сценический за­мысел. Общий характер му­зыки. Исполнители(опер­ные голоса). Либретто - ли­тературная основа оперы

Н. А. Римский-

Корсаков. «Три

чуда», «Белка»(из

оперы «Сказка

о царе Салтане») (слушание); «Во саду ли, в ого­роде. ..». Русская народная песня (игра на детских музыкальных ин­струментах) Знать основные про­

изведения Н. А. Римского-Корсакова.

Уметь: выявлять характер музыки; слу­шать музыку внима­тельно; исполнять ритмический рисунок музыки

Устный

опрос Нарисо­вать ил­ люстра­цию

к сказке А. С. Пу­шкина «Сказка о царе Салтане...»



5

В оперном театре

1

Комбинированный

Жанры музыки. Опера - музыкальный жанр, объединяющий музыку и драму, живопись и балет. Цель (драма, театральный образ) и средства (музыка). Пение и сценическое действие все­гда сопровождается инст­рументальным (обычно ор­кестровым) аккомпанемен­том. Увертюра - вступление к большому спектаклю, где звучат темы всех героев в инструментальном испол­нении

Н.А. Римский-Корсаков «Окиян - море синее» (хороводная песня) «Садко» (из оперы «Садко») (слуша­ние); «У меня ль во садочке...». Рус­ская народная пес­ня, обработка Н. А. Римского- Корсакова (пение)

Знать персонажей оперы Н.А. Римского-Корсакова, их музыкальную характеристику, настроение и чувства; особенно­сти участия в кол­лективном (хоровом) сценическом пении. Уметь высказывать свои впечатления о прослушанных му­зыкальных произве­дениях (фрагмен­тах); выразительно, легко и слаженно, стройно исполнять народную песню

Устный

опрос

Нарисовать декорации к опере «Садко» - картину «Окиян - море си­нее»



6

Осень: поэт,

художник,

композитор

1

Комбинированный

Природа в музыке. Краски и звуки осенней природы. Осень глазами художников, поэтов, композиторов. Мо­гут ли звуки рассказать об осени, нарисовать картину засыпающей природы? Об­щее и особенное между прослушанным музыкаль­ным произведением и про­изведениями других ис­кусств об осени (изобрази­тельное искусство, поэзия). У художников - краски, у композиторов - звуки, у поэтов - слова

С. Прокофьев. Ва­риации Феи осени (из балета «Золуш­ка») (слушание); Т. Попатенко, Е. Авдиенко. «Лис­топад» (пение)

Знать о выразитель­ных возможностях музыки в изображе­нии осенней приро­ды, какими средст­вами отображают свое осеннее на­строение поэт, ху­дожник, композитор; о художественном образе осени - по­этическом, музы­кальном, живопис­ном; о творчестве поэтов, художников, композиторов, наве­янном осенью

Устный опрос

Нарисо­вать осенний пейзаж

7-8

Весело - грустно

2

Изучение нового материала

Основы музыкальной грамоты. Лад в музыке - сис­тема взаимоотношений зву­ков обычно в пределах ок­тавы, определяющая звуко­ряд, а также мелодико - гармоническую основу му­зыкального произведения. Музыкальный строй - со­гласованное сочетание му­зыкальных звуков. У музы­ки есть два лада: минорный лад (грустная, печальная, задумчивая, глубокая музы­ка), мажорный лад (веселая, жизнерадостная, бодрая му­зыка)

Л. Бетховен, рус­ский текст Н. Рай­ского. «Сурок»;

Д. Кабалевский.

«Клоуны» (слуша­ние); В. Шаинский, М. Матусовский. «Вместе весело шагать...» (пение)

Знать понятия

«лад», «мажор»,

«минор».

Уметь: определять

лад музыкальных произведений (или их фрагментов); слушать музыку внимательно; петь легко, свободно, стройно, весело; вы­сказывать свои впечатления о музы­кальных произведе­ниях

Устный

опрос,

хоровое

пение Анализ

произве­дения (ла­довая ос­ нова) по выбору учащихся



9

Озорные час­тушки

1

Комбинированный

Частушка - русский фольк­лорный жанр, короткая на­

родная песня, обычно юмо­ристического содержания, передаваемая обычно устно. Частушки бывают разными по тематике. Частушки - быстрые песни в четком ритме двудольного танца

Т. Попатенко,

М. Кравчук. «Час­

тушки»; «Подруж­ки». Музыка и сти­хи народные, обра­ботка JI. Абелян

Знать определение

частушки, строение

частушек, разнооб­разие их тематики, отличительные осо­бенности. Уметь исполнять частушки задорно, радостно, вырази­тельно, дополняя элементами импро­визации и театрали­зации

Устный

опрос,

сольное пение

Сочинить

или по­

добрать частушки о школе



10

Мелодия -

душа музыки

1

Изучение нового материала

Основы музыкальной гра­моты. Мелодия - душа му­зыки. Мелодия - многосо­ставный элемент музыки. Мелодическая линия

Э. Григ, русский

текст М. Слонова. «Песня Сольвейг» (к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт»)

Знать специфику

мелодии.

Уметь чисто инто­нировать мелодию музыкального про­изведения

Устный

опрос,

сольное

пение



11

Вечный солнечный свет в музыке - имя тебе Моцарт!

1

Изучение нового материала

Знакомство с биографией

и творческим наследием В.-А. Моцарта - великого австрийского композитора. Многообразие его деятель­ности: клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестящий импровизатор

В.-А. Моцарт.

«Маленькая ноч­ная серенада». III часть, фрагмент (слушание) и др. (по выбору)

Знать основные эта­пы биографии и творчества В.-А. Мо­царта.

Уметь слушать, вос­принимать и анали­зировать музыкаль­ные произведения (или их фрагменты)

Устный

опрос



12

Музыкальная интонация

1

Изучение нового материала

Основы музыкальной гра­моты. Что называется интонацией в музыке. Интервал

в музыке - отношение вы­

сот двух тонов; отношение звуковых частот этих тонов. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава

С. Прокофьев,

А. Барто. «Болту­нья» (слушание);

Е. Поплянова,

Н. Пикулева. «До­ждик» (пение)

Знать понятия «ин­тонация», «интер­вал», основные интервалы и те инто­нации, которые они выражают. Уметь воспроизво­дить интервалы го­лосом; чисто инто­нировать при пении, использовать певче­ское дыхание и пев­ческую дикцию

Устный

опрос,

сольное

пение Сольное пение любимого произведения



13

Ноты долгие

и короткие

1

Изучение нового материала

Основы музыкальной гра­моты. Сюита. Длительность звуков. Ноты долгие и ко­роткие (целые, половинные, четвертные, восьмые, шест­надцатые, тридцать вторые)

М. Мусоргский.

«Лимож. Рынок». («Большая но­вость»), «Катакомбы» («Римская гробница») (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»)

Знать понятия

«сюита», «длитель­ность»; длительно­сти нот. Уметь прохлопать ритмический рису­нок знакомой мело­дии и то же по гра­фическому изобра­жению длительно­стей; составить ука­занный ритмический рисунок из долгих и коротких нот

Устный

опрос

Ритмические уп­ражнения на знакомом музы­кальном материале



14

Величествен­ный орган

1

Изучение нового материала

Орган - самый большой клавишный духовой инст­румент. Органист. Ведущие органисты мира. Органное искусство. Органные масте­ра. Шпильтиш (кафедра) - место органиста; клавиату­ра (мануаль). Инструмен­тальная полифония

И.-С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга для органа»; И.-С. Бах, русский текст Д. Тонского. «За рекою старый дом» (пение)

Знать принцип ра­боты органа. Уметь отличать зву­чание органа от дру­гих инструментов; определять общий характер музыкаль­ного произведения; эмоционально от­кликаться на музы­ку; плавно, протяж­но и легко вести звук при пении

Устный опрос, сольное пение

Послушать органные произве­дения, за­помнить их назва­ния, ком­позиторов

15

«Балло» означает «танцую»

1

Изучение нового материала

Жанры музыки. Балет - мир выразительных танцеваль­ных движений, жестов, ми­мики. Происхождение бале­та. Составные части балета. Балетные спектакли. Балет­ные исполнители. Балетные костюмы. Особенности ба­летной хореографии

С. Прокофьев. «Большой вальс», «Полночь» (из ба­лета «Золушка»); Т. Попатенко, В. Викторов. «Ко­тенок и щенок» (пение)

Знать значение по­нятий балет, вариа­ции, кордебалет. Уметь объяснить, в чем состоит связь балета и музыки, живописи, жеста; охарактеризовать образы балета

Устный опрос. Хоро­вое пе­ние

Нарисо­вать глав­ную ге­роиню ба­лета «Зо­лушка»

16

Рождествен­ский балет

П. И. Чайков­ского «Щелкунчик»

1

Комбинированный

Жанры музыки. Рождествен­ский балет П. И. Чайковско­го «Щелкунчик» - балет

в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». «Щелкунчик» - классика русских балетов, новаторское сочинение. Рас­смотреть, какие музыкаль­ные образы характеризуют девочку, отважного Щел­кунчика, мышиного короля

П. Чайковский.

«Увертюра», «Сра­жение» (из балета

«Щелкунчик»)

(слушание); В. Алеев, Т. Науменко. Песня Щел­кунчика из спек­такля «Щелкун­чик» (слушание, пение)

Знать главные отличительные особен­ности музыкально-

театрального жанра

балета; либретто ба­лета «Щелкунчик», историю его созда­ния, кто такой хореограф-постановщик, балетмейстер. Уметь определить на слух фрагменты из балета П. И. Чай­ковского «Щелкун­чик»; выразительно петь разучиваемое произведение

Устный

опрос.

Хоро­вое пе­ние Нарисо­вать деко­рации к балету «Щелкун­чик»

17

Зима: поэт,

художник,

композитор

1

Комбинированный

Выразительные возможно­сти музыки в описании

зимней природы. Природа в музыке. Краски и звуки зимней природы. Могут ли звуки рассказать о зиме, нарисовать картину спящей природы?

С. Прокофьев. Ва­риации Феи зимы

из балета «Золуш­ка» (слушание); Ц. Кюи, Е. Бара­тынский. «Зима» (пение)

Знать содержание

и музыкальный ма­териал изученных произведений; осо­бенности изображе­ния музыкальными звуками зимних пей­зажей

Устный

опрос.

Хоро­вое пе­ние

Нарисовать зим­ний пей­заж



18-19

Для чего нужен музыкальный размер?

2

Изучение нового материала

Основы музыкальной гра­моты. Размер в музыке -

количество и тип метриче­ских единиц (долей) в такте;

своеобразный пульс в му­зыке, определяемый коли­чеством долей в одном так те - от одной сильной доли до другой. Длительности в такте. Простые размеры, сложные размеры, двух- и трехдольные размеры, смешанные размеры

П. Чайковский.

Вальс из балета

«Спящая красави­ца»; Г. Струве,

М. Садовский. «Хор, хор, хор!» (пение)

Знать, что обознача­ет размер в музыке,

простые размеры,

счет простых разме­ров.

Уметь определять музыкальные размеры; считать музы­кальные размеры 2/4, 3/4, 4/4

Устный

опрос.

Хоро­вое пе­ние

Нарисовать

сцену валь­са из балета

П. И. Чай­ковского «Спящая красавица»



20

«Марш Черномора» М. Глинки

1

Комбинированный

Жанры музыки. Различие жанров музыкальных про­изведений. Особенности звучания марша Черномора из оперы «Руслан и Людми­ла» М. И. Глинки (трехчастная форма: 1ч,- характер страшный, отрывистый - это образ Черномора, ко­варного и злого волшебни­ка; II ч. - характер легкий, прозрачный, мелодичный - впечатление волшебной сказки создано колокольчи­ками; III ч. - повторение)

М. Глинка. Марш Черномора из опе­ры «Руслан и Люд­мила» (слушание); Г. Струве, М. Са­довский. «Хор, хор, хор!»(пение)

Знать жанры музы­кальных произведе­ний; выразительные особенности марша. Уметь определять общий характер му­зыкального произве­дения, эмоционально откликаться на му­зыку, подыгрывая на барабане и коло­кольчиках

Устный опрос Нарисо­вать Чер­номора



21

Инструмент- оркестр. Фор­тепиано

1

Комбинированный

Фортепиано - собирательное название класса клавишно- струнных музыкальных ин­струментов (роялей и пиа­нино). Название от итал. forte - громко и piano - тихо. Выразительные возможно­сти этого музыкального ин­струмента. Концерт как му­зыкальное произведение

М. Глинка. Марш Черномора из опе­ры «Руслан и Люд­мила» (в фортепи­анном исполнении) (слушание); Н. Осминина, Э. Мифтяхетдинова. «Пуш­кинские сказки» (пение)

Знать происхожде­ние слова «фортепиа­но», выразительные особенности звучания фортепиано. Уметь определять об­щий характер музы­кальных произведе­ний; эмоционально от­кликаться на музыку

Устный опрос

Подгото­вить со­общение о форте­пиано



22

Музыкальный аккомпане­мент

1

Изучение нового материала

Основы музыкальной гра­моты. Аккомпанемент - ин­струментальное или во­кальное сопровождение од­ного или более солирующих голосов. Аккомпанемент служит опорой певцу или инструменталисту

П. Чайковский. Вальс из «Детского альбома» (слуша­ние)

Знать понятие «ак­компанемент». Уметь определять виды аккомпанемен­та и аккомпанирую­щий инструмент

Устный опрос

Сочинить (приду­мать) рит­мический аккомпа­немент знакомой мелодии, танцу



23

Праздник ба­бушек и мам

1

Комбинированный

Воплощение в музыке чув­ства, настроения, эмоцио­нального состояния челове­ка. Самовыражение в музыке: поделимся своей радостью в песенках о маме и бабушке. Праздничный концерт - музыкальная от­крытка, музыкальное по­здравление

П. Чайковский. «Мама» (из «Дет­ского альбома») (слушание); М. Славкин, Е. Карганова. «Праздник бабушек и мам» (пение)

Знать текст изучен­ных вокальных про­изведений. Уметь: определять общий характер му­зыкальных произве­дений; эмоциональ­но откликаться на музыку, чисто инто­нировать при пении; исполнять произве­дение выразительно

Устный опрос. Хоро­вое пе­ние

Спеть для мамы и бабушки изученную песенку



24-25

«Снегурочка» - весенняя сказ­ка Н. А. Римского-Корсакова

2

Комбинированный

Великие композиторы, ве­ликие произведения. Про­должение знакомства с творчеством русского композитора Н. А. Рим- ского-Корсакова: опера «Снегурочка». Либретто по сказке А. Н. Островско­го; строение произведения; общий характер музыки и музыкальная характери­стика героев

Н. Римский-Корсаков. Опера «Сне­гурочка»: «Вступ­ление», «Песня и пляска птиц», «Первая песня Ле­ля» (слушание); Е. Крылатое, И. Шаферан. «Лас­точка» (пение)

Знать основные произведения Н. А. Римского- Корсакова. Уметь: слушать, воспринимать музы­кальное произведе­ние и характеризо­вать его музыкаль­ные особенности; исполнять песню легко, звонко, про­тяжно

Устный опрос

Нарисо­вать иллю­страцию к сказке



26

Диезы, бемо­ли, бекары

1

Изучение нового материала

Основы музыкальной гра­моты. Альтерация (лат. al­

teration - изменение) - по­вышение или понижение

звука на полтона или тон в пределах какой-нибудь тональности; повышение и понижение ступени ладо­вого звукоряда без измене­ния ее названия. Пять зна­ков альтерации: диез, бе­моль, дубль-диез, дубль- бемоль, бекар

В. Алеев, Т. Фоми­на. «Особенные

знаки»; В. Герчик,

Н. Френкель. «Нот­ный хоровод» (пе­ние)

Знать понятие «альтерация», знаки альтерации, их обозначение на нотном

стане.

Уметь находить знаки альтерации на нотном стане

Пение.

Устный

опрос

Тренироваться

в написа­нии знаков

альтерации на нотном стане

27

«Где это ви­дано...»

1

Комбинированный

Воплощение в музыке

чувств, настроения, харак­тера человека, его отноше­ния к природе, к жизни. Са­мовыражение в музыке. От композитора - к слушателю. Веселая музыкальная кару­сель. По-настоящему хоро­шая музыка характером своим всегда точно соответ­ствует чувствам и мыслям, которые композитор хотел в этой музыке выразить

В. Шаинский,

Ю. Энтин. «Ан­тошка» (из мульт­фильма «Веселая карусель») (пение)

Знать текст и мело­дическую линию

изученных произве­дений.

Уметь определять общий характер му­зыкальных произве­дений; эмоциональ­но откликаться на музыку; чисто инто­нировать при пении

Пение.

Устный

опрос

Подго­товить

к сольно­му испол­нению свои лю­бимые песни

28

Весна: поэт - художник-композитор

1

Комбинированный

Краски и звуки весенней

природы. Выразительные

возможности музыки в опи­сании весенней природы. У разных композиторов вес­на разная. Слушаем и анали­зируем, как, какими краска ми музыку весны рисуют композиторы

Э. Григ. «Утро»

(к пьесе Г. Ибсена

«Пер Гюнт»);

С. Полонский, Н. Виноградова. «Весенняя песен­ка» (пение)

Знать изученные

произведения; сред­ства музыкальной

выразительности. Уметь анализиро­вать музыкальные произведения (их фрагменты), сред­ства музыкальной выразительности, с помощью которых композитор передал весенние мотивы

Хоровое пение

Нарисо­вать иллю­страцию

к музы­кальному произве­дению

29

Звуки-краски

1

Изучение нового материала

Все звуки обладают собст­венной звуковой окраской, «характером» - тембром. Свойство звуковой окра­ски - тембр, благодаря ко­торому звучание одного ин­струмента или голоса отли­чается от другого

И. Стравинский. «Появление Жар- птицы, преследуе­мой Иваном- царевичем» (из балета «Жар- птица») (слуша­ние); «Речка». Рус­ская народная пес­ня (пение)

Знать понятие «тембр».

Уметь: определять общий характер му­зыкальных произве­дений; эмоциональ­но откликаться на музыку; выразитель­но, легко, протяжно исполнять русскую народную песню, чисто интонировать при пении

Пение.

Устный

опрос

Нарисо­вать иллю­страцию к музы­кальному произве­дению

30

Звуки клаве­сина

1

Изучение нового материала

Клавесин - щипковый кла­вишный инструмент. Меха­низм, устройство клавесина. Выразительные возможно­сти музыкального инстру­мента клавесина. Сходство и различие в звучании фор­тепиано и клавесина. Вы­дающиеся (известные) клавесинисты - композиторы и исполнители

И-.С. Бах. Гавот I из французской увертюры си ми­нор (слушание); Й. Гайдн, русский текст П. Синяв­ского. «Старый добрый клавесин» (пение)

Знать выразитель­ные особенности звучания клавесина. Уметь: определять общий характер му­зыкальных произве­дений; эмоциональ­но откликаться на музыку; выделять звучание клавесина среди других инст­рументов

Пение.

Устный

опрос

31

Тембры-

краски

1

Изучение нового материала

Свойство звуковой окра­ски - тембр. Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов. Колористические возмож­ности индивидуальных тем­бров (колокольчики) в соз­дании причудливо- фантастических образов

И.-С. Бах. Италь­янский концерт. I часть; С. Про­кофьев. Симфония № 7.1 часть, за­ключительная пар­тия (слушание); В. Щукин, С. Коз­лов. «Маленький кузнечик»(пение)

Знать понятие «тембр».

Уметь: различать на слух тембры раз­личных музыкаль­ных инструментов и голосов; слушать, воспринимать и ана­лизировать музы­кальные произведе­ния (их фрагменты); применять при пе­нии приобретенные навыки певческого дыхания, звуковедения, певческой дик­ции

Устный

опрос. Хоро­вое пе­ние



32

«Эту музыку

легкую...

называют эстрадною...»

1

Комбинированный

Легкая музыка - термин

в поп-музыке, охватываю­щий разные стили, общим

для которых являются про­стые, легкие и запоминаю­щиеся мелодии, исполняе­мые, как правило, под ак­компанемент эстрадного оркестра (инструментальная обработка). Легкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп-музыка, рок и т. д. По­пулярные исполнители. Вокально-инструментальный ансамбль

А. Зацепин, Л. Дербенев. «Песенка

о медведях» (из

кинофильма «Кав­казская пленница») (слушание); Г. Гладков, Ю. Энтин. «Песня дру­зей» (из мульт­фильма «По сле­дам бременских музыкантов») (пе­ние)

Знать специфику

эстрадной музыки. Уметь: определять

на слух направления эстрадной музыки; различать тембры различных музы­кальных инструмен­тов; анализировать музыкальные произ­ведения (их фраг­менты)

Устный

опрос.

Соль­ное пе­ние

Соль­ное пе­ние



33

Музыка из детских кино­фильмов

1

Комбинированный

Знакомство с музыкальны­ми произведениями из дет­ских кинофильмов. Извест­ные отечественные компо­зиторы - авторы современ­ной детской песни, их про­изведения для детского ки­нематографа: В. Шаинский, А. Рыбников. Песни из ки­нофильмов «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» и др.

А. Рыбников, Ю. Энтин. «Бу-ра- ти-но!» (слушание, пение). А. Рыбников, Ю. Ким. «Песня Красной Шапоч­ки» (слушание, пение)

Знать изученные музыкальные (во­кальные) произведе­ния, названия дет­ских кинофильмов, музыкальных эпизо­дов и песен из них, их авторов. Уметь: определять общий характер му­зыкальных произве­дений; эмоциональ­но откликаться на музыку

Устный опрос Сольное пение



34

Музыкальные театры мира

1

Комбинированный

Мариинский театр (Санкт- Петербург), Большой театр (Москва), Jla Скала (Ита­лия), Гранд-Опера (Париж), Ковент-Гарден (Лондон)

Повторение песен­ного материала (по выбору учите­ля и желанию уча­щихся)

Знать ведущие опер­ные театры страны и мира, театральные направления, кто такой зритель, ре­жиссер, постанов­щик

Устный опрос Сольное пение






© 2010-2022