Урок обучения грамоте в 1 классе «Буква Б, ее работа» +самоанализ урока

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение грамоте


Автор

Швейкина Ю.Ю., учитель начальных классов


Класс

1 класс

Учебно-методическое обеспечение Букварь. 1 класс. Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А., прописи Л.Г.Олисовой.

Тема урока

Буква Б, ее работа

Тип урока

Изучение нового материала

Ход урока:





Этап урока.

Цель данного этапа.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Содержание учебного материала

Планируемые результаты

Предмет-ные

УУД

I.Самоопределе-ние к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Проверяет готовность к уроку детей.

1.Фиксация погоды, настроения в прописях.

Контролирует и оценивает свою готовность к уроку.

-

-

Личностные-самоконтроль

Регулятивные-целеполагание.

II. . Постановка учебной задачи

Цель.

Подведение детей к формулирова-нию темы урока.

Составление плана работы.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Но сначала мы запланируем свою деятельность (план на доске с помощью условных знаков):

1.Повторим алфавит.

2.Запланируем исследование по новой букве б.

3.Проведем исследование, чтобы определить работу буквы б.

4.Найдем место буквы б в ленте букв.

5.Определимся с тем, как будем читать слова с этой буквой.

6.Подготовимся к чтению слов с буквой б.

7.Прочитаем слова с буквой б.

8.Определим, какой звук в каждом слове эта буква обозначает.

9. Прочитаем и повторим слова по столбикам.

10.Прочитаем слова с буквой б на «немом языке».

11.Найдем значения непонятных слов.

12.Итог урока.

Вступают в диалог с учителем, помогают строить план урока при помощи условных обозначений.

План урока в виде схемы (условных обозначе-ний).

Помогают учителю строить план урока при помощи условных обозначе-ний, формули-ровать тему урока.

Регулятивные-целеполагание.

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.

Познавательные - читают схемы для получения информации.

III. «Открытие» обучающимися новых знаний

Цель: Определение работы буквы б.

1.Записывает с под диктовку детей планирование исследования по новой букве б: тема (Буква б), цель исследования (выяснить работу буквы б), выдвижение гипотезы (предположения детей о том, какую работу выполняет буква б), определение методов исследования («спроси у другого», наблюдение)

2.Наблюдает за работой детей в группах.

3.Организует определение детьми места буквы б в ленте букв.

1.Планирование исследование по новой букве б: тема, цель исследования, выдвижение гипотезы, определение методов исследования («спроси у другого», наблюдение)

2.Проведение исследования по работе буквы б. Работа группами: с.64 прописи - составление звуковой и буквенной модели слов «бык», «белка»

3.Находят место буквы б в ленте букв, обосновывают свой выбор.

С. 64 прописи

Умение провести исследование, обосновать свой выбор Регулятивные - логические (анализ, обобщение); умение применять обобщенный способ действия. Познавательные -добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя метод исследования. Личностные - умение работать в группе.

IV. Применение знаний на практике.

Цель.

Привитие детям навыка чтения слов с буквой б .

1.Организует работу с лентой букв и хоровое чтение слогов с помощью ленты букв.

2.Показывает написание печатной буквы б.

3.Организует работу детей по подготовке к чтению слов с буквой б.

4.Организует чтение слов с буквой б по алгоритму: читаю слово по слогам, читаю слово с ударением.

5.Организует работу по выявлению слов со звуками [б'] и [б].

6. Контролирует правильность чтения, повторение слов с целью выяснения понимания детьми прочитанного.

7.Показывает условными буквами слова с помощью жестов, о которых с детьми договорились раньше.

1.Читают слоги с буквой б в ленте букв.

2.Пропечатывают карандашом в прописи букву б.

3.Готовят слова к чтению: ставят точки под гласными, делят слова на слоги.

4.По «цепочке» читают слова сначала по слогам, потом с ударением.

5.Находят слова со звуками [б'] и [б]. Объясняют, от чего зависит произношение звука в слове.

6. Чтение детьми слов по столбикам, повторение прочитанных слов.

7.Читают слова на «немом языке»

Работа с лентой букв. Хоровое чтение.

Письмо печатной буквы б.

Чтение слов по цепочке по алгоритму. Повторе-ние прочитан-ной группы слов.

Умеют писать печатную букву б, читать слоги и слова с буквой б, выделять слова со звуками [б], [б']. Умеют ставить ударение в словах. Регулятивные - анализ, обобщение, умение организовать совместную деятельность под руководством учителя.

Логические - определяют наличие в звучащем слове звука.

Познавательные - умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, с помощью учителя осуществляют отбор информации.

V.Работа над лексическим значением слов.

Цель - развитие умения определять «знаю», «не знаю», искать информацию в разных источниках.

1.Выясняет, лексическое значение каких слов детям непонятно.

2.Организует работу по определению значения слов методом «спроси у другого», «узнай из толкового словаря».

1.Находят слова, значений которых они не знают.

2.Устраняют свое незнание двумя методами.

Работа с толковым словарем

Учатся находить информа-цию разными методами Регулятивные: анализ, обобщение, умение организовать деятельность с дополнительными источниками информации. Познавательные - умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, с помощью учителя осуществляют отбор информации. Личностные -смыслообразование.

VII. Рефлексия

Цель.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности.

Подводит итог (по плану, составленному в начале урока).

- С какой буквой вы познакомились сегодня на уроке? Какую работу выполняет буква б?

- Узнали ли вы сегодня на уроке то, что не знали раньше?

- Как вы работали? Оцените в прописях свою работу на уроке по трем критериям: внимание, полученные знания, аккуратность работы в прописях (Дети значками осуществляют рефлексию)

Контролируют результат своей деятельности.

Проводят самоанализ по системе своих знаний.

Определяют причины успеха/неуспеха.

Находят ответы на вопросы, опираясь на свой опыт.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Работа с планом на доске, составленном в начале урока.

Обобщают новые знания, получен-ные на уроке, используя план. Познавательные -умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные - оформлять свою мысль в устной и речи.

Регулятивные - самооценка.


Самоанализ урока обучения грамоте

по теме «Буква Б, ее работа» 1.Тип урока и его структура

  1. Тема урока: Буква Б, ее работа.
  2. Тип урока: изучение нового материала.
  3. Место данного урока в теме.

Данный урок было проведен в рамках темы «Формирование действий письма и чтения», на изучение которой отводится программой 75 часов.

Цель темы: Сформировать у учащихся действий письма и чтения, выделение способов орфографического действия.

Задачи темы:

  1. Формирование представлений о букве как значке для обозначения звуков.

  2. Начать формировать действие чтения и письма.

  3. Введение понятия об орфограмме.

  4. Конкретизация действий чтения и письма.

  5. Отработка этих действий.

  6. Конкретизация позиционного принципа обозначения звуков буквами (правила графики).

  7. Формирование способов письма по заданному образцу.

  8. Постановка и решение орфографических задач.
Данный урок в теме №32. Этот урок является продолжением изучения работы парных согласных (г-к, д-т, в-ф, з-с) после изучения работы гласных букв в позиции, когда гласная буква стоит после согласной. На следующем уроке будет изучена последняя буква, которая имеет пару по звонкости-глухости, т.е. алгоритм изучения буквы детям знаком, поэтому буква Б на уроке вводится методом исследования работы буквы.
2. Характеристика класса В классе обучаются 10 человек - 5 девочек и 5 мальчиков. Адаптация детей в 1 классе проходит безболезненно для детей. Вновь прибывшие в наше учреждение дети быстро влились в коллектив. Познавательная и учебная мотивация у детей имеет стабильную динамику на протяжении обучения с 1 сентября по сегодняшний день. Отношение к учебной деятельности у детей положительное. Им нравится учиться, быть школьниками. Почти все дети в 1 класс пришли читающими, с высоким уровнем развития интеллекта (исключая одного учащегося, который имеет инвалидность). Работоспособность первоклассников очень высокая, особенно, когда дело касается индивидуальной работы руками (письмо, рисование, работа с пластилином). За прошедший период обучения они научились хорошо работать устно, удерживать информацию, работать по алгоритму действий. Первоклассники охотно сотрудничают парах, в малых группах, умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, самооценивать себя и взаимооценивать друг друга, на уроках преобладает сотрудничество. Дети умеют быстро включаться в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе достаточно высокий. Следовательно, для них возможно и желательно применение психоинтенсивных образовательных технологий: можно прямо предъявлять педагогические требования, фронтальный и индивидуальный опрос. Скорость реакции учащихся в среднем совпадает за исключением одного учащегося. Следовательно, все дети, кроме одного, могут работать в одинаковом режиме. Программа по обучению грамоте на данный момент освоена детьми в полном объеме: они умеют читать слова и тексты с изученными буквами с опорой на гласную, предварительно подготовив текст к чтению (расставляют точки под гласными, делят слово на слоги), понимают прочитанное, записывают слова с изученными буквами под диктовку и предложения. Исключение составляет один ученик, который значительно отстает в развитии: под диктовку пишет пока только при индивидуальной работе, читает, плохо понимая прочитанное.


3.Цели урока 1) Цели обучения: -усвоение всеми учащимися умения читать слова с буквой б; -закрепление умения читать слова с опорой на гласную; -закрепление системы знаний о работе изученных букв; -повторение понятий «исследование: тема, цель, гипотеза, методы исследования». 2) Цели развития: -формирование надпредметных умений классифицировать, обобщать, сравнивать; -совершенствование умений постановки и решения проблем, оперирование понятиями, рассуждение по аналогии; -формирование умения, входящего в состав умения учиться: разграничивать «знаю» - «не знаю». 3) Цели воспитания: -формирование навыков общения, привычки к деловому сотрудничеству.

4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. На первом этапе урока «Самоопределение к деятельности» дети контролировали и оценивали свою готовность к уроку. Второй этап «Постановка учебной задачи». Ученики совместно с учителем при помощи условных обозначений планировали работу на уроке по изучению темы «Буква Б, ее работа». На третьем этапе урока «Открытие обучающимися новых знаний» было запланировано и проведено исследование: - тема исследования «Буква Б»; - цель исследования - выяснить работу буквы Б; - гипотеза (дети выдвигали свои предположения о работе буквы Б); - методы исследования - «спроси у другого» и наблюдение. Наблюдение за работой буквы Б было проведено посредством звуко-буквенного анализа слов «бык» и «белка» в группах. Ученики сами сделали вывод о том, какую работу выполняет буква Б, так как они знакомы с данным видом деятельности на предыдущих уроках (этот урок является предпоследним в изучении парных согласных). Далее дети нашли для буквы Б место в ленте букв, обосновали свой выбор. Данный этап урока предполагал актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Следующий этап урока «Применение знаний на практике» направлен на привитие детям навыка чтения слов с буквой Б. Алгоритм чтения, знакомый детям с первых уроков изучения букв, является основой для усвоения детьми чтения с опорой на гласную:

  1. Смотрю на слово.
  2. Точками отмечаю гласные буквы.
  3. Делю слово по слогам.
  4. Прочитываю слово по слогам с опорой на гласную.
  5. Читаю слово целиком, выделяя ударный слог.
Поэтому, прежде чем прочитать слова, дети предварительно готовили их с помощью простого карандаша к чтению. Чтение проводилось «по цепочке» с той целью, чтобы ученики умели удерживать внимание, исправлять ошибки. На данном этапе выявлялись границы применимости нового знания и выполняись задания, в которых новый способ действий предусматривался как промежуточный шаг (работа по выявлению слов со звуками [б'] и [б], чтение слов на «немом языке»). Данные задания способствовали усвоению нового знания и повторению изученного ранее материала. На пятом этапе урока «Работа над лексическим значением слов» у обучающихся формировалось умение организовать деятельность с дополнительными источниками информации. Данная деятельность находится на стадии формирования, так как детям, у которых еще не сформирован способ беглого чтения, очень трудно найти информацию в толковом словаре. Но если принцип работы со словарями им будет известен, каждый сможет в учебной деятельности его применить при необходимости. На последнем этапе урока «Рефлексия учебной деятельности на уроке» была организована рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности по трем критериям - внимание, знание, аккуратность в прописях (критерии в прописях обозначаются учениками условными обозначениями). В завершение соотносятся цель работы на уроке и результаты, намечаются дальнейшие цели деятельности. На данном уроке были реализованы основные замыслы личностно-ориентированного урока:
  1. На уроке происходило обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Ребята четко понимали, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представляли себе значимость и результаты своей работы на уроке. При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подводила их к самостоятельной формулировке целей и задач урока.
  1. Серьёзное внимание уделялось развитию мотивационной сферы, образовательный процесс был обогащен позитивными эмоциями,
  2. Были созданы условия для проявления познавательной активности учащихся.
  3. Применялись разнообразные формы и методы организации учебной деятельности.
  4. Деятельность учащихся была ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности, освоение компонентов учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, самоконтроль, самооценка),
  5. Была повышена степень самостоятельности в учебной деятельности, реализовывала стратегии сотрудничества, сочетала фронтальную работу с классом с групповыми формами деятельности.
Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывали план деятельности, распределяли обязанности, а при проверке задания каждый отчитывался о своей работе, каждый был замечен и получил оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывала умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.
  1. Создавала атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  1. На уроке создавала условия для достижения успеха каждым учеником.
  2. В конце урока проводила рефлексию.
Считаю рефлексию необходимым моментом личностно-ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить.



© 2010-2022