- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по ОРКСЭ на тему Совесть и раскаяние
Конспект урока по ОРКСЭ на тему Совесть и раскаяние
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Винклер С.Г. |
Дата | 15.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Совесть и раскаяние».
Цель урока: формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.
Задачи.
Образовательные:
- дать представление о том, что включают в себя слова "добро", "зло", "грех", "совесть", "раскаяние" в русской православной культуре;
- показать на примерах, как связаны между собой эти понятия; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развивающие: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.
Тип урока.
Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры" (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010), рабочие тетради, наглядные пособия.
Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация новых знаний.
Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… -Чему обрадовался человек? (ответы детей) -А сейчас послушайте продолжение притчи. что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе - вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой.
Да еще б и на вечность хватило! - Как вы думаете, как можно назвать человека, совершающего такие поступки? - Дети посмотрите на текст. Что необычного в тексте? Как вы думаете, какое слово спрятано? - Ребята, а какое чувство заставляет смущаться наше сердце? (Совесть) 4. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о совести и раскаянии. Физминутка.
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
5. Работа с учебником. ( с. 36 - 37) Прочитайте отрывок «Отречение Петра». (Чтение текста вслух хорошо читающими учениками). Обсуждение прочитанного по вопросам. - Что трижды совершил Петр за одну ночь? - Что заставило его так поступить? - Как Петр заслужил прощение? Работа с иллюстрациями учебника (рекомендуется показ на слайдах). - Найдите на мозаиках апостола Петра. Почему петух изображен между Христом и Петром? - Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести? - Какие чувства испытывает апостол Пётр. Как это отобразилось на его лице? - В отрывке «Работа совести» на стр.37 найдите, какие два важнейших дела Творец поручил совести? Физминутка. (проводится в форме игры «Да. Нет») - Встаньте. Послушайте проблемную ситуацию. Если на утверждение вы хотите сказать «да»- присядьте, если «нет» - стойте не двигаясь. Как ты поступишь, если твой знакомый расскажет о своём злом плане: -сделаешь вид, что не слышал? - попробуешь объяснить советчику, почему так поступать нельзя? - помешаешь причинять людям зло? - предупредишь того, против кого твой советчик замыслил своё зло? - Тихонько присядьте на свои места. Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (повиниться, раскаяться) Что главное в понятии "раскаяние" в православии? Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38. 6. Самостоятельная работа по тетради. Заполните пропуски, выбрав из текста учебника. (стр.38-39, отрывок «Раскаяние»). Первый шаг в раскаянии______________________________________________________ Второй шаг в раскаянии______________________________________________________ Третий шаг в раскаянии______________________________________________________ - Как вы думаете, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие? 7. Обобщение изученного. 8. Домашнее задание. -Выполните задание в тетради, обсудите его с родителями, ответ запишите на свободных строках. Задание 1. Внимательно посмотри на схему.
Покаяние (Раскаяние)
1. Сожаление о том, что сделано
2. Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание
3. Твердое решение больше так не поступать
Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Итог урока. Рефлексия. - Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас, объясните, как вы понимаете смысл этих высказываний.
Афоризмы о совести
Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце. Александр Сергеевич Пушкин
Чистая совесть - есть постоянный праздник. Луций Анней Сенека (младший)
Урок окончен. Надеюсь, что он не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.