Исследовательская работа Неделя днями красна

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение.

Омутинская средняя школа № 1.




Номинация:

«Творчество. Исследование. Успех»






Исследовательская работа

«Неделя днями красна»












Выполнила:

Налобина Лиза

Ученица 2 класса

МАОУ Омутинская СОШ №1

Руководитель:

Беккер Вера Адамовна

Учитель начальных классов






с. Омутинское

2015 г.



Исследовательская работа Неделя днями красна



Автор проекта: Налобина Лиза

Ученица 2 - а класса

МАОУ Омутинской средней общеобразовательной школы №1. Общительная. Любит читать, рисовать, петь, танцевать.

«Я очень любопытная, люблю наблюдать и задавать много вопросов, поэтому мне нравится заниматься исследованием чего-то необычного. Я посещаю кружок «Я - исследователь». Люблю участвовать в проектной и исследовательской работах. В классе провели исследовательские работы по темам: «У Лукоморья», «Осенние краски», «Родное село», «Наша школа». «Зимушка - зима», «Помоги птицам перезимовать», «Мастерская Деда Мороза», «Весна, весна на улице, весенние деньки».»

По выходным люблю с родителями проводить свободное время на катке, на речке, в лесу.






Аннотация

Кто придумал дни недели?

Как всем известно, у каждого из них своё название. Удобно? Конечно! Никто не спутает понедельник с пятницей или вторник с воскресеньем - разве только сверхрассеянный чудак вроде знаменитого географа Паганеля из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Обыкновенным же людям то обстоятельство, что у каждого дня есть собственное название, только помогает в жизни.

А почему неделя делится именно на семь дней, а не на десять? Оказывается, это точно такая же случайность, как и то, что в сутках 24 часа.

В древние времена год делился только на месяцы. Особой необходимости отличать один день от другого поначалу попросту не было.

Однако с возникновением городов и торговых отношений появилась необходимость выделить какой-то определённый день для торговли - так называемый базарный день, когда отовсюду в город съезжались торговцы и покупатели.

Иногда таким днём был каждый десятый день, иногда - каждый пятый или седьмой…

В Древнем Вавилоне торговым днём стал именно седьмой. Никто в этот день не работал, все жители собирались на городских базарах.

Не правда ли, день этот очень похож на наш выходной?

Каждый седьмой день иудеи отводили не для торговли, а для религиозных целей. Это тоже был выходной день. Каждому дню был присвоен порядковый номер.

Древние египтяне. Также приняли семидневный цикл. Они называли каждый день именами известных им планет, а также Солнца и луны.

Само разделение дней по неделям прочно и навсегда вошло в обиход человека.

Меня очень заинтересовало, каким образом получили названия наши дни недели и как они влияют на человека?

Актуальность исследования: Повысить интерес учащихся к истории возникновения дней недели.

Объект исследования: Дни недели.

Предмет исследования: Литература (дополнительные источники) о днях недели.

Цели и задачи исследования: 1. Расширить знания о значении, истории днях недели. 2. Собрать информацию по данной теме. 3. Познакомиться с употреблением слова НЕДЕЛЯ в устном народном и литературном творчестве. 4. Провести наблюдения над взаимодействием дней недели на поведение учащихся.

Методы исследования: Теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы. Эмпирические: анкетирование, опрос, обобщение, сравнение. Статистические: оценка статистической значимости гипотезы.

Гипотеза: Если все будут знать и отличать один день от другого, никто не спутает понедельник от вторника, пятницу от воскресения, повысится трудоспособность после выходного дня.

Содержание:


  1. Введение.

  2. История возникновения названий дней недели.

  3. Практическая часть. Исследования.

  4. Заключение.

  5. Список литературы.





































Введение

Откуда произошли названия дней? Почему в современной неделе их 7? Известно, что 7-дневный вариант календаря не был единственным, встречаются упоминания о 3, 5, 8 (римские "восьмидневки", в которых дни "нумеровались" буквами от A до H, где H - базарный день), 9 (у кельтов), 10 (древнеегипетские декады), 14-дневках (точнее, 14-ночей у древних германцев). Исторические источники датируют первые упоминания о семидневной неделе периодом Древнего Вавилона (около 2 тыс. лет до н.э.), оттуда эта традиция перешла к евреям, грекам, римлянам и, разумеется, к арабам. Йудейский историк Йосиф Флавий уже в 1 в. н. э. пишет: "Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день". Считается, что Индия тоже переняла 7-дневку из Вавилона. У иудеев и христиан ответы на эти вопросы даёт Ветхий Завет, откуда становится ясным, что семидневная структура времени установлена Богом. В первый день творения был создан свет, во второй - вода и твердь, в третий - суша, моря и растительный мир, в четвёртый - светила и звёзды, в пятый - животный мир, в шестой - создан человек и заповедано размножаться, седьмой же день освящён для отдыха. Семидневная неделя оказалась весьма жизнеспособной, даже переход с юлианского календаря на григорианский не изменил последовательность дней, ритм нарушен не был. Есть и астрономическое объяснение 7-дневки. 7 дней это приблизительно четверть лунного месяца, наблюдение же за фазами Луны было для древних наиболее доступным и удобным способом измерения времени. Более тонкое объяснение можно найти в соответствии семи видимых планет дням недели, и именно этот логический ход проливает свет на происхождение современных календарных названий дней недели.





Историческое возникновение названий дней недели.

Человек не может знать всё и обо всём. Когда надо найти ответы на интересующие его вопросы, он пользуется художественной, научной и справочной литературой.

Я учусь во втором классе. Пять дней в неделю я хожу в школу, а два дня отдыхаю. И мне стало интересно, почему такие названия имеют дни недели.

Сама я считаю, что понедельник называется так, потому что это первый день недели. Вторник - второй день недели. Среда - середина недели. Четверг - четвёртый день недели. Пятница - пятый день. А почему суббота и воскресенье так называются - не знаю.

Когда я спросила об этом ребят, то они ответили так же.

Как же это объясняют учёные? Я решила поискать эти объяснения в научной литературе. Оказывается, обычай измерять время семидневной неделей пришёл к нам из Древнего Вавилона, и был связан с измерением фаз Луны. Число «семь» считалось исключительным, священным. В своё время древневавилонские астрономы обнаружили, что кроме неподвижных звёзд, на небе видны семь блуждающих светил, которые были названы планетами.

Дни недели получили своё название от имён богов. Затем эти названия перешли к римлянам. А потом в календари многих народов западной Европы. Понедельник считается днём Луны. Вторник - днём Марса. Среда - днём Меркурия. Четверг - днём Юпитера. Пятница - днём Венеры. Суббота - днём Сатурна. Воскресенье - днём Солнца.

На Руси названия сложились иначе: неделю называли седмицей. В Х веке с принятием Христианства в Древнюю Русь пришла неделя. Неделя семидневный период времени. Воскресенье получило своё название в честь воскресения Иисуса.

Воскресенье называлось - неделей (нет дел, т. е. день отдыха). Понедельник - день после (по) недели. Вторник - второй день. Среда - середина седмицы. Четверг - четвёртый день недели понедельника. Пятница - пятый день. Суббота - от слова «сабат» или «шабаш». Т. е. конец всяких дел, последний трудовой день недели.














Практическая часть. Исследование.

Из всех дней недели я больше всего люблю субботу. Можно отдохнуть после учебной недели. И мне стало интересно, а как же остальные ребята относятся к дням недели. Я провела среди ребят анкетирование:

  1. Какой день недели ты любишь и почему?

  2. Какой день недели ты не любишь и почему?

Выяснилось:

Всего было опрошено 94 ученика. Ребят из нашей школы.

Из них: Понедельник любят 11 детей - 11,7 %. Причина почти у всех одинаковая - есть урок физкультуры и урок изобразительного искусства. А вот один ответ мне показался интересным: « В понедельник учитель радостный».

Вторник любят всего 4 ученика - это 4,2%, Во вторник - волейбол. Для кого-то - музыкальная школа.

Среду любят - 9 учеников - это 9, 5%. Есть физкультура или английский язык, или футбол.

Четверг - 9 детей - 9,5%. Он не трудный, всего 4 урока или тренировка по борьбе.

Пятницу - 22 ребёнка - 23,4%. У каждого своя причина. Папа приезжает на выходные. Можно ночевать у бабушки. Домашнюю работу отложить на воскресенье. Покататься на коньках или лыжах. На следующий день не идти в школу. Уехать в деревню. Хоть сколько спи.

Субботу любят 32 ребёнка - 34%. Выходной день. Впереди ещё один выходной. Баня. Едем всей семьёй в Заводоуковск. Ждём гостей. Гулять можно до 9 часов.

Воскресенье - 7 детей - 7,4%. Выходной день. Можно отдохнуть всей семьёй.

8 детей - 8,5% любят все дни.

Воскресенье не любят 12 - 12,8%. Помогать маме. Готовить уроки. Нечем заняться.

Субботу - 6 детей - 6,8%. Приборка. Убирать снег. Рано разбудят.

Пятница - 0.

Четверг - 8 - 8,5 %. Устали от занятий. Ждём выходной.

Среда - 15 - 15,9 %. Пять уроков. Трудный день.

Вторник - 10 - 10,6 %. 5 уроков. Не люблю английский язык.

Больше всего ребята не любят понедельник. Из 94 - 35 - 37%. Самый трудный день. Не зря говорят, что понедельник день тяжёлый. Я поддерживаю их. Я тоже считаю, что это трудный день. Тяжело вставать после выходных. Втягиваться в учёбу.

А как же обстоят дела в школе по поведению. Чтобы сравнить поведение детей, я завела дневник и наблюдала за детьми целый месяц. Понедельник. Ребята ведут себя спокойно, замечаний почти нет.

Четверг и пятница, замечаний было много. Ребята бегали. Кричали. Не реагировали на замечания дежурных. Я считаю, что это происходит потому, что они уже устали за рабочую неделю и им надо отдыхать.

Когда я провела свои исследования, проанализировала анкеты ребят. Решила провести своё исследование. Проследила свой режим дня в разные дни недели.

В понедельник, вторник и среду поднимаюсь утром легко, с хорошим настроением, с удовольствием иду в школу. После занятий работоспособность высокая. Легко даются пересказ и заучивание наизусть слов по английскому языку. Спать ложусь своевременно и засыпаю хорошо.

В четверг я просыпаюсь с трудом. В течение дня появляется раздражительность. Снижается активность. Появляется усталость.

Каждый день я хожу на кружки. Если во вторник, среду, четверг иду с желанием, то в пятницу чувствую усталость. Домашнее задание выполняю долго. Могу отвлекаться.

В пятницу просыпаюсь сложнее. В этот день перелаживаю домашнее задание на следующий день. Потребность в активном отдыхе, общении с друзьями. Засыпаю позднее, чем обычно.

Понедельник всегда считался трудным днем, и это потому, что управляет им эмоциональная впечатлительная ЛУНА. Луна связана с психическим состоянием человека, поэтому в понедельник люди труднее переносят критику, перемену обстоятельств. В этот день все мы становимся чувствительными, уязвимыми, нам легче впасть в уныние, поддаться наплывам плохого настроения, но спасет нас душевный разговор. Если вы хотите понравиться в этот день, достаточно начать душевную беседу, сочувственно выслушивать чужие проблемы. В этот трудный лунный день люди особенно нуждаются в понимании, психологической поддержке, и вас запомнят, если вы дадите это окружающим. Всего лишь капля участия, и человек запомнит вас, оценит. Луна - планета водной стихии, нередко она создает в наших душах слезливое настроение. Однако лукавство, обман, рассказы о проблемах, которых в действительности нет, не принесут успеха. Луна усиливает чувствительность, интуицию, и обман легко почувствовать, разоблачить. Да, понедельник - день честности, открытости, а для хитрецов есть другой день. Луна управляет не только эмоциональным, душевным состоянием, но и сферой дома, семьи, родственников. Поэтому, именно в понедельник, лучше всего навещать старых родственников, звонить им, всячески напоминать о себе. Ходить в гости к родственникам можно в любой день, но если это сделать в понедельник, встреча станет незабываемой. Родственники будут долго помнить, как вы пришли к ним в этот день, поэтому если вы не очень - то любите такие походы, делайте это в понедельник, чтобы ходить приходилось реже. Под влиянием эмоциональной Луны, человек ищет успокоения, бальзама для души, и Луна приводит его в уютный дом, окружает лаской и заботой. Именно понедельник - самый удачный день для дел домашних.

Вторником управляет огненный Марс - планета воина. Марс обладает резким характером, он может заставлять искать нас во вторник острых ощущений, провоцировать нас на резкие высказывания и действия. Горячий Марс заставляет нас действовать сгоряча в свой день недели, необдуманно, но это можно использовать с выгодой для себя. Добиться успеха во вторник проще всего, если меньше думать, действуя по первому желанию.

Старайтесь во вторник все делать быстро, и так чтобы это замечали окружающие, тогда вас зауважают.

Средой управляет подвижный Меркурий, планета переменчивая, наделяющая нас хитростью, ловкостью, разговорчивостью. Меркурий - непоседа, он любит все новенькое, особенно свежие новости, поэтому в среду трудно долго сидеть на одном месте, трудно остаться без общения. Именно подвижность и общение принесут успех в день Меркурия. В среду лучше больше смеяться, шутить (ведь Меркурий обладает и хорошим чувством юмора), тогда остается ощущение, что вы прожили день правильно.

Четвергом управляет Юпитер - планета социальной жизни, поэтому этот день можно считать самым удачным для любых дел.

К себе в этот день лучше относиться строго, по деловому - "раз нельзя, значит нельзя". Не давайте волю чувствам, не идите на поводу у своих слабостей - и будете прекрасно себя чувствовать.

Красавица Венера, богиня чувств и красоты управляет пятницей, поэтому в этот день без чувств не обойтись. Ваша чувственность, умение понять чужие чувства и стремление к красоте будут залогом вашего успеха в пятницу. Чтобы вы не делали, и на какие темы не общались бы с окружающими, старайтесь доверять своим чувствам. Венера призывает всех к созданию красивых форм, к красивому общению. Она ждет, что в пятницу вы станете украшать мир вокруг себя, разговаривать с людьми вежливо, учтиво. Для всех в этот день важна красота, поэтому к вам возрастет интерес, если в пятницу вы будете выглядеть лучше, чем в предыдущие дни. Если жизнь поставит перед вами выбор - сделать работу быстро или красиво, то в пятницу нужно остановиться на втором. Это во вторник или в среду можно было отдать предпочтение первому.
Строгая планета - ограничитель Сатурн управляет субботой, поэтому лучший способ почувствовать себя счастливым в этот день - ограничивать свои потребности, стараться меньше есть, меньше говорить, и вообще меньше придавать значения своим желаниям. Благодаря Сатурну субботу можно назвать днем ограничений. С кем бы вы ни общались в этот день, старайтесь делать это коротко. Не стоит говорить лишние слова. Чем же лучше заниматься в субботу? Строгий Сатурн призывает нас наводить порядок в этот день. Сатурн не терпит ничего лишнего, поэтому суббота - лучший день для генеральной уборки, для выноса мусора из дома. Сатурн все раскладывает по полочкам.

Воскресеньем управляет планета высокой любви, радости и творчества - Солнце. Солнце склоняет нас к поиску неземных, нематериальных, а духовных радостей, поэтому порадовать своих близких, да и себя самого, в воскресенье лучше не красивым подарком, не роскошным столом, а прогулкой, походом на концерт. Солнце - планета творчества, поэтому, чем бы вы ни занимались в воскресенье, старайтесь подходить к этому творчески, нетрадиционно. В воскресение очень опасно жадничать.

Занимаясь своими исследованиями, мне всё больше хотелось узнать о днях недели. И я решила посмотреть, а как часто употребляется слово «неделя» или названия дней недели в устном народном творчестве: пословицах, поговорках и загадках. (Приложения 1-8).

С ребятами нашего класса составили для детей малышек мини книжки с загадками, пословицами, поговорками, стихами.

Приложение №1

Пословицы и поговорки о днях недели

В понедельник чихнешь - подарок на неделю.
В понедельник деньги выдавать - всю неделю расходы.
Вторники и субботы - легки.
В дорогу отъезжай во вторник, либо в субботу.
Что Бог не даст, а в среду не прясть.
Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.
В понедельник, среду и пятницу никакого дела не начинай.
От субботней расправы уйду - воскресенье переживу.
Середа да пятница четвергу не указчица.
В дорогу отъезжай во вторник либо в субботу.
В понедельник - на могильник, во вторник - на кокорник, в среду - на переды, в четверг - по коты, в пятницу - на мельницу, в субботу - на работу, в воскресенье - на веселье.
В понедельник я банюшку топила, во вторник в баньку ходила, в среду в угаре пролежала, в четверг буйну голову чесала, в пятницу добры люди не пряли, в субботу родителей поминали, в воскресенье на веселье погуляли.
В пяток курицу на яйца не сажают: цыплята не живут.
Воскресенье - свято, понедельник - черный, вторник - потворник, среда - постница, четверток - перечит, пятница корячится, суббота - делу почин.
Девятой пятнице строят обыденную пелену обычай Вологод. губ... Ник. уезда; девки сходятся, теребят лен, прядут и ткут
Задать кому субботки (т. е. высечь школьника).
Кто в пятницу дело.
Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет.
Не суйся, пятница, наперед четверга.
Не суйся, середа, наперед четверга.
По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут.
Понедельник - похмелье; вторник - потворник; середа - пост; четверг - перевал; пятница - не работница; суббота - уборка; воскресенье - гулянье.
Понедельник и пятница тяжелые дни; вторник и суббота легкие.
С понедельника на всю неделю (т. е. счастье или несчастье).
Середа да пятница четвергу не указчица.
Сухи вторники. Вторник и суббота легкие дни.
Только бы перенес бог через субботу.
Что бог ни даст, а в среду (в пятницу) не прясть.

В понедельник чихнешь - подарок на неделю.

В понедельник деньги выдавать - всю неделю расходы.

Вторники и субботы - легки.

В дорогу отъезжай во вторник, либо в субботу.

Что Бог не даст, а в среду не прясть.

Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.

В понедельник, среду и пятницу никакого дела не начинай.

От субботней расправы уйду - воскресенье переживу.

Приложение №2

Чтобы интереснее изучать названия дней недели, можно изготовить различные пособия. (Можно играть друг с другом, можно учить своих младших сестрёнок и братишек)

Круг со стрелкой. Вырезанный из картона круг, делится на 7 частей. Каждую часть нумеруем (или рисуем 1 - 7точек), подписываем, можно нарисовать какое-то особое дело, которое вы обычно делаете в этот день (понедельник - ходим в магазин - рисуем магазин, во вторник - посещаем бассейн и т.д.). По середине круга делаем вращающуюся стрелочку, чтобы можно было передвигать её по дням недели.

Поезд с окошками. Каждый вагон пронумерован, подписан, раскрашен в свой цвет. В окошках приклеены разные животные. Ставни у окошек открывающиеся - закрывающиеся. Какой день недели - те ставни и открыты.

Плакат с липучками и кармашками. Семь (по цветам радуги) разноцветных кусков ткани или флиса сшить друг за другом, сделав кармашки из плотного полиэтилена или липучки. Каждый день в кармашки или на липучки прикрепляется солнышко или тучка и в зависимости от дня - карточка с одной точкой, двумя, тремя и т.д.

Цветик - семицветик. Такой цветок можно сделать из картона или флиса. Желательно, чтобы лепестки снимались и прикреплялись обратно (на липучках, кнопках, молниях, скрепках и т.д.). Ребенку нужно каждый день прикреплять по лепестку, а на следующей неделе наоборот «открывать». При этом проговариваются дни недели и такие понятия, как вчера, сегодня, завтра.

Лесенка. Вырезаем из картона лестницу из семи ступеней, нумеруем, подписываем. Каждый день по лесенке будет «взбираться» какой-нибудь сказочный герой или сам ребенок (вырезанный из фотографии и наклеенный на картон). Если на данной неделе предстоит какое-то интересное событие, например, воскресный поход в цирк, то на самой верхней ступеньке можно расположить картинку с изображением клоуна или выступающего льва.

Отрывной календарь. Подготовить пачку листочков разного цвета и одинакового размера, пронумеровать их, подписать, скрепить сверху. Каждый день ребенку нужно будет отрывать листик и складывать его в коробку. Когда наберется 7 листиков, объясните, что это неделя. Такой отрывной календарь можно сделать из тетрадки на пружинках.








Приложение №3

Обыгрывание наглядного материала

  • Расставь карточки по порядку, от понедельника до воскресенья, перечисляя дни недели.

  • Какой день недели у нас красного цвета, синего, желтого?

  • Перечисли дни недели в обратном порядке от воскресенья до понедельника.

  • Назови и покажи рабочие и выходные дни.

  • Назови и покажи дни недели, начиная с понедельника, со среды, с пятницы и т.д.

  • Назови и покажи 1-й, 4-й и т.д. день недели, начиная с понедельника.

  • Назови и покажи, какой день сегодня, какой был вчера (позавчера), будет завтра (послезавтра).

  • Какой день справа от синей карточки? Справа от голубой?

  • Этот день выходной? Этот день идет после вторника?

  • Приложение №4

Быстро запомнить названия дней недели помогает физминутка «Дни недели».

В понедельник мы стирали,

Пол во вторник подметали.

В среду - мы пекли калач.

Весь четверг играли в мяч.

В пятницу мы чашки мыли,

А в субботу - торт купили.

И, конечно, в воскресенье

Звали всех на день рожденья.

Пели, прыгали,

Плясали,

Дни недели - посчитали».

Приложение №5

Игры

В среду мы не хлопаем

Ведущий называет любые дни недели, дети хлопают в ладоши (1 раз). Но в среду в ладоши хлопать нельзя!

Будь внимательным

Ведущий называет разные слова, в том числе и дни недели. Если дети слышат название дней недели, то они должны хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т.д.

Выходные - будни

Если ведущий называет будний день недели, то дети делают вид, что они что-то делают: играют в игрушки, пишут, рисуют. Если выходной - хлопают в ладоши или делают вид, будто спят, или что-то другое на ваше усмотрение.

Кидаем мяч

Встаньте напротив, кидайте друг другу мяч и по очереди называйте дни недели. Усложнить игру можно называя дни недели в обратном порядке.

Матрешки - дни недели

Выстройте вместе с детьми 7 матрешек по росту и попросите их назвать каждую матрешку определенным днем недели. Все семь матрешек - это неделя.

Игрушки и дни недели

Рассадите перед ребенком 7 игрушек и предложите раздать каждой игрушке по кружочку семи разных цветов. Ребенок раздает и называет: «Зайчику - понедельник, лисичке - вторник и т.д.). Затем кружочки собираются, перемешиваются и раздаются снова точно таким же образом в порядке следования дней недели.

Приложение №6

Вопросы-ответы

Садитесь с ребенком на пол и катаете друг другу мяч. Вы спрашиваете, ребенок отвечает:

- Сколько дней в неделе?

- Назови два выходных дня.

- Как называется второй, четвертый, третий, пятый день недели?

- Какой день недели первый?

- Какой день недели последний?

- Какой день недели идет после среды? Перед вторником?

- Какой день недели спрятался между средой и пятницей?

-Сколько в неделе дней? Сколько выходных? Сколько будней?





Приложение №7

Стихотворения

Быстрее запомнить названия дней недели помогут веселые стихи.

Муха - чистюха

Жила-была муха - чистюха.

Все время купалась муха.

Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ

В отличном клубничном варенье.

В ПОНЕДЕЛЬНИК - в вишневой наливке,

Во ВТОРНИК - в томатной подливке,

В СРЕДУ - в лимонном желе,

В ЧЕТВЕРГ - в киселе и смоле.

В ПЯТНИЦУ - в простокваше,

в компоте и в манной каше…

В СУББОТУ, помывшись в чернилах,

Сказала: - Я больше не в силах!

Ужжжасно, ужжжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!
(Ян Бжехва)

Семь дней недели

Жаль, всего семь дней в неделе -

Дел навалом у Емели:

В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи

Протирает кирпичи.

Не скучает и во ВТОРНИК -

Он плетёт слону намордник.

Языком молотит в СРЕДУ

И баклуши бьёт соседу.

После дождичка в ЧЕТВЕРГ

Он пускает фейерверк.

ПЯТНИЦА - тяжёлый день:

Тень наводит на плетень.

И СУББОТА не суббота:

У него на мух охота.

Но седьмой настанет день -

Сдвинет шапку набекрень…

Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ -

Это праздник и веселье:

И, улёгшись на печи,

Ест Емеля калачи!

В общем, трудно жить Емеле…

Было б восемь дней в неделе -

Вот тогда бы он успел

Сделать много важных дел!
(А. Усачёв)

Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.

ВТОРНИК - это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка СРЕДА

Третьим днем всегда была.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый - ПЯТНИЦА - сестрица,

Очень модная девица.

А в СУББОТУ, день шестой

Отдыхаем всей гурьбой

И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Назначаем днем веселья.

А есть еще такое стихотворение про Емелю и дни недели:

Емеля

Мы спросили у Емели:

-Назови нам дни недели!

Стал Емеля вспоминать.

Стал Емеля называть.

Дядька крикнул мне: Бездельник!

Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК.

На чердак я влез, и дворник

гнал метлой меня во ВТОРНИК.

В СРЕДУ я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами

и застрял под воротами.

В ПЯТНИЦУ дразнил собаку,

Разорвал себе рубаху.

А в СУББОТУ - вот потеха -

На свинье верхом поехал.

В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал,

на мосту лежал, скучал,

Да с моста свалился в реку -

Не везет же человеку!

а я знаю такое:

Мишка утром в понедельник

Заглянул в душистый ельник

Муравьишке этим днем

он помог построить дом

А во вторник дождик лил

Мишка к волку заходил

С ним не виделись давно

и сыграли в домино

В среду Мишка к рыжей белке

Заглянул на посиделки

Вместе книжку почитали

и орехи пощелкали

А в четверг проснулся мишка

и к бобру пошел на стрижку

сделал модную прическу

и купил себе расческу

В пятницу с прической новой

мишка в бор пошел сосновый

вместе с зайцем был он рад

там собрать ведро маслят

А в погожую субботу

Мишка наш пошел к болоту

повстречался с лягушонком

угостил его масленком

в день последний - воскресенье

мишка наварил варенья

всех друзей позвал на пир

даже птичек не забыл

Друг за другом пролетели

семь веселых дней недели

мишка все успел

всем друзьям помочь сумел

Если понравились стихи - вот ещё два:

Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-

Работяга, не бездельник.

Он неделю открывает

Всех трудиться заставляет.

ВТОРНИК следует за братом

У него идей богато,

Он за все берется смело

И работа закипела.

Вот и средняя сестрица

Не пристало ей лениться,

А зовут её СРЕДА,

Мастерица хоть куда.

Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,

Он мечтательный чудак

Повернул к концу недели

И тянулся еле - еле.

ПЯТНИЦА - сестра сумела

Побыстрей закончить закончить дело.

Если делаешь успехи,

Время есть и для потехи.

Предпоследний брат СУББОТА

Не выходит на работу.

Шалопай и озорник

Он работать не привык.

У него другой талант -

Он поэт и музыкант,

Да не столяр и не плотник,

Путешественник, охотник.

В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Очень любит угощение.

Это самый младший брат,

К Вам зайти он будет рад.

Семь их ровно посмотри.

Всех запомнил? Повтори.

================================

Куда девался понедельник

-Где бездельник Понедельник?-

Спрашивает Вторник.

-Понедельник - не бездельник,

Никакой он не бездельник,

Он отличный дворник.

Он для повара Среды

Притащил бадью воды.

Кочегару Четвергу

Смастерил он кочергу.

Но приходила Пятница

Скромница, опрятница.

Он оставил всю работу

И поехал с ней в Субботу

К Воскресенью на обед.

Передал тебе

Привет.

-------------------------------------------------
Подскажите-ка нам звери
Как запомнить дни недели
Первый-понедельник
Зайка-рукодельник!
За ним приходит вторник
Соловей-задорник.
За вторником-среда
Лисичкина еда.
За средой четверг
Волк глазами сверк.
За четвергом к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей - суббота
Баня у енота.
За субботой воскресенье
Целый день у нас веселье.

Приложение №8

Загадки

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний -

Появляется передний.
(Дни недели)

Нас семь братьев,

Летами все равны,

А именем разны.

Отгадай, кто мы?

(Дни недели)

В книге шесть листов простых,

Седьмой - золотой.

(Шесть будничных дней и один выходной)

Заключение:

Изучая тему «Дни недели» я пришла к выводу, что человек не может знать всё и обо всём, если не будет пользоваться художественной, научной и справочной литературой. Пользуясь разными источниками информации, я узнала об истории возникновения названий дней недели. Познакомилась с употреблением слова НЕДЕЛЯ в устном народном творчестве. Проводя наблюдения, пришла к выводу о том, как взаимодействуют дни недели на поведение и работоспособность учащихся. Думаю продолжить исследовать данную тему.

Литература:

Бесова М. А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе.

Бжехва Я. Муха - чистюха.

Булатов М. Тридцать три пирога.

Волина В. В. Праздник букваря.

Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.

Усачёв А. Семь дней недели.





© 2010-2022