Коррекционная программа (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ СО «Асбестовская школа - интернат»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

НА УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

ДИСЦИПЛИНЫ:

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Давыдовой Юлии Леонидовны


Проблема:

нарушение познавательной сферы учащихся, препятствующее усвоению ими учебного материала (нарушение психических функций: внимания, мышления, восприятия, памяти, мышления и речи)

Цель:

индивидуальная коррекция познавательной сферы учащихся и психических функций, направленная на усвоение учащимися учебного материала

Задачи:

  1. развивать, тренировать и коррегировать познавательные процессы у детей (восприятие, внимание, память, мышление)

  2. стимулировать интерес к учебной и игровой деятельности

  3. формировать позитивную мотивацию учебной деятельности

  4. коррегировать и развивать произвольное поведение, самоконтроль, волевые проявления

Объект - учащиеся

Субъект -

Условия осуществления коррекционной программы:

  1. чередование различных видов деятельности, умственного напряжения и разрядки

  2. доброжелательная атмосфера, создание ситуации успеха

  3. использование игрового занимательного материала

  4. соблюдение личностно-ориентированного подхода к ребенку

  5. сохранение физического и психического здоровья


Характеристика класса

В классе 8 учащихся, из них 5 мальчиков и 3 девочки. Один учащийся (Молоков А). дублирует первый класс, двое учащихся (Соколова Ю., Попов М.) неорганизованные, пять учащихся ( Синаева Н., Шепелев И., Радионова Е., Пахомов О., Яндубаев И.) до школы посещали детский сад.

У всех учащихся бедный словарный запас, знания об окружающем мире на бытовом уровне (путают геометрические фигуры, месяцы, дни недели и т.д.). У учащихся недостаточно развита мелкая моторика руки: записи в тетрадях не всегда аккуратные, не дописывание или прибавление лишних элементов к буквам, буквы выше рабочей строки. Нарушено восприятие, неумение ориентироваться в пространстве тетради, доски. После целостного разбора задания не могут самостоятельно записать в тетрадь. Наблюдаются затруднения в операциях мыслительных процессов. Низкий уровень развития памяти. Нарушено внимание: частая отвлекаемость, не могут распределить внимание во время урока. Объем внимания мал. Долго переключаются с одного вида деятельности на другой .Замедленный темп работы.

Шепелев И. имеет проблемы в саморегуляции своего поведения: неусидчив, агрессивен, конфликтует со сверстниками. Наблюдается отказ от выполнения заданий.

Радионова Е. имеет дефект произношения звуков, детский церебральный паралич.



РУССКИЙ ЯЗЫК (1 час в нед. х 33 нед. = 33 часа в год)

Тип нарушения

Причины

Фамилии учащихся

Коррекционно-развивающие

методы и приемы

Результат,

динамика

Неразличение при письме сходных по начертанию букв

Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде

Неумение находить ошибки в своей работе


Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, не используется надстрочное и подстрочное пространство рабочей строки


Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей


Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно надавливать на ручку или карандаш

Очень медленный темп письма


Сложности при переводе звука в букву и наоборот


Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи


Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот


Отсутствие орфографическая зоркость

недостаточность зрительного анализа

несформированность анализа пространственных отношений

недостаточность зрительного анализа

недостаточность развития анализа пространственных отношений

отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв

недостаточность развития процессов самоконтроля

недостаточная концентрация внимания


слабо развита тонкая моторика руки

не сформированы зрительно-двигательная координация

недостаточное развитие анализа пространственных отношений

не усвоено понятие «рабочая строка»


недостаточность зрительного анализа

недоразвитие микро моторики

несформированность зрительно-двигательных координаций

несформированность дифференцированных зрительных образов букв

неправильный выбор образца при написании буквы


недоразвитие макро- и микро моторики

неумение дифференцировать мышечные усилия

несформированность зрительно-двигательных координаций

несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности

несформированность зрительно-двигательных координаций

недостаточное развитие микромоторики

трудности в произвольном управлении движениями инертность нервных процессов


несформированность звуко-буквенного анализа

не усвоены понятия «звук», «буква» и их соотношения

дислексия

не выработаны прочные связи между звуковой и графической формами буквы

недостатки в развития непосредственной кратковременной памяти

поверхностная смысловая обработка материала при запоминании

недостатки в развитии произвольного внимания


недостаточность развития процессов зрительного анализа

недостаточная дифференциация зрительных образов печатных и письменных букв

недостаточное развитие зрительной памяти


Недостатки в развитии слухового вербального анализа

Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала

Несформированность звукового анализа

Недоразвитие зрительной памяти

Недостаточность звуко-буквенного анализа

Недостатки в развитии самоконтроля

Несформированность двигательных образов слов

Недостаточное артикулирование

Не отработана связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы с его семантикой

Недостатки в развитии фонематического восприятия

Недостаточность развития процессов произвольного внимания



коррекция зрительного анализа букв

коррекция зрительной памяти

коррекция пространственных представлений

развитие орфографической зоркости

коррекция зрительного анализа

коррекция и развитие пространственных представлений


коррекция и развитие процессов произвольного внимания


коррекция зрительно-двигательной координации

однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз

коррекция и развитие пространственных представлений

развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений


коррекция зрительного анализа букв, выделение их в словаре

сравнение букв

запоминание формы буквы и соотношение её частей и пропорций

развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений

коррекция орфографической зоркости

коррекция непосредственного зрительного запоминания


коррекция зрительно-двигательной координации

особенности саморегуляции интеллектуальной деятельности

коррекция мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений

коррекция зрительно-двигательной координации

коррекция саморегуляции интеллектуальной деятельности

коррекция умений выполнять последовательные указания взрослого, вычленять и самостоятельно воспроизводить заданный графический ритм

коррекция мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений

коррекция недостатков фонематического анализа

коррекция недостатков звукобуквенного анализа

запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций

перевод из слуховой формы в зрительную

коррекция процессов произвольного внимания

коррекция произвольной зрительной памяти

коррекция произвольного слухового запоминания

коррекция умения находить и устанавливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении

изучение анализирующего наблюдения

коррекция зрительного анализа букв, выделение их в слове, сравнение букв

коррекция непосредственной произвольной памяти

запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций

развитие орфографической зоркости

коррекция непосредственного запоминания


коррекция процессов произвольного внимания

коррекция слухового вербального анализа

развитие орфографической зоркости

побуквенный анализ

выявление недостатков фонематического анализа

коррекция непосредственной произвольной зрительной памяти

выявление недостатков звукобуквенного анализа

изучение сформированности процессов контроля над написанием

запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций

коррекция артикулирования

упражнения на перевод из слуховой формы в зрительную

отчетливое громкое послоговое проговаривание

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

четверть

Тематическое планирование

кол-во

дата

1

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Т

Ь

2

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Т

Ь

3

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Т

Ь

4

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Т

Ь


  1. коррекция мелкой моторики пальцев рук

  2. развитие умения рисовать по образцу

  3. коррекция зрительно-моторной координации

  4. коррекция зрительной памяти

  5. коррекция каллиграфических навыков

  6. коррекция зрительно-двигательной координации

  7. коррекция звуко-буквенного анализа

  8. коррекция анализа пространственных отношений

1. коррекция фонематического восприятия

2 .восстановление прочной последовательности букв в слове и плавности переключения от одного элемента буквы к другому

3. коррекция обобщенного и константного образа буквы, используя сохранные кинестетические ощущения и зрительное восприятие, моторный образ буквы

4. коррекция восприятия пространственных отношений

5. коррекция мелкой моторики руки

6. коррекция слухоречевой памяти

7. коррекция пространственных отношений

1. формирование навыков каллиграфического письма

2. развитие навыков самоконтроля в поведении при письме

3. письмо с использованием проговаривания, опорой на значение слова и его графический образ

4. коррекция звуко-буквенного анализа

5. восстановление прочной последовательности букв в слове и плавности переключения от одного элемента буквы к другому

6. коррекция слухового восприятия

7. коррекция слухоречевой памяти

8. развитие общей и мелкой моторики

9. коррекция орфографической зоркости

1. восполнение пробелов по теме «звуки и буквы»

2. коррекция орфографической зоркости

3. коррекция мелкой моторики пальцев рук

4. определение ударного слога

5. коррекция долговременного запоминания

6. коррекция восприятия

7. коррекция памяти

8. коррекция звуко-буквенного анализа

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ( 1 час в нед х 34нед. = 34 часа в год)

Тип нарушения

Причины

Фамилии учащихся

Коррекционно-развивающие

методы и приемы

Результат, динамика

Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова

Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней

Нечеткое произношение

Прочитывание слов с ошибками

Ограниченный

словарный запас


«механическое чтение»


Низкий уровень синтеза звуковых элементов

Недостатки в развитии звуко-буквенных ассоциаций

Недостаточное значение букв алфавита

Не усвоены понятии «звук» и «буква» и их соотношение

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Неустойчивость произвольного внимания


Недоразвитие фонетико-фонематического восприятия

Недостатки в артикулировании

Несформированность процессов произвольного внимания

Недостаточность процессов зрительного анализа

Индивидуальные особенности темперамента

Недостаточное развитие процессов памяти

Слабая познавательная активность

Недостатки в развитии мыслительных операции классификации, обобщения


Некритичность мышления

Поверхностная смысловая обработка текста

Негибкость мышления

Неустойчивость внимания

Неумение выделять существенное

Слишком медленный темп или быстрый темп чтения

Недостатки в развитии памяти

Недостатки в развитии воображения

Плохо владеет техникой чтения

Не развита артикуляция

Недостаточно сформированы мыслительные операции

Коррекция непосредственной произвольной зрительной памяти

Коррекция произвольного слухового запоминания

Синтез звуковых элементов

Запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций

Упражнения на перевод из слуховой формы в зрительную

Коррекция непосредственного произвольного внимания

Развитие пространственных отношений


Выявление недостатков фонематического

анализа

коррекция сбоя в артикулировании

усилить самоконтроль процессов произвольного внимания

зрительный анализ букв, выделение их в слове

понимание смысла

побуквенный анализ слов

расчлененность восприятия, помехоустойчивость

преодоление самокритичности

произвольного слухового запоминания

умения находить и устанавливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении

выделение существенных признаков и обобщение

умение выделять общий признак для группы объектов

коррекция смысловой памяти

абстрагирование

анализ смыслового содержания текста

развитие смысловой непосредственной, произвольной памяти

формирование способности к пониманию и обобщению смысла фразы

коррекция и развитие процессов произвольного внимания и воображения

разгадывание ребусов

смысловой анализ текста

коррекция и развитие восприятия

развитие буквенного синтеза

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

четверть

Тематическое планирование

Кол-во часов

Дата

1

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Т

Ь

2

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Т

Ь

3

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Т

Ь

4

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Т

Ь


1. Выделение начального звука из слов

2. Выделение звуков в слове

3. Выделение конечного звука в слове

4. Деление слов на слоги

5. Определение ударного слога

6. Составление устных рассказов

7. Развитие умения исключать лишнее

8. Коррекция непосредственной произвольной зрительной памяти

1.развитие умения плавного послогового чтения

2.коррекция зрительно-слуховой памяти

3. составление звуковой схемы слова

4. организация поведения в процессе чтения

5. разъяснение смысла пословиц

6. формирование умения разгадывать загадки

7. развитие умения исключать лишний предмет

1.составление устных рассказов по картинкам

2. формирование умения плавного послогового чтения

3. формирование осознанного чтения

4. восстановление обобщенного дифференцированного восприятия букв

5. организация поведения во время чтения, создание мотивов деятельности, организация ориентировки, обеспечение стратегии чтения и контроля

6. коррекция фонематического слуха

7. коррекция самоконтроля и саморегуляции

8. Формирование умения находить и устанавливать смысловые связи между элементами материала

9. формирование умения плавного и осознанного чтения

1. формирование пространственных представлений

2. составление рассказов по сложенным картинкам

3. формирование умения находить различие в картинках

4. Формирование умения исключать лишний предмет

5. формирование беглого, осознанного чтения

6. составление деформированного текста

7. Коррекция опосредованного внимания

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1


МАТЕМАТИКА (1 час в нед. х 33 нед. = 33 часа в неделю)

Тип нарушения

Причины

Фамилии учащихся

Коррекционно-развивающие

методы и приемы

Результат,

динамика

Затруднения в счете, отсутствие устойчивых навыков в счете


Трудности при продолжении числового ряда с заданной позиции

Ошибки при счете арифметических примеров

Трудности в названии компонентов при выполнении арифметических действий

Затруднения при переводе из словесной формы в цифровую форму и наоборот

Некрасивое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради

«зеркальное» написание цифр


Затруднения при счете в обратном порядке

Замедленный темп умственной деятельности

Склонность к шаблонным решениям, к бездумному воспроизведению ранее усвоенных способов выполнения заданий

Трудности при осуществлении сравнения, неумение сравнивать числа на основе сопоставления элементов конкретных множеств

Неумение решать задачи


Не сформирован переход из конкретного плана действий в абстрактный

Недостаточно сформирован внутренний план действий

Не сформированы понятия «больше»,

«меньше»

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Сниженный уровень интеллектуальной деятельности

Сниженная работоспособность

Не сформировано понятие числового ряда

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Несформированность мыслительной операции анализ через синтез

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Низкий уровень сформированности внутреннего плана действий

Недостатки в развитии процессов произвольного внимания

Недостаточное развитие смысловой памяти

Недостаточная дифференциация понятий

«сложение», «вычитание»


Отсутствие прочных ассоциативных связей между словесным обозначением и графической формой чисел

Незнание состава числа

Недостатки в развитии тонкой моторики руки

Несформированность процессов зрительного анализа

Несформированность зрительно-двигательных координаций

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Не усвоено понятие «рабочая строка»

Несформирванность однонаправленности считывания записей слева направо

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Недостаточность процессов зрительного анализа

Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв

Несформированность понятия числового ряда

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Инертность нервных процессов

Недостаточное развитие основных мыслительных процессов

Низкий уровень освоения учебного материала

Основательность и глубина смысловой обработки учебного материала

Инертность мыслительной деятельности

Интеллектуальная пассивность

Поверхностная смысловая обработка математического материала

Отсутствие обобщенности мыслительной операции сравнения

Недостаточная гибкость мыслительной деятельности

Затруднения при переносе знаний

Недостаточность процессов анализа

Несформированность умения устанавливать соответствия

Недостаточность процессов анализа и анализа через синтез

Синкретичность мышления

Конкретность мышления

Несформированность мыслительной операции обобщение

Недостатки в развитии процессов произвольного внимания

Шаблонность мышления

Неустойчивость мыслительной деятельности

Недостаточное осознание своих мыслительных действий


Развитие пространственных представлений

Формирование понятий «больше», «меньше», «равно»

Коррекция внутреннего плана действий

Переход из конкретного плана в абстрактный

Развитие пространственных представлений

Овладение числовым рядом и его свойствами

Развитие пространственных представлений

Изучение процессов произвольного внимания

Анализ через синтез

Развитие внутреннего плана действий

Умение разбивать второе слагаемое на удобные для вычисления части

Умение находить и устанавливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении

Коррекция смысловой памяти

Формирование понимания взаимосвязи операций сложения и вычитания

Формирование понимания связи между компонентами сложения и вычитания

Формирование умения записывать цифровые данные словами и наоборот

Формирование знаний состава числа


Зрительный анализ

Особенности зрительно-двигательной координации

Однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз

Развитие пространственных представлений

Коррекция мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений

Развитие пространственных отношений

Запоминание формы цифры и соотношение её частей и пропорций

Зрительный анализ цифр

Коррекция пространственных представлений

Овладение числовым рядом и его свойствами

Анализ смыслового содержания текста

Способность схватывать слово целиком, умение учитывать контекст каждого слова

Выделение существенных признаков и обобщение

Умение выделять общий признак для группы объектов

Повышение уровня познавательной активности

Формировать внутренний план действий

Коррекция гибкости мыслительной деятельности

Развитие смыслового анализа

Способность схватывать слово целиком, умение учитывать контекст каждого слова

Решение арифметических задач

Развивать зрительный анализ

Коррекция гибкости мыслительной деятельности

Формировать способность к пониманию и обобщению смысла фразы

Развивать аналогии

Формировать умение сравнивать числа

Развитие абстрагирования

Формирование установления взаимного соответствия

Развитие анализа через синтез

Формирование умения разбивать число на два слагаемых

Формировать умение решать арифметические задачи на сообразительность, на вычленение математического содержания

Коррекция и развитие смысловой памяти

Коррекция и развитие произвольного внимания

Коррекция и развитие гибкости мышления

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

Четверть

Тематическое планирование

Кол-во часов

Дата

1

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Т

Ь

2

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Т

Ь

3

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Т

Ь

4

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Т

Ь

Коррекция пространственных представлений

Коррекция представлений о форме предмета

Коррекция мыслительных операций

Коррекция навыков саморегуляции, произвольности

Коррекция зрительного анализа

Коррекция внутреннего плана действий

Формирование понятий «больше», «меньше», «равно»

Формирование навыков устных вычислений в пределах 10

Коррекция логического мышления

Коррекция зрительной памяти

Коррекция произвольности, навыков саморегуляции и самоконтроля

Коррекция пространственных отношений

Развитие навыков ориентировки в цифровом ряду

Составление таблицы сложения в пределах 10 и заучивание ее

Составление таблицы вычитания в пределах 10 и заучивание ее

Восполнение пробелов по теме «решение задач»

Коррекция долговременного запоминания

Развитие мыслительных операций

Развитие пространственных отношений

Восполнение пробелов по теме «состав числа»

Формирование пространственных представлений

Развитие мыслительных операций

Подготовка к решению задач в два действия

Коррекция внимания

Коррекция памяти

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях


1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

3


© 2010-2022