- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок Окружающего мира и Изобразительного искусства «Художественные ремёсла и народные промыслы России»
Интегрированный урок Окружающего мира и Изобразительного искусства «Художественные ремёсла и народные промыслы России»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Веревкина Е.С. |
Дата | 28.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
5
Интегрированный урок Окружающего мира и Изобразительного искусства
«Художественные ремёсла и народные промыслы России»
-
Тема
Художественные ремёсла и народные промыслы России
Цель
Задачи
Познакомить учащихся с художественными ремеслами и обобщить знания детей о народных промыслах России. Образовательные: Формировать представление учащихся о разных видах ремесел и народных промыслах, образное представление о культуре России. Тренировать способность в умении различать виды художественной росписи. Воспитывать уважение к труду мастеров России.Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе, поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные: Понимать, что такое ремесло, ремесленник, мастер, промысел.Различать виды промыслов. Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе, поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Ремесло, промысел, мастер, ремесленник.
Межпредметные связи
ОМ (история Отечества), ИЗО
Ресурсы:
Компьютер, плазменная панель
- презентация
- алгоритм самооценки
- пакеты с заданиями
- ножницы
- клей
Организация пространства
Фронтальная работа, групповая работа.
Методы
Словесные, наглядные, практические.
-
Технология проведения
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Оформление доски
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
УУД
Предметные
УУД I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
1. Сегодня мы работаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
1.Прочитатйте пословицу.ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ. - Как вы её понимаете?
- Давайте сегодня попробуем работать на уроке, помня об этой пословице.
ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.
Слайд 2 Проговаривают правила.
Проговаривают ПОСЛОВИЦУ, дают ей объяснение. (Для настоящего мастера не бывает невыполнимых дел, он всегда найдет выход из трудного положения. Так говорят. Когда хотят похвалить кого-то, или ответить за высокое мастерство).
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). II. Актуализация знаний. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) Цели: - организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. - Какое сейчас время года?- Посмотрите, какой снежный сугроб она намела.
- Расскажите, что вы знаете об этих словах?
_________________________ - На каком уроке Мы знакомились с этими словами?- Что объединяет эти слова?
- Мы выяснили, что эти слова относятся к художественным ремёслам России. А какое отношение имеет Ломоносов к этим словам?
___________________________
- Для чего люди используют искусство, украшают предметы, которые находятся вокруг.
___________________________
- Кто занимался этим?
- Кто это?
___________________________
- Где найти более четкое объяснение?
___________________________
___________________________
- Какие знания нам понадобятся сегодня на уроке?
.
- Вспомним с уроков Истории, где жили ремесленники?
_________________________
- А теперь вспомним все, что мы знаем об образовании городов в Древней Руси.
- Люди создавали красоту вокруг себя очень давно.
- В старину всякую вещь - и ту, что кормит, и ту, что забавляет, мастерили своими руками: избу, телегу, лапти, конскую упряжь, чашку, ложку, свирель, рожок, печь-матушку. Не зря говорили: «Золотым рукам цены нет»
- Как вы понимаете эту пословицу?
- В древней Руси стали зарождаться ремесла.
- С какими материалами работали ремесленники?
-В каких ремеслах работали ремесленники?
__________________________
- Как назывались люди, которые занимались ремеслом?
__________________________
- Что вы видите?
__________________________
- Что интересного заметили?
____________________________
- Чем отличаются тарелки?
____________________________
- А как это назвать?
____________________________
-Из чего делали посуду?
- Так, что же мы должны узнать на уроке?
Тема урока: Художественные ремёсла и народные промыслы России
____________________________
ФИЗПАУЗА
Я вам буду загадывать загадки, а отгадку вы мне покажите.
Рыба в море,
Хвост на заборе
Сама не ем, а людей кормлю.
На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и то на спине.
- Как назвать эти предметы , одним словом?
На доске карточки:
Ломоносов; Рублёв; Собор Святой Софии; фреска; резьба; мозаика.
__________________
Слайд № 3. Ломоносов
__________________
_________________Карточки на доске:
Справка из словаря
Мастер - квалифицированный работник в какой-то производственной области.
Ремесленник - человек, который занимается, владеет проф. Мастерством. _________________
РЕМЕСЛО- работа , которой занимается ремесленник
профессиональное занятие - изготовление изделий ручным способом.
ПРОМЫСЕЛ - мелкое ремесленное производство.
4 слайд
________________ 5 слайд 6 слайд
С 7 слайда
По 15 слайд
Карточка РЕМЕСЛО ________________ 16 слайд
РЕМЕСЛО ?
ПРОМЫСЕЛ
_________________
Дети отгадывают и показывают отгадки.
17 слайд 18 слайд 19 слайд
20 слайд - зима
Ломоносов - ученый
Рублёв - иконописец
Собор Святой Софии - храм в Киеве
фреска - изображение по сырой штукатурке
резьба - узорная отделка из дерева, камня, металла
мозаика - изображение с помощью цветных стекол ________________ - ОМ (Древняя Русь)
- искусство, украшение
- изобретатель мозаики из стекла в России
________________
- для красоты
________________
- мастера, ремесленники
________________
- В словаре.
Ремесло, промыслы
_______________
- В городах.
________________
- Город вырос из торгово-ремесленного посёлка.
- Иногда в город превращалась княжеская пограничная крепость - замок
- Город - центр нескольких племён (Новгород)
- Город являлся укреплённым поселением ремесленников и торговцев, центром обмена. В городе развивается кузнечное, оружейное, ювелирное,
гончарное, кожевенное и портняжное ремесло.
Кость, береста, глина, металл, шерсть, дерево
ремесленники
- посуду
_______________
- разный узор
_________________
-цветовой гаммой, узором,
_________________
-народные промыслы
________________
- из глины, бересты, дерева
Подносы из металла
- Что такое промыслы и ремесла. Чем они отличаются?
_________________
ковш
ложка
чайник
- посуда
Знать значения слов, соответствующих разделу Древняя Русь.
Умение работать со словарем.
Знать причины образования городов в Древней Руси.
______________
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Давайте вспомним, какое у нас возникло затруднение? 21 слайд
РЕМЕСЛО Карточки ? появляют- ПРОМЫСЕЛ ся на дос- ке. Развести понятия ремесло и промысел.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства.
- Что для этого нужно сделать?
_ На Руси в каждой местности зарождался свой народный промысел. Мастера использовали определённый материал, из которого делали посуду, определённые краски.
- Давайте вспомним с уроков ИЗО какие названия народных промыслов вы знаете?
- Что объединяет эти промыслы?
- Чем отличаются?
СЛАЙДЫ с разными видами народных промыслов. (с 22 по 26) Посмотреть разные изделия. Чем они отличаются и т.д.
Гжель, Дымка,
Хохлома, Городец, Полхов-Майдан,
Урало-сибирская роспись
Созданы ремесленниками для использования в хозяйстве.
- Украшение росписью - Своеобразием: красками, элементами росписи
Знать некоторые виды народных промыслов Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). V.Реализация построенного проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. - Итак, о чем мы сегодня говорим?
- Сегодня на уроке вы будете работать в группах. - Вспомните правила работы в группе. - У вас на партах лежит клей, ножницы. - Вспомним правила. ТБ
Работа в группах
- Сейчас вам предлагается работа в группах.
- Я приглашаю вас в мастерские народной росписи Гжели, Хохломы, Городца и Нижнего - Тагила. И сейчас вы будете в роли мастеров.
- Задание по группам
План на доске: ● Элементы росписи ● Цветовая гамма ● Особенности ●Место, где зародился промысел. - о ремеслах, промыслах
- Вспоминают Правила ТБ при работе с клеем, ножницами.
Получают задания.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Работа в группах по «созданию изделия», соответствующего заданию группы.
Отчет групп по плану.
Отчет групп. Самооценка группы о правильности выполнения задания. выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.Итог урока
Рефлексия
_ Какова была цель нашего урока?
- На какие вопросы мы должны были ответить сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- У кого возникло желание больше узнать о ремеслах и промыслах? Где можете найти эту информацию?
- Оцените свою работу сегодня на уроке.
Слайд 27 3
21
(Этап рефлексии в приложении 2)
1. Я знаю, что такое ремесло, знаю некоторые народные промыслы, и могу рассказать об этом другим.
2. Я понял, что такое ремесло и народные промыслы, но рассказать другим ещё не могу.
3. Мне ещё пока трудно распознавать виды народных промыслов.
- Понять чем промысел отличается от ремесла.
- Что такое художественные ремёсла и народные промыслы
- Некоторые виды ремесел, народных промыслов.
- Возникло.
- На уроках ИЗО нас ждет встреча с русской матрешкой. И мы вновь встретимся с народными промыслами.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).