- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока русского языка по теме: Рефлексия: «Что я знаю об имени прилагательном?»
Технологическая карта урока русского языка по теме: Рефлексия: «Что я знаю об имени прилагательном?»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колиух О.К. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «А» 05. 02. 2015г.
( предмет) (класс) (дата)
Тема урока: Рефлексия: «Что я знаю об имени прилагательном?»
Тип урока:
Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Форма урока:
Программа «Наедине со всеми» в жанре «Портретное интервью».
Цель урока
Обобщить знания учащихся по теме.
Задачи урока:
Расширить представление о роли имён прилагательных в речи.
Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.
Воспитывать стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
Планируемые результаты
Предметные
Определить общее значение имени прилагательного «признак предмета» и выражение этого значения в наборе грамматических значений.
Личностные
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Метапредметные
Коммуникативные
Ставить вопросы; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Регулятивные
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Межпредметные связи
По фактам понятиям, методам с социальными науками.
Формы урока
Фронтальная, групповая.
УМК
Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова
Ход урока
Дидактическая
структура урока, с указанием времени
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные УУД
Метапредметные УУД
1
Организационный этап, 3 мин
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.
- Музыкальная заставка.
Пятое февраля.
Классная работа.
Строить рассужде-ния в форме связи простых суждений.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
2
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 7 мин
Фиксация во внешней речи причины затруднения.
Формулировка учебной задачи как темы урока.
Постановка учебной задачи.
- Героя нашей программы определим, выполнив задание.
Слайд 2.
* Из биографии. «Уже в самом его имени содержится намёк на то, что оно должно к чему - то присоединяться. Дословный перевод с греческого означает «эпитет». Да и в латыни это термин звучит похоже, и перевод - «нечто подкинутое», «прибавленное, «приложенное»
Оно слово ищет, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его …
- Как вы догадались, наедине со всеми имя прилагательное.
- Что бы вам хотелось о нем узнать или уточнить?
Слайд 3. - Один мудрец сказал: у кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии. Слайд 4.
- Что же прилагательное может рассказать о себе?
Определять тему и задачи конкретного урока.
Использо-вать речь для регуляции своего действия.
3
Актуализация знаний, 10 мин
Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
Организовать минутку чистописания с грамматическим заданием, нацеленным на повторение ранее изученного.
Исследовательская деятельность,
разноуровневые задания.
Письмо каллиграфическим почерком.
Выполнение грамматических заданий.
- Послушаем наших корреспондентов. Ученик 1. Художника нашего знает весь свет.
Раскрасит художник всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие? Ученик 2.
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Ученик 3.
Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное",
Не скажем маме "милая",
"Красивая", "любимая".
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Ученик 4.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять. - Ребята, что такое имя прилагательное? Дети. Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? Чей? - Уточните, для чего же в нашей речи используются прилагательные? Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.
- Минутка чистописания
- Словарный диктант.
- Игра «Отгадай предмет»
- Речевая разминка.
С тех пор уж немало воды утекло.
Теперь уж смогу сказать наперед:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет». - Какие устойчивые выражения встретились. Объясните их значение.
Определять общее значение имени прилагательного «признак предмета» и выражение этого значения в наборе грамматических значений.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
4
Динамическая пауза, 3 мин
Учитель предлагает выполнить музыкальную разминку.
Создание психологического комфорта.
Выполняют музыкальную разминку. Музыкальная разминка «Мы маленькие звезды».
Развивать двигательную активности ребенка.
Проявлять
чувство дружбы и товарищества
5
Обобщение и систематизация знаний, 7 мин
Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической.
Исследовательская деятельность,
Целеполагание,
предъявление результата.
Чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание.
1. Распознавание имен прилагательных. - Хорошо ли вы умеете находить имена прилагательные? Запишите только те номера, под которыми стоят имена прилагательные: 1. зима 4. беленькое 7. добреть 2. зимний 5. белизна 8. доброта 3. зимовать 6. белеть 9. добрая
- Давайте проверим, действительно ли имена прилагательные обозначают признак предмета.
2.Связь имён прилагательных с существительными. - Готовясь к программе, мы хотели узнать о круге знакомых и друзей имени прилагательного. В одном из интервью прочитали: Вместе - служба, вместе - дружба. - Как вы думаете, о чем идет речь? С какой частью речи связано имя прилагательное? Д. С существительным. - Действительно, прилагательное и существительное очень дружны. - Наши операторы сняли интересный сюжет. Давайте посмотрим. К доске выходят четыре ученика и инсценируют сказку. - Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного числа, рода и падежа они не имели, решили они подружиться с существительными. Дети в парах поворачиваются друг к другу лицом и берутся за руки. - Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным. "Существительные" снимают со своей головы одну диадему - наружную - и надевают ее на голову "Прилагательных" в парах; другая, точно такая же, диадема остается на голове у "Существительных". Дети снова становятся лицом к классу. - Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы согласовываться с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа, падежа. Д (хором). Вместе - служба, вместе - дружба!
-Ребята, а в чем сходство имен прилагательных и существительных по форме изменения? Д. Прилагательные, как и существительные, изменяются по числам и падежам.
- В чем различие прилагательных и существительных? Д. Прилагательные изменяются по родам в единственном числе, а существительные имеют постоянный род.
- Существительные делятся на три склонения, а у прилагательных склонение определить нельзя.
- Безударные окончания прилагательных узнают по вопросам, а для определения безударных падежных окончаний существительных используют слова-помощники.
Определять грамматические значения имён прилагательных в тексте.
Иметь представление о полных и кратких прилагательных.
Обнаружить отличие изменения кратких прилагательных от полных.
Знать действия при написании орфограммы «шипящий на конце слова» в существительных, глаголах и кратких прилагательных.
Проследить отдельные случаи словообразования прилагательных.
Работать над словом, предложением и текстом.
Формирова-ние устойчивого интереса к изучаемому предмету.
6
Применение знаний и умений в новой ситуации,5 мин
Организовать работу в группах.
Групповая работа.
- Предлагаю узнать серьезные и важные подробности из жизни имени прилагательного.
1 группа
Выпиши только словосочетания существительное + прилагательное. Сделай вывод: с какой частью речи связано имя прилагательное.
Покажите стрелками связь слов в словосочетании.
Начинает свежеть, свежий огурец, свежесть утра, белизна потолков, белеет снег, белые снежинки, синеют васильки, синева небес, синяя краска.
2 группа
Раскрой скобки, определи число и род имени прилагательного.
(Тихий) ночь, (тихий) утро, (тихий) день, (тихий) голоса.
- Чем руководствовались при выборе окончаний имен прилагательных?
Сделайте вывод.
3 группа
Спиши, допиши окончания, определи падеж имён прилагательных.
Для младш__ брата, к скор__ поезду, в зелён__ уборе, с медов__ запахом.
Как определить падеж прилагательных?
Сделайте вывод.
4 группа
Работа со словарями.
Подбор антонимов.
Проверка:
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- Что такое антонимы?
5 группа
Спишите пары предложений.
1. Охотники шли по глубокому снегу.
Снег глубок.
2. Зима холодна.
Метеорологи обещают холодную зиму.
Найдите в них имена прилагательные.
Какие они - полные или краткие?
Определите, какую роль в предложении играет каждое их прилагательных.
Сделайте вывод.
6 группа
Спиши словосочетания. Какие в них прилагательные - полные или краткие?
Сделай вывод о правописании кратких прилагательных.
Дуб могуч(?), день хорош(?), пример похож(?), лес дремуч(?), воздух свеж(?), ландыш пахуч(?), ёжик колюч(?).
Проверка:
Как пишутся краткие имена прилагательные, оканчивающиеся на шипящую?
У кратких прилагательных с основой на шипящую ь на конце не пишется.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
7
Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция, 5 мин
Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.
Выполнение теста.
Тест
1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
А) Когда? Где? Откуда?
Б) Кто? Что?
В) Кого? Кому? Чему? Кем? Чем?
Г) Какой? Какая? Какое? Какие?
2. В предложении чаще всего имя прилагательное бывает:
А) дополнением б) определением в) обстоятельством г) подлежащим
3. Имя прилагательное связано в роде, числе, падеже с:
А) именем существительным
Б) глаголом в) наречием г) местоимением
4. Имя прилагательное во множественном числе по родам:
А) изменяется б) не изменяется
5. Определите падеж имени прилагательного: в зимнюю ночь
А) Р.п. б) В.п. в) П.п г) Т.п.
6. Определите падеж имени прилагательного: в холодной реке:
А) Р.п. б) В.п. в) П.п г) Т.п.
Поиск и выделение необходи-мой информа-ции
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
8
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин
Предложить дифференцированное задание.
Зафиксировать во внешней, а затем и в письменной речи новое учебное действий.
1. Составить текст по теме «Зимнее утро»: 1 вариант - с употреблением прилагательных, 2 вариант - не используя имена прилагательные. Результаты сравним. 2. Творческое задание: Написать автобиографию от лица имени прилагательного. Архивариус - вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).
Формиро-вать устойчи-вый познава-тельный интерес к изучаемому предмету.
Регуляция своих действий.
9
Рефлексия, подведение итогов занятия 3 мин
Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.
Анализ своей деятельности. - По сложившейся традиции, в память о нашей передаче гостям принято дарить подарки. Герою сегодняшнего выпуска мы приготовили «Корзину идей» Это прием организации групповой работы на конечной стадии урока, когда идет рефлексия знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собираются знания по теме.
- Назовите общее грамматическое значение имени прилагательного.
- Назовите вопросы, на которые отвечает имя прилагательное?
- Как изменяется имя прилагательное?
- Назовите грамматические признаки начальной формы имени прилагательного.
- Какие две формы имеет имя прилагательное? Приведите примеры.
- Каким членом предложения может быть имя прилагательное?
- Как пишутся краткие имена прилагательные, оканчивающиеся на шипящую?
- Урок привлёк меня тем…
- Показался интересным…
- Взволновал…
- Заставил задуматься…
- Навёл на размышления…
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вы считаете нужным запомнить?
- Над чем ещё надо поработать?
Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения.
Умение контролировать свой результат.