Технологическая карта урока русского языка по теме: Рефлексия: «Что я знаю об имени прилагательном?»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «А» 05. 02. 2015г.

( предмет) (класс) (дата)

Тема урока: Рефлексия: «Что я знаю об имени прилагательном?»

Тип урока:

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Форма урока:

Программа «Наедине со всеми» в жанре «Портретное интервью».

Цель урока

Обобщить знания учащихся по теме.

Задачи урока:

Расширить представление о роли имён прилагательных в речи.

Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.

Воспитывать стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.

Планируемые результаты

Предметные

Определить общее значение имени прилагательного «признак предмета» и выражение этого значения в наборе грамматических значений.

Личностные

Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

Метапредметные

Коммуникативные

Ставить вопросы; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Межпредметные связи

По фактам понятиям, методам с социальными науками.

Формы урока

Фронтальная, групповая.

УМК

Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Ход урока

Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап, 3 мин

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

  • Музыкальная заставка.
Слайд 1. - Добрый день, дорогие друзья и уважаемые зрители! - Сегодня вы присутствуете на съемках уникальной программы-интервью. Она призвана показать интересующие объекты через призму наиболее известных, серьезных и важных проявлений их жизни. Вам откроются новые факты и некоторые подробности. Разговор будет проходить в теплой и позитивной обстановке. Надеюсь, это будет искренний диалог о том, что по-настоящему важно. Но съемки программы могли не состояться, если бы наши корреспонденты не собрали исчерпывающие сведения и не составили интересные сюжеты. - Как вы понимаете значение слова корреспондент? Уточним по словарю. Корреспондентам и создателям программы понадобятся: тетради, ручки, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительная голова и конечно, хорошее настроение. Готовы! В рабочих блокнотах запишите дату нашей встречи.

Пятое февраля.

Классная работа.

Строить рассужде-ния в форме связи простых суждений.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 7 мин

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы урока.

Постановка учебной задачи.

- Героя нашей программы определим, выполнив задание.

Слайд 2.

* Из биографии. «Уже в самом его имени содержится намёк на то, что оно должно к чему - то присоединяться. Дословный перевод с греческого означает «эпитет». Да и в латыни это термин звучит похоже, и перевод - «нечто подкинутое», «прибавленное, «приложенное»

Оно слово ищет, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его …

- Как вы догадались, наедине со всеми имя прилагательное.

- Что бы вам хотелось о нем узнать или уточнить?

Слайд 3. - Один мудрец сказал: у кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии. Слайд 4.

- Что же прилагательное может рассказать о себе?

Определять тему и задачи конкретного урока.

Использо-вать речь для регуляции своего действия.

3

Актуализация знаний, 10 мин

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.





Организовать минутку чистописания с грамматическим заданием, нацеленным на повторение ранее изученного.

Исследовательская деятельность,

разноуровневые задания.





Письмо каллиграфическим почерком.

Выполнение грамматических заданий.


- Послушаем наших корреспондентов. Ученик 1. Художника нашего знает весь свет.
Раскрасит художник всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие? Ученик 2.

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?

Ученик 3.

Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное",
Не скажем маме "милая",
"Красивая", "любимая".
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.

Ученик 4.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять. - Ребята, что такое имя прилагательное? Дети. Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? Чей? - Уточните, для чего же в нашей речи используются прилагательные? Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

  • Минутка чистописания
Создатели нашей программы считаю, что «Каллиграфия - это лекарство и гимнастика для ума и души человека». Предлагаю провести подобную гимнастику. Слайд 5. - Какую запись вы видите на доске? (цепочка из букв и элементов букв) ая_____яя____ое____ее____ий____ый Какие необычные соединения вы заметили? Что они могут обозначать? Напишите красиво эти окончания. Обратите внимание на соединение букв. - А что мы можем определить по этим окончаниям? (род имен прилагательных).
  • Словарный диктант.
Одним из важнейших качеств наши корреспонденты считают грамотность. Ведь им приходится записывать много важной информации, которая не терпит ошибок. Проведём словарную работу, но и здесь нам понадобятся смекалка и внимательность.
  • Игра «Отгадай предмет»
По признакам попробуем определить предмет, который изображён на картинке. (Ученик стоит спиной к классу, остальные называют признаки предмета, изображённого на картинке, которую показывает учитель. Ученик должен отгадать предмет.) - Запишите слова-отгадки, выделите букву ударного звука, подчеркните букву, написание которой необходимо запомнить. Слова: лимон, арбуз, берёза, воробей, подснежник, заяц, карандаш, медведь, помидор, цыплёнок. - Выпишите слово, которое соответствует заданной схеме. Слайд 6. - Сделайте звуковую схему этого слова.
  • Речевая разминка.
К нам в программу пришло письменное сообщение из биографии нашего героя. Познакомьтесь. Слайд 7. Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
Теперь уж смогу сказать наперед:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет». - Какие устойчивые выражения встретились. Объясните их значение.

Определять общее значение имени прилагательного «признак предмета» и выражение этого значения в наборе грамматических значений.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

4

Динамическая пауза, 3 мин

Учитель предлагает выполнить музыкальную разминку.

Создание психологического комфорта.

Выполняют музыкальную разминку. Музыкальная разминка «Мы маленькие звезды».

Развивать двигательную активности ребенка.

Проявлять

чувство дружбы и товарищества

5

Обобщение и систематизация знаний, 7 мин

Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической.

Исследовательская деятельность,

Целеполагание,

предъявление результата.

Чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание.


1. Распознавание имен прилагательных. - Хорошо ли вы умеете находить имена прилагательные? Запишите только те номера, под которыми стоят имена прилагательные: 1. зима 4. беленькое 7. добреть 2. зимний 5. белизна 8. доброта 3. зимовать 6. белеть 9. добрая
- Давайте проверим, действительно ли имена прилагательные обозначают признак предмета.
2.Связь имён прилагательных с существительными. - Готовясь к программе, мы хотели узнать о круге знакомых и друзей имени прилагательного. В одном из интервью прочитали: Вместе - служба, вместе - дружба. - Как вы думаете, о чем идет речь? С какой частью речи связано имя прилагательное? Д. С существительным. - Действительно, прилагательное и существительное очень дружны. - Наши операторы сняли интересный сюжет. Давайте посмотрим. К доске выходят четыре ученика и инсценируют сказку. - Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного числа, рода и падежа они не имели, решили они подружиться с существительными. Дети в парах поворачиваются друг к другу лицом и берутся за руки. - Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным. "Существительные" снимают со своей головы одну диадему - наружную - и надевают ее на голову "Прилагательных" в парах; другая, точно такая же, диадема остается на голове у "Существительных". Дети снова становятся лицом к классу. - Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы согласовываться с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа, падежа. Д (хором). Вместе - служба, вместе - дружба!
-Ребята, а в чем сходство имен прилагательных и существительных по форме изменения? Д. Прилагательные, как и существительные, изменяются по числам и падежам.
- В чем различие прилагательных и существительных? Д. Прилагательные изменяются по родам в единственном числе, а существительные имеют постоянный род.
- Существительные делятся на три склонения, а у прилагательных склонение определить нельзя.
- Безударные окончания прилагательных узнают по вопросам, а для определения безударных падежных окончаний существительных используют слова-помощники.

Определять грамматические значения имён прилагательных в тексте.

Иметь представление о полных и кратких прилагательных.

Обнаружить отличие изменения кратких прилагательных от полных.

Знать действия при написании орфограммы «шипящий на конце слова» в существительных, глаголах и кратких прилагательных.

Проследить отдельные случаи словообразования прилагательных.

Работать над словом, предложением и текстом.

Формирова-ние устойчивого интереса к изучаемому предмету.

6

Применение знаний и умений в новой ситуации,5 мин

Организовать работу в группах.

Групповая работа.

- Предлагаю узнать серьезные и важные подробности из жизни имени прилагательного.
1 группа

Выпиши только словосочетания существительное + прилагательное. Сделай вывод: с какой частью речи связано имя прилагательное.

Покажите стрелками связь слов в словосочетании.
Начинает свежеть, свежий огурец, свежесть утра, белизна потолков, белеет снег, белые снежинки, синеют васильки, синева небес, синяя краска.

2 группа

Раскрой скобки, определи число и род имени прилагательного.
(Тихий) ночь, (тихий) утро, (тихий) день, (тихий) голоса.

- Чем руководствовались при выборе окончаний имен прилагательных?

Сделайте вывод.

3 группа
Спиши, допиши окончания, определи падеж имён прилагательных.
Для младш__ брата, к скор__ поезду, в зелён__ уборе, с медов__ запахом.

Как определить падеж прилагательных?

Сделайте вывод.

4 группа
Работа со словарями.

Подбор антонимов.

Проверка:
- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Что такое антонимы?


5 группа
Спишите пары предложений.

1. Охотники шли по глубокому снегу.

Снег глубок.

2. Зима холодна.

Метеорологи обещают холодную зиму.

Найдите в них имена прилагательные.

Какие они - полные или краткие?

Определите, какую роль в предложении играет каждое их прилагательных.

Сделайте вывод.

6 группа

Спиши словосочетания. Какие в них прилагательные - полные или краткие?

Сделай вывод о правописании кратких прилагательных.

Дуб могуч(?), день хорош(?), пример похож(?), лес дремуч(?), воздух свеж(?), ландыш пахуч(?), ёжик колюч(?).

Проверка:

Как пишутся краткие имена прилагательные, оканчивающиеся на шипящую?

У кратких прилагательных с основой на шипящую ь на конце не пишется.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

7

Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция, 5 мин

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.

Выполнение теста.

Тест
1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
А) Когда? Где? Откуда?
Б) Кто? Что?
В) Кого? Кому? Чему? Кем? Чем?
Г) Какой? Какая? Какое? Какие?

2. В предложении чаще всего имя прилагательное бывает:
А) дополнением б) определением в) обстоятельством г) подлежащим

3. Имя прилагательное связано в роде, числе, падеже с:
А) именем существительным
Б) глаголом в) наречием г) местоимением

4. Имя прилагательное во множественном числе по родам:
А) изменяется б) не изменяется

5. Определите падеж имени прилагательного: в зимнюю ночь
А) Р.п. б) В.п. в) П.п г) Т.п.

6. Определите падеж имени прилагательного: в холодной реке:
А) Р.п. б) В.п. в) П.п г) Т.п.

Поиск и выделение необходи-мой информа-ции

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин

Предложить дифференцированное задание.

Зафиксировать во внешней, а затем и в письменной речи новое учебное действий.


1. Составить текст по теме «Зимнее утро»: 1 вариант - с употреблением прилагательных, 2 вариант - не используя имена прилагательные. Результаты сравним. 2. Творческое задание: Написать автобиографию от лица имени прилагательного. Архивариус - вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).

Формиро-вать устойчи-вый познава-тельный интерес к изучаемому предмету.

Регуляция своих действий.

9

Рефлексия, подведение итогов занятия 3 мин

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.

Анализ своей деятельности. - По сложившейся традиции, в память о нашей передаче гостям принято дарить подарки. Герою сегодняшнего выпуска мы приготовили «Корзину идей» Это прием организации групповой работы на конечной стадии урока, когда идет рефлексия знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собираются знания по теме.

  1. Назовите общее грамматическое значение имени прилагательного.
  2. Назовите вопросы, на которые отвечает имя прилагательное?
  3. Как изменяется имя прилагательное?
  4. Назовите грамматические признаки начальной формы имени прилагательного.
  5. Какие две формы имеет имя прилагательное? Приведите примеры.
  6. Каким членом предложения может быть имя прилагательное?
  7. Как пишутся краткие имена прилагательные, оканчивающиеся на шипящую?
Какие способы образования имен прилагательных вы знаете? - О теплой встрече, которая состоялась сегодня, мы оставим прилагательному «Альбом на память» Дети заполняют индивидуальные листочки и приклеивают в альбом.
  • Урок привлёк меня тем…
  • Показался интересным…
  • Взволновал…
  • Заставил задуматься…
  • Навёл на размышления…
  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?
  • Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни?
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что вы считаете нужным запомнить?
  • Над чем ещё надо поработать?

Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения.

Умение контролировать свой результат.





















© 2010-2022