Конспект урока по обучению грамоте (чтение) на тему «Буквы Яя, звук [й ‘ а]. Обозначение двух звуков [й‘а] одной буквой Я»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе

с дидактической структурой урока


1. ФИО Ульянова Зинаида Александровна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 5 с. Ильинка Узловского района Тульской области 2. Предмет обучение грамоте (литературное чтение) 3. Класс 1 4. Тема и номер урока в теме «Буквы Яя, звук [й ' а]. Обозначение двух звуков [й'а] одной буквой Я» 5. Базовый учебник Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука, 1 класс: Учебник. Под ред. М.Л.Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник, 2013

Цель урока:

- знакомство детей с функцией буквы «я» обозначать два звука [й ' а] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове, формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем.

Задачи:

-обучающие: познакомить учащихся с звуками [й ' а] и буквой «Я»; научить читать слоги, слова и предложения с этой буквой; формировать навык сознательного чтения, обогащать словарный запас учащихся.

-развивающие: развивать фонематический слух детей, развивать речь детей, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

-воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.

Личностные УУД:

-понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний ; желание и стремление хорошо учиться.

Познавательные УУД:

-моделирование - преобразование объекта из словесной формы в пространственно - графическую модель;

- рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Регулятивные УУД:

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Тип урока

-изложение нового материала

Формы работы учащихся

-фронтальная работа

-работа в парах

-самостоятельная работа

Необходимое техническое оборудование

ПК (1), мультимедийный комплекс с ИД

Структура и ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока

3. Актуализация знаний

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

5. Итоги урока. Рефлексия.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.

Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение новой темы:

(слайд 3)

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку "5".

Дети в парах, держась за руки, произносят слова хором вслух

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

- Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас все получится!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, проговаривают, выполняют упражнение

Личностные:

-понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний; желание и стремление хорошо учиться.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Постановка цели урока

Просит открыть учебник, где у вас закладка (на с. 37) определить по условным обозначениям, какова цель нашего урока.

Высказывают предположения, что на уроке будут изучать новый звук и новую букву, читать звуковые модели слов с новым звуком, конструировать букву.

Регулятивные УУД:

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

3.




Актуализация знаний

- Сейчас я вам предлагаю отгадать загадки.

(слайд 4-5)

Само с кулачок,

Красный бочок,

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь - сладко. (Яблоко)

Она, как змейка,

В траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оборвет -

Другой наживет.

(Ящерица)

- Произнесите все отгаданные слова:

-Что объединяет все эти слова? Произнесите первый звук слов «яблоко», «ящерица»? (Звук [йа])

-Дайте характеристику звукам [й], [а].

(Согласный (почему?), звонкий (почему?), мягкий (на это указывают условные обозначения)

(слайд 6)

-А какой буквой обозначаются звуки [й 'а]?

Определите тему нашего урока.

(слайд 7)

Вывешивает иллюстрацию с буквой «Я».

Поглядите-ка, друзья,

Смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела

Вместо птички - буква «я»!

(слайд 8)

- Из каких элементов состоит буква «я»?

- А теперь вы смоделируете букву «Я» самостоятельно, и проверьте друг у друга. Если пара готова, покажите это.

Разгадывают загадки, выделяют звуки, высказывают свои предположения.

Делают выводы, что темой урока является звуки [й ' а] и буква «Я».

Отмечают, что обозначает два звука [й ' а] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове. Объясняют, что на это указывают условные обозначения.


Буквой «Я»

Звуки [й ' а] и буква «Я».


Дети конструируют букву «Я» из шаблонов в конвертах.

Осуществляют самопроверку и проверку в парах.

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- формулирование темы.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


4.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

ФИЗМИНУТКА

(слайд 10)





ФИЗМИНУТКА

(слайд 13)


- А сейчас я предлагаю выполнить задание, которое так и называется «Найди букву «Я»

Вызывает несколько учеников (по очереди), предлагает выполнить задание

(СЛАЙД 9)

-Предлагаю отдохнуть!

Проводит физминутку.

- Предлагает прочитать звукобуквенные модели (вверху страницы):

Ян, Лия, Мая.

- На каком месте в слове стоит буква «Я»?

- Сколько в слове звуков?

- Сколько в слове букв?

- Какая буква обозначает два звука?

- Когда буква «Я» обозначает два звука?

Теперь вы подтвердили своё предположение, что звук мягкий. (слайд 11)


  • Прочитаем слоги внизу страницы. Чтение вслух.

  • Прочитайте звукобуквенные модели над слогами.

  • Чтение слов. Сначала «жужжащее чтение». Затем цепочкой.

  • На этой же странице найдите знак, указывающий на чтение в ускоренном темпе.

Предлагает прочитать в Азбуке предложение с. 37

(слайд 12)

У Марии лилия.

- Сколько слов в этом предложении?

- Назовите слова-предметы.

- Назовите слово - помощник.

Составим схему этого предложения.

Давайте еще раз отдохнем.

- Отгадайте загадку:

Из сырой конурочки

Вылезли снегурочки:

Сели на тычине,

На её вершине,-

И не тают на жаре,

А ведь лето на дворе!

(Лилия)

(слайд 14)

-Составим схему этого слова.

1. Составить предложение по заданию и по схеме;

  1. Сделать модель предложения на своём столе.

Выполняют задание, контролируют выполнение задания товарищами.

Выполняют физминутку.

Читают звукобуквенные модели.


Читают слоги.

Читают звукобуквенные модели

Составление схемы предложения.

Читают слова

Дети составляю схему слова

Познавательные УУД:

-моделирование - преобразование объекта из словесной формы в пространственно - графическую модель.

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра.



5.

Итоги урока. Рефлексия

Проводит беседу по вопросам:

-Чему учились на уроке? Выполнили поставленные цели? Что мы сегодня узнали нового?

-Что понравилось? Что больше всего запомнилось? А что показалось вам трудным? Ребята, а какое сейчас у вас настроение? (На партах изображение солнышка и тучки).

Переверните изображение и нарисуйте своё настроение.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные УУД:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации





© 2010-2022