- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 3 классе по теме Лексика
Урок русского языка в 3 классе по теме Лексика
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Назарова Г.С. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: Русский язык
Класс: 3 «А»
Дата: 21.09. 2015 г.
Тема: Общее понятие о лексическом значении слова. Цели урока:
- Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова, формировать умение находить в толковом словаре справки при определении многозначности слова, определять, в каком именно лексическом значении употребляется то или иное многозначное слово.
- Развивать память и орфографическую зоркость, умение работать в парах: договариваться, распределять работу, получать общий результат, отрабатывать правила сотрудничества в коллективной деятельности.
- Воспитывать активность, любознательность и аккуратность у учащихся.
Ход урока 1.Организационный момент. Психологический настрой. « Прозвенел и стих звонок, Начинается урок!» 2. Минутка чистописания. Жж уж, жи 3. Словарная работа. Родина, Астана, берёза, русский язык, Казахстан, казахский язык. - Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы написание которых нельзя проверить, а надо запомнить. - Какой частью речи являются слова. Докажите. 4. Актуализация знаний. Постановка цели урока. - Начнём мы с загадки. Ответ на неё вы можете дать сразу, а можете и подумать, а ответить в конце урока. Не мёд, а ко всему липнут. ( Слова ) -Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста! (клей, жвачка, варенье). - Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы ещё раз дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются. Тема нашего урока «. Слово. Многозначность слова». Сколько лексических значений имеет слово? Тема хотя и новая, но вам очень хорошо знакома. Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке. -Что мы должны узнать на уроке?
- Что такое «лексика»?
- Сколько лексических значений имеет слово?
- Обратите внимание на запись. Это ещё одна загадка. Прочитайте внимательно про себя. А теперь вслух нам прочитает…
Это дер..во р..дное
Бли..кое и д..рогое.
Белый сарафан..чик
Бархатный кафтан..чик
Листики р..зные
Серё..ки расп..сные. - Я думаю, все догадались, о чём идёт речь. (Берёзка) - Как вы догадались? Что вам помогло? (перечисляют признаки) - Почему автор употребил слова близкое, родное, дорогое? - Как мы можем назвать этот текст? («Берёзка»). Задание: списать текст, расставить пропущенные буквы . Ребята, посмотрите внимательно на нашу загадку, найдите слова, которые обозначают предмет, признак, действие. - К каким частям речи относятся эти слова? (прилаг., сущ., глаг.) Части речи, которые автор использует в своём тексте, влияют на тип речи. - Какой тип речи выбрал автор? (повествование, описание или рассуждение) Докажите. (описание) - Что автор описывает? (берёзку) Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова берёза. - Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта. (- лиственное дерево с тонким белым стволом.) - Можно ли ещё дать какое-либо определение этому слову? (Нет) Правильно, т.е. мы определяем значение слова по его признакам - берёза - дерево…; роза - цветок…; Вывод: Итак, ребята, вы уже знаете, что лексическое значение слова можно определить и по его признакам. - Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (По словарю.) По Толковому словарю. Они разные: у вас на парте школьный, есть т.с. Сергея Ивановича Ожегова, есть словарь Владимира Ивановича Даля и многие другие, есть словарик и у вас в учебнике.( стр. 228) Почему я сказала словарик, а не словарь? (маленький) Видите, корень один, а слова уже разные.
- Теперь, отложите словари и посмотрите на слово «ДОРОГОЕ».
- Работа в парах.
- Отчёт групп - проверка выполнения задания.
- Обобщение. Давайте проверим, ответили мы на поставленные в начале урока вопросы.
Задание
- Объясните друг другу значение слова.
- Найдите слово в толковом словаре.
- Многозначное это слово или нет?
- Составьте предложения, употребив различные значения слова.
- Какие слова называются многозначными?
- Подготовьте отчёт о работе по плану.
Мы работали со словом (назвать слово).
- Это слово имеет____значений. Перечислить.
- Это слово многозначное (однозначное),потому что_____________________.
- Мы составили следующие предложения_______________________________.
- Объясните друг другу значение слова.
- Найдите слово в толковом словаре.
- Многозначное это слово или нет?
- Составьте предложения, употребив различные значения слова.
- Какие слова называются многозначными?
- Подготовьте отчёт о работе по плану.
- Мы работали со словом (назвать слово).
- Это слово имеет____значений. Перечислить.
- Мы составили следующие предложения_______________________________.
Задание 1. Объясните друг другу значение слова.
- Найдите слово в толковом словаре.
- Многозначное это слово или нет?
- Составьте предложения, употребив различные значения слова.
- Какие слова называются многозначными?
- Подготовьте отчёт о работе по плану.
- Мы работали со словом (назвать слово).
- Это слово имеет____значений. Перечислить.
- Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________.
- Мы составили следующие предложения_______________________________.
Задание 1. Объясните друг другу значение слова.
- Найдите слово в толковом словаре.
- Многозначное это слово или нет?
- Составьте предложения, употребив различные значения слова.
- Какие слова называются многозначными?
- Подготовьте отчёт о работе по плану.
- Мы работали со словом (назвать слово).
- Это слово имеет____значений. Перечислить.
- Мы составили следующие предложения_______________________________.
Задание 1. Объясните друг другу значение слова.
- Найдите слово в толковом словаре.
- Многозначное это слово или нет?
- Составьте предложения, употребив различные значения слова.
- Какие слова называются многозначными?
- Подготовьте отчёт о работе по плану.
- Мы работали со словом (назвать слово).
- Это слово имеет____значений. Перечислить.
Задание 1. Объясните друг другу значение слова.
- Найдите слово в толковом словаре.
- Многозначное это слово или нет?
- Составьте предложения, употребив различные значения слова.
- Какие слова называются многозначными?
- Подготовьте отчёт о работе по плану.
- Мы работали со словом (назвать слово).
- Это слово имеет____значений. Перечислить.
Задание 1. Объясните друг другу значение слова.
- Найдите слово в толковом словаре.
- Многозначное это слово или нет?
-
- Какие слова называются многозначными?
- Подготовьте отчёт о работе по плану.
-
-
- Мы работали со словом (назвать слово).
- Это слово имеет____значений. Перечислить.
-
Задание 1. Объясните друг другу значение слова. 2. Найдите слово в толковом словаре. 3. Многозначное это слово или нет? 4. Составьте предложения, употребив различные значения слова.
- Какие слова называются многозначными?
- Подготовьте отчёт о работе по плану.
План отчёта
-
-
- Мы работали со словом (назвать слово).
- Это слово имеет____значений. Перечислить.
-