- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка урока по психологии на тему «Личность. Структура личности»
Методическая разработка урока по психологии на тему «Личность. Структура личности»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Семёшина Е.Б. |
Дата | 05.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя образовательная школа №49»
Педагог - психолога высшей категории Семёшина Е.Б.
Методическая разработка урока по психологии на тему «Личность. Структура личности» ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Личность. Структура личности. Цель: познакомить учащихся с понятием личности и ее структурой, определить различия в понятиях индивид, индивидуальность, личность;
- развивать умений анализировать и творчески мыслить, обобщать и систематизировать, сравнивать и выделять главное;
- Воспитывать интерес к теме, психологии с помощью активизации познавательного интереса учащихся.
- Методы: упражнения, рассказ с элементами беседы, метод мозгового штурма, метод ассоциативного ряда, работа в парах, фронтальный опрос.
Структура урока I. Организационный этап.................................................................................2 мин. II. Актуализация опорных знаний.....................................................................8мин. III. Изучение нового материала ......................................................................20 мин. IV. Закрепление изученного материала...........................................................10 мин. V. Выводы............................................................................................................3мин. VI. Домашняя работа.........................................................................................2 мин. Ход урока. I. Организационный этап. Приветствие. Мотивация. II. Актуализация опорных знаний.
- Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос..
- Метод мозгового штурма к понятию личность. Ответы записываются на доске.
- Рассказ с элементами беседы.
- Составление опорного конспекта в тетрадях.
- Метод ассоциативного ряда. Индивидуальность-это. Ответы записываются на доске.
Вывод. В действительности все люди обладают индивидуальностью, но разной степенью ее проявления. Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
- Упражнение « Снежинки»
- складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
- снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;,
- в третий раз проделывает то же самое;
- и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.
Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, обобщив имеющиеся походы и взгляды на проблему личности, выразил кратко свое понимание ее структуры в трех аспектах:
- что человек хочет (потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы и т.д.);
- что он есть (характер, темперамент и т.д.);
- что он может (опыт, умения, знания, задатки и способности, интеллект (мыслительные способности), частные способности (музыкальный слух, хороший глазомер, любой другой талант), природно-индивидуальные проявления уровня развития психических процессов (ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, чувства и воля и и т.д.).
А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
-
темперамента (структуры природных свойств),
-
направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
-
способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Теории личности в трудах зарубежных ученных . Краткий обзор.
Основные направления в исследованиях личности можно выделить, начиная примерно с середины XX века. Далее мы рассмотрим некоторые из них. З. Фрейд. Структура личности Существуют теории личности, которые известны не только психологам, но и популярны в широких слоях населения. Одной из таких концепций является психодинамическая теория личности З.Фрейда. По мнению Фрейда, личность образуется тремя структурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх я). Ид. Сфера ид - это инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере ид, требуют своей реализации и определяют (прямо или косвенно) поведение личности. В целом функционирование сферы ид подчиняется принципу удовольствия. Эго. Сфера эго - это рациональная часть личности, то есть сфера сознания. Эго находится в постоянном взаимодействии со сферой ид, пытаясь предотвратить опасные, дезадаптивных проявления двух базовых инстинктов. Суперэго. Сфера суперэго - это сфера морального я личности, включающая в себя систему норм, ценностей, этических представлений, согласующихся с требованиями социума. Эта сфера формируется в процессе социализации и является, по Фрейду, последним (во временном смысле) компонентом развивающейся личности. Изучая структуру личности, Юнг пришел к выводу, что она имеет две направленности или ориентации, которые он назвал экстраверсией и интроверсией. «Экстраверсия - направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям» . «Интроверсия - направленность внутрь себя, в свой внутренний мир». IV. Закрепление изученного материала.- Упражнение «Автопортрет». Работа в парах.
На обсуждение в парах отводится 3 минуты. V. Подведение итогов. Обобщение и систематизация полученных знаний по теме.
Метод «незаконченных предложений»: «Сегодня я узнал, что……» Домашняя работа. Выучить конспект.
Педагог - психолога высшей категории Семёшина Е.Б.
Структура личности, предложенная профессором К.К. Платоновым
З. Фрейд