Методическая разработка урока по психологии на тему «Личность. Структура личности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя образовательная школа №49»

Педагог - психолога высшей категории Семёшина Е.Б.
Методическая разработка урока по психологии на тему «Личность. Структура личности» ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Личность. Структура личности. Цель: познакомить учащихся с понятием личности и ее структурой, определить различия в понятиях индивид, индивидуальность, личность;

  • развивать умений анализировать и творчески мыслить, обобщать и систематизировать, сравнивать и выделять главное;
  • Воспитывать интерес к теме, психологии с помощью активизации познавательного интереса учащихся.
  • Методы: упражнения, рассказ с элементами беседы, метод мозгового штурма, метод ассоциативного ряда, работа в парах, фронтальный опрос.
Оборудование: тетради, стикеры, бумага, схемы, презентация. Базовые понятия и термины: личность, индивид, индивидуальность.

Структура урока I. Организационный этап.................................................................................2 мин. II. Актуализация опорных знаний.....................................................................8мин. III. Изучение нового материала ......................................................................20 мин. IV. Закрепление изученного материала...........................................................10 мин. V. Выводы............................................................................................................3мин. VI. Домашняя работа.........................................................................................2 мин. Ход урока. I. Организационный этап. Приветствие. Мотивация. II. Актуализация опорных знаний.

  • Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос..
III. Изучение нового материала. Объявление темы и целей урока.
  • Метод мозгового штурма к понятию личность. Ответы записываются на доске.
  • Рассказ с элементами беседы.
  • Составление опорного конспекта в тетрадях.
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых по­нятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагоги­кой и др. Есть разные толко­вания этого понятия, но все они схо­дятся в одном: личность - это человек как субъект отношений и сознательной деятельности (человек как носитель социальных качеств). Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Понятие "индивид" (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом") сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используется также для введения представления о человеке как носителе какого-либо единичного качества. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя опреде­ленных биологических свойств. Индивид, рассматриваемый в его специфических особенностях, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам, выступает синонимом понятия индивидуальности.
  • Метод ассоциативного ряда. Индивидуальность-это. Ответы записываются на доске.

Вывод. В действительности все люди обладают индивидуальностью, но разной степенью ее проявления. Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
  • Упражнение « Снежинки»
Каждый участник получает салфетку и выполняет следующие действия:
  • складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
  • снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;,
  • в третий раз проделывает то же самое;
  • и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.
Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось. Обсуждение Участники сравнивают, какие снежинки у них получились - одинаковые или разные, непохожие. Так и люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность. Таким образом, понятие индивидуальности характеризует личность с точки зрения ее своеобразия и неповторимости. Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности. В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни. Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента. Личность характеризуется такими понятиями как способности, темперамент, характер, мотивация и социальные установки. Многочисленные свойства могут быть обобщены и сведены в целостную структуру личности.

Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, обобщив имеющиеся походы и взгляды на проблему личности, выразил кратко свое понимание ее структуры в трех аспектах:

  • что человек хочет (потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы и т.д.);
  • что он есть (характер, темперамент и т.д.);
  • что он может (опыт, умения, знания, задатки и способности, интеллект (мыслительные способности), частные способности (музыкальный слух, хороший глазомер, любой другой талант), природно-индивидуальные проявления уровня развития психических процессов (ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, чувства и воля и и т.д.).
В психологии хорошо известна динамическая функциональная структура личности, предложенная профессором К.К. Платоновым. Структура личности состоит из четырех подструктур: Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции; врожденные способности. В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),

  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Теории личности в трудах зарубежных ученных . Краткий обзор.

Основные направления в исследованиях личности можно выделить, начиная примерно с середины XX века. Далее мы рассмотрим некоторые из них. З. Фрейд. Структура личности Существуют теории личности, которые известны не только пси­хологам, но и популярны в широких слоях населения. Одной из таких концепций является психодинамическая теория лич­ности З.Фрейда. По мнению Фрейда, личность образуется тре­мя структурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх я). Ид. Сфера ид - это инстинктивное ядро личности. Мощные инстинк­ты, находящиеся в сфере ид, требуют своей реализации и опре­деляют (прямо или косвенно) поведение личности. В целом функционирование сферы ид подчиняется принципу удоволь­ствия. Эго. Сфера эго - это рациональная часть личности, то есть сфера сознания. Эго находится в постоянном взаимодействии со сфе­рой ид, пытаясь предотвратить опасные, дезадаптивных прояв­ления двух базовых инстинктов. Суперэго. Сфера суперэго - это сфера морального я личности, включаю­щая в себя систему норм, ценностей, этических представлений, согласующихся с требованиями социума. Эта сфера формиру­ется в процессе социализации и является, по Фрейду, последним (во временном смысле) компонентом развивающейся личнос­ти. Изучая структуру личности, Юнг пришел к выводу, что она имеет две направленности или ориентации, которые он назвал экстраверсией и интроверсией. «Экстраверсия - направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям» . «Интроверсия - направленность внутрь себя, в свой внутренний мир». IV. Закрепление изученного материала.
  • Упражнение «Автопортрет». Работа в парах.
Цель упражнения: формирование умений распознавания черт личности, развитие навыков описания других людей по различным признакам. Задание. Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты Работа в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным.
На обсуждение в парах отводится 3 минуты. V. Подведение итогов. Обобщение и систематизация полученных знаний по теме.

Метод «незаконченных предложений»: «Сегодня я узнал, что……» Домашняя работа. Выучить конспект.
Педагог - психолога высшей категории Семёшина Е.Б.
Структура личности, предложенная профессором К.К. Платоновым
Методическая разработка урока по психологии на тему «Личность. Структура личности»




З. Фрейд
Методическая разработка урока по психологии на тему «Личность. Структура личности»Методическая разработка урока по психологии на тему «Личность. Структура личности»

© 2010-2022