Вопросы обучающимся и их ответы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вопросы обучающимся и их ответы.

Катьетова О.С.

учитель начальных классов

г. Павлодар, ГУШПН «Стикс» О том, насколько ребенок любит и желает задавать вопросы, отвечать на них, можно судить о его активном восприятии и осознанном усвоении знаний. Чтобы задать вопрос о чем-либо, ребенок должен уметь выделить главное, понять проблему и верно сформулировать ее. Следовательно, обучение умению задавать вопросы и отвечать на них, помогает развитию коммуникативных умений и мыслительной деятельности. Психолог В. М. Снетков описывает коммуникативное значение вопроса как «совокупность возможных альтернатив ответов, допускаемых этим вопросом». [1] Следовательно, «хороший вопрос» - это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив. Этот же автор выделяет несколько функций вопросов: получение новой информации, уточнение имеющейся, перевод разговора на другую тему, подсказка ответа, демонстрация своего мнения, оценки, позиции; настройка сознания и эмоций собеседника на определенный лад.[1] Впервые я стала задумываться над тем, какие же вопросы я задаю своим ученикам, во время прохождения президентских курсов третьего базового уровня. Конечно, я и раньше, в течение дня задавала очень много вопросов, но ограничивалась только такими, которые требовались для проверки запоминания информации учениками. Занимаясь изучением техники постановки вопросов, я поняла, что вопросы - первое средство обучения, которым нужно умело и правильно пользоваться в ходе урока. И мы, учителя, должны научиться постановке таких вопросов, которые учеников воодушевляют и побуждают их к учению. Чтобы не попасть в ловушку, когда все уроки сводятся только к двум уровням - знание и понимание, необходимо использовать следующие стратегии и приемы, которые помогают многим преподавателям развить у своих учеников умение задавать вопросы.

  1. Стратегия «Вопросительные слова»
  2. «Толстый и тонкий вопросы»
  3. Вопросы по «таксономии Блума»
Используя таксономию Блума, созданную для классификации способности мыслить, можно спланировать урок, задействовав все уровни познания, можно ставить вопросы, проверяя знания ученика и в то же время, стимулируя его мышление. Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. [2] Остановлюсь на одном из уроков, с целью проанализировать свои вопросы ученикам, используя схему таксономии Блума, где я покажу шесть уровней мышления, которые выделяет известный исследователь педагогики.

Тема урока: связь числа с геометрическими фигурами.

Знание (1 задание)

К целям этого уровня относятся специфические знания (даты, факты, числа, термины, названия); процедурные знания (критерии, направления, категории, классы ); абстрактные знания (принципы, аксиомы, теоремы, обобщения).

Опрос учащихся через «тонкие» и «толстые» вопросы - Что изображено на доске? (Геометрические фигуры) - «тонкий» вопрос, который предполагает однозначный ответ. - Как называются эти фигуры? (это точно сформулированный, «тонкий» вопрос, который предполагает краткий ответ). - Как можно использовать геометрические фигуры? (можно нарисовать домик, построить башню и т.д.) - «толстый» вопрос, вопрос, на который трудно ответить кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы. - Что можно получить из квадрата? (2 прямоугольника, 2 треугольника, 4 треугольника, тюльпанчик (оригами), нарисовать стол и т.д.) - «толстый» вопрос, который не содержит каких либо вариантов ответов, а предполагает опрашиваемому самому сформулировать ответ на вопрос в свободной форме. Вывод: закрытые вопросы показывают, насколько хорошо дети знают геометрические фигуры и умеют их различать. А открытые вопросы были использованы на уроке, с целью получить дополнительные сведения о геометрических фигурах.

Понимание (2 задание) Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. Отбор и сортировка информации. - Ребята, перед вами множество карточек, среди них вам нужно отобрать только геометрические фигуры. (Работая в группе, дети выбирают среди картинок только геометрические фигуры). Этим заданием проверяется умение детей понять смысл переданной информации и употреблении ее, при сравнении объектов (геометрических фигуры, с другими предметами - игрушками, животными, техникой, составленными из геометрических фигур).

Применение (3 задание) Данный вид деятельности формирует у учащихся умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. В третьем задании детям можно предложить детям построить космический корабль из геометрических фигур, используя только треугольники и квадраты. Цель этого задания - осознать полученную информацию и применить ее в аналогичной ситуации.Вопросы обучающимся и их ответы. Сравнив геометрические фигуры, квадрат и прямоугольник, можно предложить ребятам составить таблицу «толстых - тонких вопросов» - Что можно получить из прямоугольника? (толстый вопрос) - У квадрата и прямоугольника равные стороны? (тонкий вопрос) - Сколько сторон и углов у прямоугольника и квадрата? (тонкий вопрос).

Анализ (4 задание) Анализ характеризует умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

Составление сравнительной таблицы (задание разноуровневое). Цель данного задания - сравнить геометрические фигуры, сопоставить его с числами, и сделать вывод из полученных фактов. Для «медленных детей» Многоугольники Другие фигуры



Для «быстрых детей»

Многоугольники Число



Дети заполняют таблицы. Выполняют взаимопроверку по ключу на обратной стороне карточки.Вопросы обучающимся и их ответы. Стратегия «взаимное оценивание в парах» (обмениваются работами и оценивают друг друга)

Синтез (5 задание)

Данное задание помогает учащимся развивать умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Составление карты опыта по числам и геометрическим фигурам. (Дети составляют карту опыта, из предметов, и карточек, которые они отобрали, по теме урока, используя необходимые ресурсы. Лидеры групп презентуют работу).Вопросы обучающимся и их ответы.Вопросы обучающимся и их ответы. Цель этого задания - изобразить ценность полученной информации, на основании личного опыта, чтобы создать что-то новое, другое. Они должны оценить ситуацию, выразить мнение, рекомендовать решение и совместно составить кластер.

Оценка (6 задание) Учащиеся высказываются о ценности информации на сновании данного критерия, оценивают ситуацию, выражают свое собственное мнение, обсуждают тему. Данная стратегия позволяет проследить динамику успеха учащегося, относительно его самого. Поэтому оценка деятельности, поставленная самим учащимися, должна предшествовать оценке учителя, который должен понять причину проблемы, с целью ее решения. Суждения ученика должны строятся на четких критериях. Ученик оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критерий. Покажу это на примере составления карты опыта учащимися. Группы составляют карту опыта о связи числа с геометрическими фигурами. Данное задание предполагает взаимооценивание групп сигнальными карточками, основываясь на критерии: число должно соответствовать количеству углов и сторон. Дети, используя свои знания, делают логические выводы, выполняя исследовательскую работу. Во время взаимооценивания, группы не только оценивают правильность действий учащихся из другой группы, но и берут себе на заметку, то, что сами не увидели и не смогли применить, выполняя задание. Благодаря предложенным заданиям дети улучшили свое обучение, благополучно достигнув поставленных перед ними задач. Поэтому перед учителями стоит острая необходимость изменения общеобразовательной программы, через разработку специальных заданий, которые будут выполняться с целью развития способностей всех учащихся.

Список использованной литературы:

  1. Снетков В. М. Психология коммуникации в организациях (учебное пособие). СПб.: СПбГУ, 1999. - 116 с.
  2. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.




Аннотация В статье раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования новых подходов в преподавании и обучении основанных на конструктивистских теориях кембриджского университета, которые предполагают интегрированное внедрение семимодульного обучения. Примеры из собственной практики иллюстрируют применение модулей Критического мышления, с использованием таксономии Блума и диалогового обучения на практике учителем. Педагогом накоплен богатый материал по работе с детьми в рамках данных модулей. Материал носит инновационный характер, поэтому рекомендован педагогам региона для использования в своей педагогической практике.

АҢДАТПА.

Мақалада Кембридж университетінің сындарлылық теориясына негізделген оқытудағы жаңа шешімдерін қолдану, дамыту және енгізудің өзекті мәселелері көрсетілген. Олар жетімодульді оқытуды ықпалды енгізуді жорамалдайды. Педагог Блум таксономиясын, диалогтық оқыту, сын тұрғысынан ойлау модулін қолдану үлгілерін өз тәжірибесінен көрсетеді. Өз тәжірибесінен мысалдар мұғалімнің жұмысындағы ауызекі сөйлеу оқыту модулін қолдануды көрсетеді. Осы модуль аясында педагог балалармен жұмыс бойынша бай материал жинақтады. Материал жаңашыл болып табылады, сондықтан аймақ педагогтарына өз педагогикалық тәжірибесінде қолдануға ұсынылады.







© 2010-2022