«СКАЗКОТЕРАПИЯ»- ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«СКАЗКОТЕРАПИЯ»- ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.

Добрый день, Уважаемые коллеги!

Я, Фомина Елена Викторовна, учитель начальных классов

МБОУ Средне-Егорлыкской СОШ № 4

Целинского района

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

-Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!

И огонёк этой свечи погас.

Вторая сказала:

-Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.

Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

-Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких.

И эта свеча угасла…

Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

- Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! Произнеся это, он заплакал.

Тогда четвёртая свеча сказала:

-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда.

Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвёртой свечи учителя. Именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.

Мое педагогическое кредо:

Ученик- это не сосуд, который надо наполнить,

А факел, который надо зажечь.

Учитель- свеча, которая светит другим, сгорая сама.

Свечой, которая зажгла моё сердце, для меня стала моя первая учительница. Я с детства видела, как любят и уважают ее ученики, родители, коллеги по работе.

Профессия учителя - моя мечта с детства. И в выборе профессии я не ошиблась. Школа - это особый мир. Здесь каждый день не похож на предыдущий. Жизнь в школе «бьет ключом», постоянно надо спешить, спешить дарить свою энергию, знания, умения своим ученикам. Быть учителем, значит не только учить, но и самому постоянно учиться, совершенствоваться, идти в ногу со временем. А главное, быть интересным своим ученикам.

Я - учитель начальных классов. Первый учитель… Или, как еще говорят, вторая мама. Как это звучит гордо и ласково! Но, в то же время, как ответственно быть первым учителем. Ведь именно мне доверяют родители самое дорогое, что у них есть, - своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Только уважение и доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания, увидеть в каждом ребенке личность.

Моя задача, как учителя - выявить уникальный потенциал каждого ученика, помочь ребенку проявить свои лучшие качества, раскрыть себя. Развитие ребенка, совершенствование его лучших качеств может проходить только в деятельности.

Именно поэтому я выбрала идеей моего педагогического опыта:

«СКАЗКОТЕРАПИЯ» - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.

Целью проекта является: развитие творческого потенциала детей через изучение сказок.

Задачи:

Обучающие:

-Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельности

Развивающие:

-Развивать у учащихся познавательный интерес.

-Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

-Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.

-Приобщить детей к чтению художественной литературы.

-Привитие любви к литературе, сказке, к его величеству слову, к народным традициям.

Ожидаемые результаты:

-Раскрытие творческих способностей каждого ребенка.

-Сотворчество учителя, детей, родителей.

-Повышения качества обученности учащихся.

-Повышение читательских способностей учащихся.

-Активное участие в творческих конкурсах различного уровня.

-Создание детских портфолио и портфолио класса.

Все мы родом из детства, а детство начинается со сказки.

А что такое детство - это удивительный мир сказок.

Свой опыт я использую с первых дней пребывания ребенка в школе.

Заходя в класс, дети встречают меня, в образе доброй, сказочной феи. Именно с этого знакомства я ввожу детей в методику «сказкотерапия».

На протяжении всех четырех лет нам будут помогать прекрасные, необыкновенные сказочные герои, книги, игрушки.

В начальных классах закладывается фундамент для развития фантазии и творческих способностей учащихся. Фантазируя, ребёнок пытается понять мир, объяснить себе те явления, которые, пока не может постичь логическим путём.

Выполняя творческие задания и упражнения, происходит акт творчества, ребёнок учится находить свой - новый путь и создавать что-то своё. Вот здесь и требуются особые качества ума: наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и закономерности - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Умелое применение сказки позволяет сделать урок ярче, содержательнее, интереснее. Выполнение «сказочных» заданий помогает формированию учебной мотивации, сплочению коллектива, умение работать в команде.

При данной технологии можно использовать самые различные методы и приемы. Чаще всего я применяю следующие методы и приемы:

---- Привлекательная цель

Детям может быть поставлена цель - помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

---- Волшебная палочка

» Ручка ( карандаш ) передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному правилу. Например: передающий называет на математике любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения.

----- Фантастическая добавка

Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

----- Сказочные пазлы

Пазлы, нацелены на создание творческой и во многом игровой среды. Детям можно предложить следующие задания:

-пересказ данного эпизода сказки, изображенной на картинке;

-описание персонажа;

-сочинение своего продолжения сказки.

------ Знакомые герои в новых обстоятельствах

Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными.

Например: лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках.

А могут быть обстоятельства близкими к жизни детей. Например: лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка.

----- Путешествие со сказочным героем.

Этот метод не даст ребёнку скучать на уроке.

Угадайте, из какой сказки герой:

« Емеля, отпусти меня в воду, я выполню все, что

ни пожелаешь ".

Из сказки " По щучьему велению ".

Отправляемся в путь на печи.

На пути нам встретятся различные препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть смелыми, быстрыми, сообразительными, внимательными.

---«Здоровейка»

Это уроки с доктором Айболитом, которые нацелены на формирование здорового образа жизни

Уроки, в которых применяются данные методы, способствуют развитию интереса к предмету, развивают внимание и учат сопереживать литературным героям.

В течение учебного года каждый ребенок ведет сказочный дневник, в котором он записывает название сказки, автора, главных героев, мораль.

В конце года мы с детьми проводим «Сказочный марафон», где каждый ребенок раскрывает нам свой сказочный дневник, делится впечатлениями, делает выводы. На этом мероприятии дети сами превращаются в любимых сказочных героев. Конечно же, здесь не обойтись без помощи родителей, которые оказывают большую помощь в подготовке костюмов. Часто наши родители принимают участие и в роли сказочных героев.

Для проведения уроков и внеклассных занятий я подбираю разные виды игр. Например: « Колобок», « Три медведя», « По грибы», «Не ошибись», «Теремок» и т.д. Они служат развитию умственных способностей младших школьников, тренируют память, мышление. А также помогают лучшему усвоению и закреплению приобретённых на уроках знаний.

Чтобы ребёнка не отпугнуть трудными и непосильными заданиями, я соблюдаю принцип: « от простого к сложному».

Так приятно гордиться своими учениками, которые одерживают маленькие победы на каждом уроке, когда без ошибок пишут диктанты, с легкостью ориентируются в сложном материале, не боятся творить и ошибаться. И трудно выразить словами чувство восторга, когда видишь сияющие глаза детей и не можешь выбраться из тесного круга ребят, желающих что-то спросить, что-то сказать, просто постоять рядом. Преодолев первые трудности, у ребёнка постепенно появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игр достигнута. 80% учащихся ежегодно принимают активное участие в познавательных конкурсах «Русский медвежонок», «Сказка в новогоднюю ночь», «Кенгуру», «Эрудит», «Олимпус» и др. Также дети принимают участие и в школьных мероприятиях: «Сказочный марафон», «Чудо- осень», «Неделя начальных классов» и др.

При использовании технологии «сказкотерапия» повысился уровень развития творческих способностей, а также уровень качества и обученности учащихся.

За годы своей работы я убедилась что «сказкотерапия» универсальная технология, которая соответствует возрастным особенностям учащихся и помогает им самореализоваться.

Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить…

Для меня «учитель» - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть учителем - это и значит жить и быть счастливым.



© 2010-2022